Глава XVI Шишковидная железа -око богов
Из «Anatomy» Файфа
Рис. 65. Поперечный разрез головы человека
2 — мозолистое тело (corpus callosum),
3 — прозрачная перегородка;
4 — гипофиз;
16 — шишковидная железа;
17 и 18 — четверохолмие.
Поскольку шишковидная железа пользовалась наибольшим признанием у первых адептов и о ней написано больше, чем обо всех остальных, то любой оккультный разговор об эндокринной системе логично начать именно с нее. Epiphysis cerebri, или шишковидное тело, получило свое название из-за своеобразной формы[237]. Оно появляется в человеческом эмбрионе на пятой неделе развития в виде слепозаканчивающегося мешочка, ответвляющегося от отдела головного мозга, находящегося непосредственно перед средним мозгом, — промежуточного мозга, который включает область третьего желудочка и прилегающие участки.
Периферическая, или дальняя, часть этого мешочка превращается в тело железы, ближайшая (к месту прикрепления или исходной точке) остается ножкой. Не та ли это сосновая шишка, которую Э.А.Уоллис-Бадж, описывая в своей книге «Озирис и египетское воскресение», как Ани предстал перед Озирисом в египетском ритуале «Выхода днем», упоминает как «так называемую шишку на тупее Ани», для которой этот превосходный египтолог не смог найти никакого разумного объяснения? И не та ли это жужжащая шишка, которая принадлежала к числу символических игрушек младенца Вакха и которую Бастий описывает как маленький конический кусочек дерева, который обматывали шнуром, чтобы заставить вертеться и издавать гудение? (Дж. Р.С.Мид. «Орфей».) Те, кому известна эзотерическая функция шишковидной железы или кому по собственному опыту знаком жужжащий звук, сопутствующий ее деятельности, поймут уместность этой аналогии.
В результате прорастания внутрь соединительной ткани из pia mater[238], этой нежной и чрезвычайно насыщенной сосудами оболочки, окутывающей головной и спинной мозг, далее происходит разделение тела железы на дольки. К моменту рождения эта структура становится сравнительной большой, а к двенадцати годам достигает нормальных размеров.
И здесь снова можно провести аналогию с мифом о Вакхе, потому что игрушечный конус являл собой символ, неразрывно связанный только с детством бога. Иными словами, при нормальных условиях эта железа деградирует с наступлением подросткового возраста. Обратная эволюция, или деградация, шишковидного тела начинается примерно на шестом-седьмом году жизни и практически заканчивается к возрасту достижения половой зрелости.
Следует, однако, раз и навсегда запомнить, что в то время как Природа ликвидировала другие органы и части тела первобытного человека, этот сохранился; так что, сознавая бережливость Природы, приходится признать, что эта железа по-прежнему некоторым образом участвует в жизнедеятельности человеческого организма. Как утверждает д‑р Дж. Ф.Гудернатш, прежде работавший в Медицинском колледже Корнеллского университета, «несколько — по крайней мере три — задних дивертикулов[239] (epiphyses — шишковидное тело) развиваются из корня промежуточного мозга на втором месяце эмбрионального периода. В человеке они являются совершенно рудиментарными органами.
Epiphyses proper (эпифиз пропер) занимает самое заднее положение и единственный хоть до какой-то степени дифференцируется в человеке. Два других — это paraphysis — парафиз[240] и теменной глаз, рудиментарный орган чувств некоторых рептилий». Согласно Геккелю, у некоторых животных можно обнаружить настоящие глаза, которые не видят. Они расположены глубоко в голове и покрыты толстой кожей и мышцами.
Тирс, или скипетр, из греческих мистерий состоял из палки, увитой виноградом и листьями плюща и увенчанной сосновой шишкой. Этот скипетр в целом символизирует спинной мозг, его нади и сплетения, шишковидную железу и блуждающий нерв, и все они тесно связаны с таинствами полного обновления.
