Глава 1. философия как часть культуры, форма мировоззрения и область знания
Философия, к знакомству с которой вы приступаете, является обязательной частью учебных планов во всех специальных учебных заведениях. Каково же место философии в системе современного знания, для чего она необходима специалисту?
В нашу культуру имя «философия» пришло из древнегреческой. С древнегреческого языка оно переводится как «любовь к мудрости» (от греч. «филео» - «люблю» и «софия» - «мудрость»). В Древней Греции термин появился благодаря античному математику и философу Пифагору (580-500 гг. до н. э.), который назвал «философами» людей, стремящихся к высокой мудрости и правильному образу жизни1. Пифагор разъяснил, почему философы - только «любители мудрости», а не мудрецы, владеющие истиной: потому что знание доступно только Богу, только Бог - мудрец в подлинном смысле слова. Люди же могут лишь смиренно любить мудрость, стремиться к ней, но не достигать её (Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч.1. С.148).
В IV в. до н. э. у учеников Сократа (440/469 – 399 гг. до н. э.) появляется существительное «философия». В частности, Платон (427-347 гг. до н. э.) называл «философией» то, чем занимаются философы2.
Философия изучает тот мир, в котором мы живем, — мир человека. В отличие от других дисциплин она ориентирована на целостное его видение, причем с позиций человека и человеческой деятельности. Все другие науки изучают аспекты или части действительности. При этом в частных науках, как правило, не ставятся вопросы о значении полученного знания в жизни человека, о том, полезно оно для его жизни, или несет угрозу ей, а также вопросы о смысле и целях человеческой жизни. Эти вопросы лежат вне компетенции наук, озабоченных поисками истины. Поиски ответов на них – дело философии.
Особую роль в современном мире приобрела способность человека к научному познанию. Способность человека мыслить и получать знания, изучение способов (методов) научного познания является также предметом не научного, а философского рассмотрения. Именно философы искали и находили ответы на вопросы «Что такое знание?», «Как мы познаём?», «Почему изменяются научные теории?», и т. д. Исходя из характера решаемых в философии вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет сейчас две особо важные для каждого человека функции:
· во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла;
· во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.
Культура постиндустриального общества, на пороге которого стоит сегодняшняя Россия, стала продуктом этой познавательной деятельности. Роль знания как необходимого условия развития общества в современном мире особенно велика. Философия с начала своего возникновения провозгласила обоснованное и доказательное знание фундаментом для философской картины мира, и благодаря этой установке стала аккумулятором общечеловеческого опыта и ценностей.