Диалектика как система теоретического знания
Диалектика изначально формировалась в виде знаний и представлений о взаимосвязях и процессах развития всего сущего. К нашему времени она сложилась и существует как сложная система философского знания. Назовем и охарактеризуем элементы этой системы.
Прежде всего эта система включает в себя понятия (категории), описывающие диалектику. В них отражаются универсальные взаимосвязи мира, живой и многогранный процесс его развития. История диалектической мысли накопила богатый понятийный аппарат для изучения различных связей мира и процессов развития в нем.
Центральным понятием диалектики является понятие «развитие». Можно сказать, что развитие— это одно из проявлений движения (изменения) в мире. Оно представляет собой поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, более совершенному и прогрессивному. Ему присуща и такая черта, как необратимость,в отличие, например, от колебательно-возвратного движения маятника часов. В ходе развития происходит переделка структуры и смена свойств предмета. Типичными примерами развития являются развитие индивида (детство, юность и т.д.), всемирной истории (отдельные эпохи в ней), рост растения (семя — стебель - цветок) и т.д. Но развитие все же не есть некая плоская эволюция, какая-то прямая линия. В нем всегда имеют место скачки и зигзаги, неравномерность, обратные движения. Особенно ярко это проявляется в общественной жизни.
Под связью(отношением) в диалектике понимается всеобщая взаимозависимость вещей и процессов внешнего мира. Эти связи так же разнообразны, как и сам материальный мир. Примерами их могут быть пространственные и временные, генетические, духовные, семейные, экономические и иные связи. Чем в более разнообразные связи включен предмет (в том числе и человек), тем интенсивнее он развивается. Духовное богатство человека зависит, следовательно, от многогранности его отношений с окружающим миром, с обществом.
Взаимодействие— это понятие диалектики для обозначения процессов взаимного воздействия и влияний предметов друг на друга. Оно всегда носит активный характер и предполагает взаимный обмен энергией, изменение предметами своих внешних и внутренних свойств и состояний. В этом смысле развитие материального мира представляет собой сложный поток бесконечных взаимодействий в рамках тех или иных форм движения материи, переплетение этих форм друг с другом.
Понятие противоречияфиксирует отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными началами (противоположностями) в мире и его вещах. Оно есть естественное состоящие вещей, вытекающее из их природы. Простейшей наглядной моделью взаимодействия противоположностей является обыкновенный магнит с его двумя полюсами — северным и южным. Противоречие — это взаимосвязь между противоположностями, которые исключают друг друга, противостоят друг другу. Оно означает как бы изначальную разорванность предмета (процесса), его асимметрию. Противоречия имеют место как в живой, так и в неживой природе, в общественной жизни. Таковыми являются, например, взаимоотношения между ассимиляцией и диссимиляцией в человеческом организме, между силами притяжения и отталкивания в космосе, между добром и злом в обществе. Очевидно, что все эти противоположности существуют лишь в рамках органической связи друг с другом, а не сами по себе.
В обществе особой формой противоречия является антагонизм.Он представляет собой полярность социальных и иных интересов. Проявлением такого противоречия были отношения между рабами и рабовладельцами в древнем мире. Антагонизм может складываться между очень опасным преступником-рецидивистом и обществом. Такое противоречие всегда проявляет себя в острых формах противостояния и борьбы, нередко — в виде конфликтакак физического и грубого столкновения враждующих сторон. Социальная революция в истории человечества — это тоже проявление конфликта в развитии, который возникал во многом из-за консервации острых противоречий и их несвоевременного разрешения. Антагонизм в обществе — это «трагическое» противоречие, при котором стороны как бы «пожирают» друг друга в борьбе.
Наряду с противоречием в диалектике употребляется и понятие гармонии.Под ней следует понимать стройность целого и соответствие сторон друг другу. Гармония есть единство и примирение разного,в том числе и противоположного. Так, противоречие между мужчиной и женщиной порождает любовь как прекрасную гармонию, благодаря которой род человеческий и может продолжать свою дальнейшую жизнь. Гармония — это прекрасный (красивый, «красный») порядок, в отличие от Хаоса. Проявлениями гармонии являются симметрия сторон, социальное согласие и мир, ритм и симфония в музыке. В христианской религии образом гармонии является Царство Божье как некий идеальный порядок мира в грядущем эоне.
Диалектика оперирует и многими другими понятиями, часть из которых будет названа и раскрыта нами несколько ниже.
Кроме понятий, диалектика как система включает в себя и принципы.Под ними принято понимать исходные положения философской теории развития, которые выполняют роль ориентиров в познании. Принципы, или «элементы» диалектики выведены из внешнего мира и являют собой результат познания этого мира человеком. Важнейшими среди них принято считать принцип связи всего со всем, противоречивость всего сущего и развитие (изменчивость) всего в мире. Эти принципы, будучи усвоенными, составляют ткань диалектического мышления.
В систему диалектики входят и ее основные законы.Понятие закона имеет два смысловых значения. Во-первых, под законом понимаются общие, устойчивые и необходимые связи (отношения) между предметами и явлениями мира. Это, например, закон всемирного тяготения, закон естественного отбора и др. Все это - законы объективного материального мира. Во-вторых, под законом понимают систему знаний (понятия, идеи, принципы и т.д.), в которых отражаются связи внешнего мира. Это уже есть законы науки. Под закономерностьюпринято подразумевать совокупное действие целого ряда законов в ходе развития какого-то процесса (например, закономерности смены человеческих цивилизаций и др.).
Мы отмечали, что для диалектики важнейшими являются такие вопросы, как: «Что является источником развития?», «Как происходит развитие?» и «Куда направлено развитие?». Соответственно, в ней сформировались три основных закона, которые были в свое время систематически разработаны Г.Гегелем.
Закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностейназывают иногда «ядром» диалектики. В его рамках раскрываются и исследуются источники развития материального мира. Сам же процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. Подчеркивается особая роль противоречия как «двигательной силы» развития. Этот закон гласит, что развитие объективной реальности (и процесс ее познания) осуществляется путем раздвоения единого на противоположности и их взаимодействия. Данный закон носит всеобщий характер, так как проявляется в развитии природы, общества, в жизни индивида и в ходе самого человеческого мышления.
Диалектика подчеркивает, что в ходе взаимодействия противоположностей меняются и стороны предмета, и весь предмет в целом. В итоге и происходит развитие, т.е. обретение предметом новых признаков и свойств. Верх берет та сторона, которая оказывается более жизнеспособной и прогрессивной. Теория Ч.Дарвина убедительно показала, что в рамках противоречия между живыми организмами и средой их обитания выживали лишь те особи, которые несли в себе наибольший жизненный потенциал. Разумеется, в общественной жизни противоречия имеют несравненно более сложный и запутанный характер.
Закон взаимного перехода количественных и качественных измененийраскрывает механизм развития. Диалектика характеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, количества и качества. Свойство— это характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами. Качествоесть единство свойств предмета, раскрывающих его природу и определенность. Всякая вещь имеет лишь одно основное качество. Так, стакан — это инструмент прежде всего для питья. Количество— это степень развития свойств предмета, что проявляется в весе, размерах, длине и т.д. Каждый предмет есть противоречивое единство качественного (устойчивого) и количественного (неустойчивого). Это единство сохраняется, но лишь в рамках определенного интервала, называемого в философии мерой.
Диалектика утверждает, что на определенной ступени существования предмета наступает скачоккак процесс перехода предмета в принципиально иное состояние, или качество. Скачок — это решающий поворот в развитии. Он играет особую роль, поскольку в ходе его предмет перестает быть самим собой и переходит в свою противоположность. Наиболее удачно иллюстрирует действие этого закона в природе такая наука, как химия. Она показывает, например, что при прибавлении к молекуле кислорода всего лишь одного атома образуется озон как совершенно иное вещество с другими свойствами, вплоть до запаха. В связи с этим Ф.Энгельс характеризовал химию как науку о качественных изменениях вещей, происходящих в ходе изменения количества.
Закон отрицанияраскрывает формы и тенденции (общую направленность) процесса развития. Особую познавательную роль здесь играет понятие отрицания,под которым в диалектике понимается преодоление (вытеснение) старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Без отрицания нет развития, оно является движущим началом изменений. Отрицание носит всеобщий характер, проявляясь не только в природе (например, развитие стебля растения из зерна), в обществе (смена эпох), но и в жизни каждого отдельного человека (процесс познания и деятельности). Следует заметить, что развитие возможно лишь при так называемом конструктивномотрицании, т.е. при сохранении всего того позитивного и жизнеспособного, что имело место в прошлом. В противном случае будет происходить «зряшное» отрицание, т.е. простое отбрасывание, игнорирование прошлого. В общественной жизни формой проявления такого отрицания является нигилизмкак выражение разрушительного, а не конструктивного начала в человеке. Названные нами законы диалектики «схватывают» реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познавательное значение. Они дают общую схему развития мира. Однако в материальном мире кроме линейного (спрямленного) развития существуют и другие типы изменений (например, хаотическое, колебательное, турбулентное движение), которые требуют иных теоретических средств познания. В связи с этим законы диалектики конечно же не могут восприниматься как некое абсолютное и завершенное философское знание о связях и процессах развития в мире.
Изложенные нами выше понятия, принципы и законы дают возможность сформулировать основные идеи диалектикикак ее своеобразный вывод, итог. Таковыми являются, во-первых, идея связи всего со всеми, что подтверждается развитием мира и данными естественных и социальных наук. Во-вторых, это идея противоречивости мира как принцип и условие его существования. И в-третьих — идея изменчивости всего существующего в этом мире. Суммируя, можно сказать, что материальный мир не есть некая сумма вещей, а представляет собой систему различных процессов. Мир — это огненный поток, говоря словами Гераклита. Диалектика как метод философского мышления запрещает изолированное, одностороннее и искаженное рассмотрение предметов. Все они вовлечены во всемирный процесс взаимодействия друг с другом и не могут быть познаны в отдельности.
Будучи системой знания о связях и развитии материального мира, диалектика выполняет и ряд функций.Назовем и охарактеризуем наиболее важные из них.
Мировоззренческаяфункция означает, что диалектика как теория есть картина того, как мир взаимосвязан и как он движется, т.е. меняет свои состояния. Однако в мире существуют разныетипы движения, отмеченные нами выше. Именно поэтому не следует воспринимать развитие лишь в виде какой-то прямой линии, лишенной противоречий, скачков и зигзагов. Жизнь всегда богаче любой теории.
Методологическая(поисковая) функция выражается в том, что диалектика является методом, инструментом познания мира человеком. В ней воплощен (в виде идей и принципов) опыт такого познания. Освоение данного опыта индивидом и есть путь формирования культуры диалектического мышления (например, умения выделять в обществе его связи, динамику, противоречия и др.).
Диалектика выполняет также жизненно-практическую(«технологическую») функцию. Являясь системой знания о связях и развитии, диалектика дает мыслящему человеку исходные ориентиры в его практической деятельности (например, правильное определение своего отношения к прошлому страны). Такие знания помогают предвосхищать развитие событий, анализировать противоречия и тенденции (например, в политической жизни общества), выдвигать проекты, контролировать ход социального развития.
Все сказанное выше о диалектике можно облечь в ее краткую формулу: Диалектика = теория связей и развития + метод мышления.