Санте описывает шишковидную железу как «конусообразное тело (corpus pineale) высотой 6 миллиметров и диаметром 4 миллиметра, соединенное с верхней стенкой третьего желудочка уплощенным стебельком — ножкой шишковидного тела. ...Шишковидное тело располагается на дне поперечной борозды головного мозга непосредственно под валиком мозолистого тела между верхними бугорками (colliculi) четверохолмия на задней поверхности среднего мозга. Оно плотно окутано мягкой мозговой оболочкой.
Внутренняя часть шишковидного тела образована замкнутыми фолликулами, окруженными врастаниями соединительной ткани внутрь. Фолликулы заполнены эпителиальными клетками, смешанными с известковым веществом — псаммозными тельцами (acervulus cerebri — "мозговым песком"). Известковые отложения обнаруживаются также на ножке шишковидного тела и вдоль хориоидальных сплетений. Функция шишковидной железы неизвестна. ...У пресмыкающихся имеется два шишковидных тела — переднее и заднее, — причем заднее остается недоразвитым, а переднее образует рудиментарный циклопический глаз. У гаттерии, новозеландской ящерицы, он выступает из теменного отверстия и состоит из несовершенных хрусталика и сетчатки и проходящих в его длинном стебельке нервных волокон. Шишковидная железа человека, вероятно, сходна с задним шишковидным телом рептилий».
Branchiostoma lanceolatum — ланцетник, маленькое прозрачное морское животное длиной около двух дюймов (5 см), является, насколько известно, единственным позвоночным животным, у которого нет шишковидной железы. У рептилий, согласно Спенсеру[241], эта железа имеет значительную длину и выступает (как отмечает Санте) через отверстие в своде черепа. У хамелеона эта железа располагается под прозрачной чешуеобразной пленкой в теменном отверстии, и ее средняя структура, имеющая форму струны, по словам Гертвига, «определенно похожа на зародышевый зрительный нерв. ... Исследователи, которые, подобно Рабл-Рукхарду, Альборну, Спенсеру и другим, занимались изучением шишковидной железы, придерживаются того мнения, что шишковидное тело следует считать непарным теменным глазом, который во многих случаях, например у рептилий, оказывается, довольно хорошо сохранился, но у большинства позвоночных находится в стадии вырождения».
Далее этот ученый автор подтверждает вероятность того, что у рептилий шишковидная железа реагирует на свет, но вопрос, до какой степени, так и остается открытым.
В своей лекции о глазах, прочитанной в клинике (графства) Мейо, а затем опубликованной Американской оптической корпорацией, Томас Холл Шестид, член-корреспондент, доктор медицины, член Американской коллегии хирургов, доктор прав и так далее, сообщил: «У некоторых амфибий имелся срединный или шишковидный глаз, располагавшийся в задней части головы. У многих гигантских ископаемых ящеров мезозойского периода тоже был такой глаз, и в любом геологическом музее и теперь еще можно увидеть отверстие в задней части черепа гигантской ящерицы, из которого прежде выглядывал этот странный глаз. У нас самих это отверстие прикрыто костью и глаз сжался в так называемую шишковидную железу. ...Шишковидный глаз впервые появился в мире в далеком прошлом у беспозвоночных животных. Это действительно был глаз беспозвоночных (т.е. глаз с палочками [в сетчатке], обращенными к стекловидному телу, а не от него, и в результате лишенный слепого пятна), но он сохранялся (все еще в форме глаза, характерного для беспозвоночных) у некоторых рыб, амфибий вообще, ящериц, а затем начал вырождаться, возможно, потому, что у позвоночных были и другие глаза характерного для позвоночных (и в силу какой-то непостижимой причины более подходящего) типа».
Тогда так ли уж безрассудны утверждения оккультиста, что в начале жизни на этой планете позвоночные были гермафродитами и «действительно одноглазыми»? Не разумнее было бы согласиться с оккультизмом в том, что эта железа на самом деле выступала из черепа, несколько напоминая антенну, как орган генерализованного чувственного восприятия, чем принять гипотезу профессора Ланкестера, что человек изначально был прозрачным и внутренний глаз мог видеть сквозь стенки головы?
