А.К. Толстой. Сведения из биографии. Лирика.

Выучить наизусть стихотворение А.К. Толстого

***

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре -
О, не грусти, ты все мне дорога!
Но я любить могу лишь на просторе -
Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега.

Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила,
И лишь на землю к нам ее светила
Нисходят порознь редкие лучи.

И, порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струею хладной
И говорят, качаяся, цветы.

И любим мы любовью раздробленной
И тихий шепот вербы над ручьем,
И милой девы взор, на нас склоненный,
И звездный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы вместе не сольем.

Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще - неволя недолга,-
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!

***

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Н.А. Некрасов.

Выучить наизусть стихотворение Н.А. Некрасова

***

В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты!- русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная -

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую -

Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда - растрепалися косыньки,-

Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

Канут они - всё равно!

Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям...

Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам?..

1862-1863

***

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мир подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

1855 или 1856

***

Если, мучимый страстью мятежной,

Позабылся ревнивый твой друг,

И в душе твоей, кроткой и нежной,

Злое чувство проснулося вдруг -

Все, что вызвано словом ревнивым,

Все, что подняло бурю в груди,

Переполнена гневом правдивым,

Беспощадно ему возврати.

Отвечай негодующим взором,

Оправданья и слезы осмей,

Порази его жгучим укором -

Всю до капли досаду излей!

Но когда, отдохнув от волненья,

Ты поймешь его грустный недуг

И дождется минуты прощенья

Твой безумный, но любящий друг -

Позабудь ненавистное слово

И упреком своим не буди

Угрызений мучительных снова

У воскресшего друга в груди!

Верь: постыдный порыв подозренья

Без того ему много принес

Полных муки, тревог сожаленья

И раскаянья позднего слез...

* * *

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа,

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажете: увы!

Отдайте ей ее посланья

Иль не читайте их потом,

А то нет хуже наказанья,

Чем задним горевать числом.

Начнешь с усмешкою ленивой,

Как бред невинный и пустой,

А кончишь злобою ревнивой

Или мучительной тоской...

О ты, чьих писем много, много

В моем портфеле берегу!

Подчас на них гляжу я строго,

Но бросить в печку не могу.

Пускай время мне доказало,

Что правды в них и проку мало,

Как в праздном лепете детей.

Но и теперь они мне милы -

Поблекшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!

ПРОРОК

Не говори: "Забыл он осторожность!

Он будет сам судьбы своей виной!.."

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

"Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть возможно для других!"

Так мыслит он - и смерть ему любезна.

Не скажет он, что жизнь его нужна,

Не скажет он, что гибель бесполезна:

Его судьба давно ему ясна...

Его еще покамест не распяли,

Но час придет - он будет на кресте;

Его послал бог Гнева и Печали

Рабам земли напомнить о Христе.

ПАМЯТИ БЕЛИНСКОГО

Наивная и страстная душа,

В ком помыслы прекрасные кипели,

Упорствуя, волнуясь и спеша,

Ты честно шел к одной высокой цели;

Кипел, горел - и быстро ты угас!

Ты нас любил, ты дружеству был верен -

И мы тебя почтили в добрый час!

Ты по судьбе печальной беспримерен:

Твой труд живет и долго не умрет,

А ты погиб, несчастлив и незнаем!

И с дерева неведомого плод,

Беспечные, беспечно мы вкушаем.

Нам дела нет, кто возрастил его,

Кто посвящал ему и труд и время,

И о тебе не скажет ничего

Своим потомкам сдержанное племя...

И, с каждым днем окружена тесней,

Затеряна давно твоя могила,

И память благодарная друзей

Дороги к ней не проторила...

Между 1851 и 1853

* * *

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим,-

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

9. Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. «Преступление и наказание».

9.1. Ответьте на вопрос: Зачем рядом с Раскольниковым показаны Алёна Ивановна, Лужин, Свидригайлов? Охарактеризуйте героев по следующему плану:

1) Алёна Ивановна

· Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему всё время боится?

· Какой видит её Раскольников? Какое чувство она вызывает?

· Как характеризует Алёну Ивановну отношение к Лизавете?

· Можем ли мы назвать её «двойником» Раскольникова?

2) Пётр Петрович Лужин.

· В связи с чем он появляется в романе?

· Зачем Лужину брать в жёны бесприданницу?

· Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаём о нём?

· Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?

· Почему в романе вначале показана Алёна Ивановна, а потом Лужин?

· Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?

· Почему Лужин боится полиции?

· Можем ли мы назвать Лужина «двойником» Раскольникова?

3) Аркадий Иванович Свидригайлов.

· В чём сложность и противоречивость этого образа?

· Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным?

· В чём особенность появления Свидригайлова?

· Что мы узнаём о Свидригайлове, его прошлом?

· Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя?

· Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?

· Зачем дано прошлое героя, как меняется он?

· Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?

· Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?

· Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?

· Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

9.2. Вопросы к зачёту по роману.

1) Почему Раскольников так старательно обдумывает все меры предосторожности?

