Раздел 2.Структура и основные направления философии. Тема 2.2. Учение о бытии и познании мира
Тема 2.2. Учение о бытии и познании мира.
Практическая работа №12
Методы философии
Цель: контроль знаний и умений студентов по заданной теме;
Практические навыки: умение анализировать важнейшие методы философии
Задание:раскрываем смысл понятий:диалектика, метафизика, эклектика, догматизм, догма, принцип, закон, категории, связь, детерминизм, количество, качество, мера, скачок, эволюция, революция, тождество, различие, противоположности, противоречие, отрицание, преемственность, развитие, формы диалектики.
Содержание работы:необходимо проанализировать понятия: ответить на вопросы, сопоставляя и анализируя смысл изученных понятий
Норма времени: 2 часа.
Формат выполненной работы: ответы на вопросы, выполнение различных заданий
Критерии оценки: умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы, выделять главную мысль, логичность, краткость и четкость в изложении, умение обобщать, самостоятельно делать вывод, аккуратность;
Контроль выполнения: проверка заданий в тетради
Задание 1.
Дайте определение следующим понятиям темы :
1.Диалектика - это……
2.Философский метод понимания мира как вечного, неизменного, неподвижного, всегда равного самому себе и имеющего только количественные, а не качественные изменения – это …………
3.Способ мышления, в котором объединяются различные позиции, подходы и точки зрения, зачастую противоречащие друг другу –это ……….
4.Догма – это…..
5. Картина мира, построенная на догмах –это….
6.Принцип –это…
7. Объективное, необходимое, существенное, устойчивое,
повторяющееся отношение между явлениями бытия в мире.
Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия
той или иной науки, философии – это…..
8.Категория – это….
9. Философское учение, центральной идеей которого является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое явление – это…
10. Качество-это…
11.Количество–это….
12. Категория, в которой отражено определенное соотношение качественных и количественных характеристик предмета - это.......
13.Категории – это….
14.Отрицание –это….
15 Движение по восходящей линии от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, при отмирании старого -это….
Задание 2.
Какие из указанных ниже процессов можно отнести к развитию? Какие из перечисленных процессов относятся к прогрессу? Аргументируйте ответ.
1. Качание маятника. 2. Старение человека. 3. Износ станка. 4. Сборка машины на конвейере. 5. Тренировка спортсмена. 6. Взаимопревращение элементарных частиц. 7. Течение болезни. 8. Круговорот воды в природе. 9. Вымирание вида. 10. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. 11. Промышленная революция.
Задание 3.
В каких из перечисленных ниже афористических высказываний нашел отражение закон отрицания отрицания?
1. Новое – это хорошо забытое старое.
2. Перед каждым паровозом бежит тень лошади.
3. Клин вышибают клином.
4. Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.
Задание 4.
Какие из следующих суждений выражают детерминизм и индетерминизм? Аргументируйте ответ.
1. Всякое явление возникает вследствие объективной необходимости.
2. Всякому событию предшествует другое, его порождающее.
3. Случайные события – это беспричинные события.
4. В микромире не действуют причинные законы такого типа, какие действуют в макромире.
5. Движение элементарных частиц причинно не обусловлено.
Задание 5.
Какое из определений диалектики наиболее точно отражает ее сущность, как науки и метода познания мира?
1.наука о движении понятий
2.искусство вести спор путем раскрытия противоречий в суждениях оппонента
3. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
Задание 6.
Определите, какие концепции развития представлены в приведенном ниже отрывке? Почему одна из них называется «мертвой, бледной, сухой», а вторая – «жизненной»
«Две основные….концепции развития (эволюции) суть развития как уменьшение и увеличение, как повторение и развитие, как единство противоположностей.
При первой концепции движения остается в тени остается само движение, его источник, его мотив (или его источник переносится во вне – Бог, субъект….). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения.
Первая концепция «бледна, мертва, суха», вторая –«жизненна».(Ленин В. И. Полн.собр.соч. Т. 29 С. 319)
Рекомендуемые источники информации:
Основные источники
1.Горелов А.А.учеб. пособ. «Основы философии» 2011.;
2.Губин В. Д. уч пос. «Основы философии»М.2011. Интернет-ресурсы:
3.Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Университетская книга; Логос. -2009
4.Краткий философский словарь. Под. ред. А. П. Алексеева. – М.:РГ – Прогресс, 2010.
http://www. Alleg.ru/edu/philos 1.htm
http://www.diplom –inet.ru/resurshpilos
ru.wikipedia.org/wiki/философия
Дополнительная литература
1.Анишкин В, Г., Шманева Л, В.Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д., Феникс,2009.
2.Кохановский В.П., Мятеш Т. П., Яковлев В, П., Жаров Л. В. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений - Ростов н/Д,Феникс, 2010.
Инструкции по выполнению практической работы №12
1.Для того, чтобы дать ответы на те, вопросы, которые даны в задании, необходимо сначала прояснить суть терминов, которые вы находите в работе. Для этой цели необходимо обратиться к изучению философского словаря. Значительная часть терминов берет начало из других языков, прежде всего греческого и латинского. Словарь показывает происхождение понятий, что может помочь более точно постигнуть их смысл.
Алгоритм выполнения работы:
найти соответствующую букву философского словаря, на которую начинается данное слово (например «логика» - на букву «л») в алфавитном указателе;.переведите термин, в дальнейшем он поможет лучше ориентироваться в философской терминологии;.составьте краткий конспект с объяснением смысла самого понятия; занесите освоенное вами новое понятие в вашу тетрадь с конспектами, в раздел «философский словарь»;
2. В некоторых заданиях необходимо высказать собственное мнение. Прежде чем вы это сделаете, внимательно проработайте сам вопрос, еще раз обратитесь к учебному пособию. Только уяснив суть его, попытайтесь сформулировать собственное отношение к нему. Ваши выводы должны быть четко сформулированы и логично изложены.