Знали ли египтяне, что у рептилий эта железа достигла высочайшего развития, и по этой причине обматывали змеей лоб, куда по символической вольности помещают третий глаз жители Востока? Разве урей[242] не был символом мудрости и разве шишковидная железа не является органом системы приобретения знания, которое вообще больше не используется, а составляет тайну, хранимую избранными?
Из «De Humani Corporis Fabrica»
Рис. 66. Шишковидная железа (по Везалию)
Шишковидная железа как эмблема божественности, естественно, ассоциировалась с царственностью, ибо все монархи были тенями богов на земле. Короны Нижнего Египта и Пшент, или Корона Двойной Империи (объединенного Египта), были увенчаны странной антенной, усиком или очень тонким изогнутым шипом, больше всего напоминающим описание структуры третьего глаза, дошедшее из глубины первых веков. Маат, или страусовое перо Закона — еще один египетский символ истины, — по форме довольно похож на шишковидную железу, его носили как перо американских индейцев как бы поднимающимся из теменного отверстия.
Многие племена считают птиц эмиссарами духов (manidos) среди человечества, и птичьи перья, носимые на такой манер, несомненно могли иметь двоякий смысл.
Перо павлина с его похожим на глаз пятном закрепляется на голове китайского мандарина в положении, несколько напоминающем положение шишковидной железы в голове человека (с наклоном назад), и в качестве символа величия или просвещенности, сопутствующей величию, возможно, имеет аналогичное происхождение.
В оккультизме шишковидная железа рассматривается как связующее звено между объективным и субъективным состояниями сознания, или, на эзотерическом языке, видимым и невидимым мирами природы. В религиозных учениях латинян ее величали Янусом[243], двуликим богом и смотрителем врат святилища. Это божество являлось прообразом св. Петра, который стал его преемником в качестве стража небесного портала и носил при себе два ключа, соответствующие его должности, — один от золотой тайны духа, другой от серебряной тайны тела.
В древних исторических памятниках часто говорится о двуликих богах. На старинных римских виллах все еще встречаются гермы[244], подобные bifrons — двуликому Янусу, среди которых редким и интригующим исключением оказываются гермы с одним мужским, а другим женским лицами (опять herm-aphroditus — герм-афродит[245]?). Женское лицо символизирует животную душу, мужское — божественную, а изображение в целом указывает на оккультное строение и функцию шишковидной железы.
Гуд в своей книге «Мифические чудовища» приводит несколько примеров, взятых из древнейших китайских писаний. Индусская мифология также изобилует божествами-полицефалами[246], а от далеких тибетцев мы узнаем, что одним из титулов Авало-китешвары является Саманта-мукха, «тот, чье лицо обращено во все стороны».
С шишковидной железой связано некое алхимическое таинство, поскольку полное обновление человека зависит от пропитывания тинктурой этой железы, которая должна превратиться из неблагородного металла в золото.
Пока шишковидная железа не разбужена кундалини, она является носителем кама-манаса — животного разума (Афродита), но пропитанная духовным светом, она превращается в Буддхи-Манас — божественный разум (Гермес). Этот Буддхи-Манас есть Тот из египетских мистерий более позднего периода, бог знаний и письменности и (согласно нелепым заявлениям его жрецов) автор двадцати шести тысяч книг.
Философам известно, что шишковидная железа была органом сознательного зрительного восприятия задолго до того, как из головного мозга «выдвинулись» физические глаза, но не обязательно и не исключительно такого зрительного восприятия, каким мы обладаем теперь, а скорее зрительного восприятия, соответствовавшего тому миру, в котором человек обитал до того, как впал и свое нынешнее состояние.
По мере того как контакт индивидуума с материальным миром становился все более полным он утрачивал свои функции на внутренних планах жизни вместе с сознательной связью с Созидательными Иерархиями во вселенной над ним. Только с помощью дисциплины — усилия, направляемого мудростью и законом, — он сможет снова подняться в сферу своей духовной завершенности.
