Раздел 2.Структура и основные направления философии. Тема 2.2. Учение о бытии и познании мира

Тема 2.2. Учение о бытии и познании мира.

Практическая работа №12

Методы философии

Цель: контроль знаний и умений студентов по заданной теме;

Практические навыки: умение анализировать важнейшие методы философии

Задание:раскрываем смысл понятий:диалектика, метафизика, эклектика, догматизм, догма, принцип, закон, категории, связь, детерминизм, количество, качество, мера, скачок, эволюция, революция, тождество, различие, противоположности, противоречие, отрицание, преемственность, развитие, формы диалектики.

Содержание работы:необходимо проанализировать понятия: ответить на вопросы, сопоставляя и анализируя смысл изученных понятий

Норма времени: 2 часа.

Формат выполненной работы: ответы на вопросы, выполнение различных заданий

Критерии оценки: умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы, выделять главную мысль, логичность, краткость и четкость в изложении, умение обобщать, самостоятельно делать вывод, аккуратность;

Контроль выполнения: проверка заданий в тетради

Задание 1.

Дайте определение следующим понятиям темы :

1.Диалектика - это……

2.Философский метод понимания мира как вечного, неизменного, неподвижного, всегда равного самому себе и имеющего только количественные, а не качественные изменения – это …………

3.Способ мышления, в котором объединяются различные позиции, подходы и точки зрения, зачастую противоречащие друг другу –это ……….

4.Догма – это…..

5. Картина мира, построенная на догмах –это….

6.Принцип –это…

7. Объективное, необходимое, существенное, устойчивое,

повторяющееся отношение между явлениями бытия в мире.

Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия

той или иной науки, философии – это…..

8.Категория – это….

9. Философское учение, центральной идеей которого является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое явление – это…

10. Качество-это…

11.Количество–это….

12. Категория, в которой отражено определенное соотношение качественных и количественных характеристик предмета - это.......

13.Категории – это….

14.Отрицание –это….

15 Движение по восходящей линии от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, при отмирании старого -это….

Задание 2.

Какие из указанных ниже процессов можно отнести к развитию? Какие из перечисленных процессов относятся к прогрессу? Аргументируйте ответ.

1. Качание маятника. 2. Старение человека. 3. Износ станка. 4. Сборка машины на конвейере. 5. Тренировка спортсмена. 6. Взаимопревращение элементарных частиц. 7. Течение болезни. 8. Круговорот воды в природе. 9. Вымирание вида. 10. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. 11. Промышленная революция.

Задание 3.

В каких из перечисленных ниже афористических высказываний нашел отражение закон отрицания отрицания?

1. Новое – это хорошо забытое старое.

2. Перед каждым паровозом бежит тень лошади.

3. Клин вышибают клином.

4. Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.

Задание 4.

Какие из следующих суждений выражают детерминизм и индетерминизм? Аргументируйте ответ.

1. Всякое явление возникает вследствие объективной необходимости.

2. Всякому событию предшествует другое, его порождающее.

3. Случайные события – это беспричинные события.

4. В микромире не действуют причинные законы такого типа, какие действуют в макромире.

5. Движение элементарных частиц причинно не обусловлено.

Задание 5.

Какое из определений диалектики наиболее точно отражает ее сущность, как науки и метода познания мира?

1.наука о движении понятий

2.искусство вести спор путем раскрытия противоречий в суждениях оппонента

3. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

Задание 6.

Определите, какие концепции развития представлены в приведенном ниже отрывке? Почему одна из них называется «мертвой, бледной, сухой», а вторая – «жизненной»

«Две основные….концепции развития (эволюции) суть развития как уменьшение и увеличение, как повторение и развитие, как единство противоположностей.

При первой концепции движения остается в тени остается само движение, его источник, его мотив (или его источник переносится во вне – Бог, субъект….). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения.

Первая концепция «бледна, мертва, суха», вторая –«жизненна».(Ленин В. И. Полн.собр.соч. Т. 29 С. 319)

Рекомендуемые источники информации:

Основные источники

1.Горелов А.А.учеб. пособ. «Основы философии» 2011.;

2.Губин В. Д. уч пос. «Основы философии»М.2011. Интернет-ресурсы:

3.Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Университетская книга; Логос. -2009

4.Краткий философский словарь. Под. ред. А. П. Алексеева. – М.:РГ – Прогресс, 2010.

http://www. Alleg.ru/edu/philos 1.htm

http://www.diplom –inet.ru/resurshpilos

ru.wikipedia.org/wiki/философия

Дополнительная литература

1.Анишкин В, Г., Шманева Л, В.Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д., Феникс,2009.

2.Кохановский В.П., Мятеш Т. П., Яковлев В, П., Жаров Л. В. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений - Ростов н/Д,Феникс, 2010.

Инструкции по выполнению практической работы №12

1.Для того, чтобы дать ответы на те, вопросы, которые даны в задании, необходимо сначала прояснить суть терминов, которые вы находите в работе. Для этой цели необходимо обратиться к изучению философского словаря. Значительная часть терминов берет начало из других языков, прежде всего греческого и латинского. Словарь показывает происхождение понятий, что может помочь более точно постигнуть их смысл.

Алгоритм выполнения работы:

найти соответствующую букву философского словаря, на которую начинается данное слово (например «логика» - на букву «л») в алфавитном указателе;.переведите термин, в дальнейшем он поможет лучше ориентироваться в философской терминологии;.составьте краткий конспект с объяснением смысла самого понятия; занесите освоенное вами новое понятие в вашу тетрадь с конспектами, в раздел «философский словарь»;

2. В некоторых заданиях необходимо высказать собственное мнение. Прежде чем вы это сделаете, внимательно проработайте сам вопрос, еще раз обратитесь к учебному пособию. Только уяснив суть его, попытайтесь сформулировать собственное отношение к нему. Ваши выводы должны быть четко сформулированы и логично изложены.

Наши рекомендации