Было бы ошибкой прийти к заключению, что шишковидная железа как физическое тело в буквальном смысле обладает теми оккультными достоинствами, которые приписывают ей мудрецы. Сама железа является не третьим глазом, а всего лишь отражением этого органа — его двойником или символом в материальной структуре. Это реликт, свидетельствующий о наличии в древности некой способности, и то, что он сохранился на протяжении эпох духовного мрака, дает надежду на конечное восстановление той функции, на существование которой он, собственно, и указывает. Истинная сила этой железы заключена в ее духовном двойнике точно так же, как вся сила человека пребывает в его невидимой сущности. Обычное зрение не позволяет увидеть третий глаз, он виден только ясновидящим как вибрирующая спектральная аура, окружающая внешнее тело железы и ведущая себя как пульсирующий источник электрического света.
«Этот особый физический орган восприятия в головном мозге, — пишет Е.П.Блаватская, — расположен в ауре шишковидной железы. Эта аура отвечает вибрацией на любое воздействие, но живой человек может только ощущать ее, а не осознавать. В процессе мышления, проявляющемся в акте осознания, свет этой ауры постоянно вибрирует, и ясновидящий, глядя на головной мозг живого человека, может чуть ли не пересчитать видимые духовным оком семь градаций, семь нюансов света, переходящих от самого тусклого к самому яркому. Вы касаетесь своей руки; не успеете вы дотронуться до нее, как в ауре шишковидной железы уже возникают вибрации и приобретают свой оттенок цвета. Именно эта аура своими вибрациями вызывает утомление и изнашивание этого органа. Головной мозг, который заставили вибрировать, передает вибрации спинному мозгу и далее всему телу. Мощные вибрации радости или скорби могут таким образом убить. Вокруг шишковидной железы постоянно пляшут огоньки, но когда кундалини на короткий миг озаряет их, становится видна вся вселенная. Третий глаз открыт даже во время глубокого сна. Это хорошо для Манаса, извлекающего из этого пользу, хотя мы сами ничего не помним».
Именно Декарт считал шишковидную железу обиталищем души или звездного духа в человеке. В своих рассуждениях он исходил из того, что хотя anima и связана со всеми органами тела, обязательно должен быть один специальный орган, через который божественный компонент осуществляет свои функции более непосредственно, чем через все остальные. Решив, что ни сердце, ни головной мозг в целом не могут быть средоточием этого компонента, он методом исключения пришел к выводу, что этим центром должна быть та небольшая железа, которая, хотя и связана с мозгом, тем не менее действует или движется независимо от него. Кроме того, он заключил, что животные духи, движущиеся по вогнутостям черепа, могут приводить шишковидную железу в своего рода качательное движение. А подобное умозаключение, несомненно, выдвигает его в число наиболее ярких личностей периода перехода от средневековой науки к современной.
Теперь самое время обратиться к аргументам, с помощью которых Декарт, по его собственным словам, убеждал себя, что шишковидная железа и есть то место, где пребывает душа.
Ниже приводится выдержка из раннего издания его знаменитого трактата «О человеке», в которой полностью сохранена своеобразная терминология оригинала. «И все же не весь головной мозг, а только некоторая его часть является вместилищем этого внутреннего чувства, иначе зрительные нервы и мягкая сердцевина позвоночника как состоящие из той же субстанции, что и головной мозг, были бы резиденцией внутреннего чувства.
Итак, этим особым местом, где находится резиденция души, является "Glandula Pinealis", или шишковидная железа, некое ядро, похожее на ананас, которое помешается между желудочками головного мозга и окружено артериями Plexus Cho-rides (хордового сплетения). Причина, по которой мы сочли это ядро особым вместилищем души, заключается в том, что этот элемент головного мозга уникален, он — единственный и неповторимый. Ибо поскольку все органы чувств — парные, опять-таки не может быть никакой причины, почему бы нам не воспринимать два объекта вместо одного, кроме как потому, что прежде эти впечатления передаются в некий элемент мозга — единственный и неповторимый, — где они совмещаются. Ко всему прочему требуется также, чтобы этот элемент был подвижным, дабы душа путем непосредственного его (элемента) возбуждения могла посылать животных духов в какие-то одни мышцы, а не в другие. А поскольку это ядро поддерживается только очень мелкими артериями, охватывающими его со всех сторон, то можно не сомневаться, что любая мелочь приведет его в движение. Отсюда мы заключаем, что этот сокровенный элемент мозга является вместилищем души, где она осуществляет процессы понимания и хотения всего того, что исходит от тела или направляется к нему».
Приписывая шишковидной железе способность к движению, великий Декарт, хотя и не был оккультистом, коснулся одной из глубочайших тайн древних мистерий. Итак, вернемся к его трактату. «Соответственно практический ум можно истолковать как внутреннее чувство, посредством которого все объекты внешних восприятий различаются и объединяются в головном мозге как общем центре всех впечатлений. Или же практический ум есть не что иное, как сложение в шишковидной железе всех движений, вызываемых объектами в нервах, происходящее в то же самое время, когда объекты возбуждают чувства. При этом столь малые размеры нисколько не мешают этому ядру быть инструментом практического ума, а напротив, самыми глупыми оказываются те личности, у которых это ядро из-за своей величины не слишком подвижно, а самыми умными и сообразительными — у кого это ядро меньше, потому что его гораздо легче привести в движение. Причем, если бы оно стало даже еще меньше, чем есть на самом деле, оно все равно было бы достаточно большим в сравнении с некоторыми выступами желудочков и трубочками нервов». Веками Декарт служил предметом насмешек ученых мужей, а его мистические выводы вполне подходили под разряд того, что великий Тиндаль относил к сфере «поэзии». И вот наконец в наши дни начинает происходить некая «условная» реабилитация теорий Декарта со стороны науки, которая слишком часто страдает комплексом непогрешимости. «В последнее время, надо заметить, концепция великого француза приобретает все больший вес в глазах науки — ведь мы, если хотите, уже рассматриваем душу как некую часть человеческого интеллекта. (Sic!) Поскольку, очевидно, шишковидная железа непосредственно, хотя и весьма загадочным образом, связана с развитием умственных способностей» («How we became personalities»).
У очень маленьких детей, едва вышедших из состояния эмбриональной рекапитуляции[247], в сжатой форме отражавшего борьбу раннего человечества за существование, около темени есть незаращенный участок черепа. В редких случаях он не зарастает совсем, хотя обычно черепные швы в этом месте сходятся между седьмым и девятым годами жизни ребенка. В детском возрасте чувствительность этого участка над третьим глазом обычно сопровождается ясновидением или как минимум высокой восприимчивостью.
Рис. 67. На рисунке из древнего трактата по каббалистической медицине показано соответствие между отделами человеческого тела и помещениями храма
В этот период ребенок в основном все еще продолжает жить в невидимых мирах, и поскольку его физический организм пока остается более или менее невосприимчивым ввиду своей незавершенности, у него обнаруживается, по крайней мере, намек на деятельность в тех мирах, с которыми он некогда был тесно связан благодаря открытому доступу к шишковидной железе. По мере того как высший интеллект — Эго латинян — мало-помалу уходит в развивающуюся физическую структуру, он постепенно закрывает за собой небесную дверцу. Этот вход человека в его собственное тело каким-то загадочным образом связан с «душевными кристаллами» (лат. acervulus cerebri — так называемый «мозговой песок»), которые образуются в шишковидной железе.
Тайна третьего глаза прекрасно истолкована в легендах об уже упомянутом ранее Мировом Древе, положенных в основу скандинавских мистерий. В преданиях Эдды говорится, что на самой верхней ветви Иггдрасиля сидел орел, пристально оглядывающий вселенную, а на его голове, прямо между глаз, устроился сокол. Считалось, что орел символизирует стихию воздуха, а сокол — эфир пространства. Однако, если вспомнить, что для египтян сокол был особым символом бога Гора, чей единственный глаз олицетворял шишковидную железу для посвященных его ордена, странный рисунок сразу же наполнится новым смыслом. Один ученый каббалист минувшего столетия объявил, что, изучая «Зогар» и связь между Древом сефиротов и человеческим телом, он пришел к выводу, что первая Сефира — Кетер, Корона — представляет шишковидную железу, а следующие два сефирота — Хохма и Бина, расположенные по обеим сторонам дерева, — две доли головного мозга. В древнееврейских священных писаниях встречаются высказывания, которые вполне можно принять за косвенные намеки на шишковидную железу.
На одном конце этой маленькой железы, противоположном месту ее крепления, имеется пальцеобразный выступ, который называется «жезлом Бога» и соответствует священному копью в мистериях Грааля. По своей форме железа напоминает выпарные сосуды или реторты алхимиков. Символом вибрирующего пальца на конце железы служат жезл Иессея и скипетр верховного жреца. При выполнении определенных упражнений, предписанных внутренними школами восточного и западного оккультизма, у ученика, специально подготовленного к такого рода занятиям, этот палец начинает вибрировать с неизмеримой частотой, вызывая в голове жужжание или гудение, как уже упоминалось выше. Подобное явление может причинять сильные страдания и даже иметь губительные последствия, если такого рода упражнениями займутся люди, не обладающие достаточными познаниями в оккультизме. Шишковидную железу и гипофиз называют соответственно головой и хвостом Дракона Мудрости. Психические и оккультные токи головного мозга, поднимаясь вверх по спинному мозгу (см. главу «Кундалини и симпатическая нервная система»), на своем пути должны пройти по водопроводу мозга, который, как опускной дверцей, перекрыт шишковидной железой. Когда эта железа — ибис египтян — «заваливается назад», как будто сидит на корточках, она закрывает проход в четвертый желудочек и образует нечто вроде пробки. В таком положении она «запечатывает» в третьем желудочке его содержимое, отделяя его от четвертого желудочка. Возбужденная кундалини, железа встает вертикально, поднимаясь подобно голове кобры, готовой к нападению, и точно так же, как голова этой змеи, увеличивается в размерах; а ее маленький пальцеобразный выступ начинает двигаться с быстротой змеиного языка. Открыв таким образом проход между желудочками, шишковидная железа более не мешает сущностям смешиваться в головном мозге, творя духовную алхимию.
«Всевидящее Око» масонских братьев; «Единственное Око» священных писаний, посредством которого тело наполняется светом; «Один Глаз» Одина, позволявший ему постигать все тайны; «Око Гора», которое когда-то проглотил Тифон; «Око Владыки», которое, по словам Бёме, все замечает, — все они содержат намек на тот первозданный орган, который, согласно комментариям, составляющим основу «Тайной Доктрины», «постепенно утрачивая свои функции», исчез из виду, «глубоко погрузившись в голову» и скрывшись «под волосами». Несомненно, именно об этом пишет Прокл в своей первой книге «О теологии Платона», когда заявляет, что душа, войдя в святая святых, или в сокровенные тайники своей природы, постигает «происхождение богов и единство вещей», не прибегая к помощи своих реально существующих глаз, которые изображают закрытыми. Возникает вопрос, разве можно усмотреть что-то антинаучное в утверждении, что шишковидная железа и есть тот третий глаз историко-мифологических людей древних времен, которые фигурируют у Бероса в его текстах о происхождении халдеев и о которых рассказывали греки в мифах о циклопах? Мистику известно, что шишковидная железа — это все, что осталось от «Ока Дангмы», внутреннего ока просвещенного мудреца, и «Ока Шивы», которое располагалось вертикально на лбу богов и Джианов, указывая, что у них не затуманено духовное зрение. Вглядываясь в непроницаемое лицо Авалокитешвары, обратите внимание на его третий глаз и вспомните о комментариях, в которых записано, что когда внутренний человек активен, око «поднимается и увеличивается» и Архат способен ощущать и понимать эту деятельность и в соответствии с этим регулировать собственные действия.