2) Почему Раскольников, идя к Порфирию Петровичу, сравнивает себя с бабочкой: «бабочка сама на свечку летит»?

3) Почему Наполеон становится символом убийства?

4) Почему Раскольников боится Свидригайлова?

5) Почему Раскольников выбирает Соню для признания в убийстве?

6) Зачем Достоевский приводит к дверям процентщицы Коха и молодого человека?

7) Прав ли Порфирий Петрович, говоря, что Раскольников «солгал… бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать?»

8) Чем страшна для Раскольникова Соня?

9) В чём Раскольников на каторге остался прежним?

10) Что значат слова Свидригайлова: «У Родиона Романовича две дороги: либо пуля в лоб, либо его по Владимирке»?

11) В чём винит себя Мармеладов?

12) В чём сходство между Дуней и Соней?

13) Почему Раскольников думает, что Порфирий Петрович знает о том, что он убийца?

14) В чём винит себя Раскольников и в чём он не раскаялся?

15) Почему каторжане полюбили Соню и ненавидят Раскольникова?

10. Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Роман-эпопея «Война и мир».

10.1. Вопросы к зачёту по первому тому.

1. Батарея Тушина. Почему Тушин со своей батареей не отступил?

2. Князь Андрей и Пьер. Что их объединяет?

3. Шенграбенское сражение.

4. Аустерлицкое сражение.

5. Князь Андрей на Аустерлицком поле.

6. Смотр русских войск при Браунау.

7. Салон Анны Павловны Шерер. Кто и в какой последовательности приезжает на вечер.

8. Именины у Ростовых.

9. Князь Андрей. Его духовные искания.

10. Пьер Безухов. Его духовные искания.

11. Семья Ростовых. Характеристика.

12. Семья Болконских. Характеристика.

13. Семья Курагиных. Характеристика.

14. Почему роман начинается с описания вечера в салоне Шерер?

15. В повести «Детство» Л.Н.Толстой писал: «… В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица; если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Как используется эта деталь портрета для характеристики персонажей?

16. Николай Ростов. Характеристика героя, духовные искания.

17. Княжна Марья. Характеристика героя, духовные искания.

18. Наташа Ростова. Характеристика героя, духовные искания.

19. Почему раненому князю Андрею Наполеон кажется маленьким ничтожным человечком?

20. Можно ли назвать поведение князя Андрея подвигом?

21. Почему под Аустерлицем русская армия потерпела поражение?

22. В чём значение образа «высокого неба» в сцене Аустерлицкого сражения? Что открыл для себя князь Андрей, глядя на это высокое небо? Как вы понимаете следующие слова в приведенном ниже высказывании: «он видит небо, глядя поверх человеческой жизни»?

23. Вспомните сцену смотра при Браунау, докажите, что Кутузов – народный полководец, что он близок народу.

10.2. Вопросы к зачёту по второму тому.

1. Что такое масонство?

2. Почему Пьер становится масоном?

3. Какую деятельность ведет Пьер в обществе масонов?

4. Как Пьер оценивает масонство?

5. Почему Пьер начинает разочаровываться в масонстве?

6. Почему кризис после Аустерлица был тяжелым для князя Андрея?

7. Как реагирует князь Андрей на рассказы Пьера о своей поездке по имениям?

8. Почему князь Андрей не хочет говорить о своих планах на будущее?

9. Спор о счастье и несчастье. Мнение Пьера и Андрея. Кто прав?

10. Как реагирует князь Андрей на предложение Пьера вступить в масоны. Почему?

11. Первый бал Наташи Ростовой.

12. Взаимоотношения Андрея и Наташи. Могло ли быть будущее у их взаимоотношений?

13. Отношение Николая Андреевича Болконского к предстоящей свадьбе князя Андрея.

14. Образы императора Александра и Наполеона в сцене заключения Тильзитского мира.

15. Две встречи князя Андрея с дубом.

16. Причина и результат дуэли Пьера и Долохова.

10.3. Вопросы к зачёту по третьему тому.

1. Почему описание Бородинского сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера?

2. Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят»?

3. Как объяснить, что в Бородинском сражении участвует Долохов?

4. Почему князь Андрей, «Тимохин и вся армия» (слова князя Андрея) уверены в победе?

5. Нашел ли Пьер своё место среди солдат на батарее Раевского?

6. Встреча Пьера и Долохова перед Бородинским сражением.

7. Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле?

8. Пьер в Москве, занятой французами.

10.4. Вопросы к зачёту по четвёртому тому.

1. Почему русская армия оставила Москву?

2. Роль Тарутинского сражения.

3. Почему партизанская война названа Толстым «дубиной народной войны»?

4. Петя Ростов в партизанском отряде. Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростове?

5. Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

6. Пьер в Москве, занятой французами. Почему встреча с Платоном Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

7. Пьер после плена. Его отношение к окружающим после возвращения из плена.

8. Встреча Пьера и Наташи.

9. Как отражается «мысль народная» в романе? Охарактеризуйте образы народных персонажей в романе (Тихон Щербатый, Платон Каратаев)

10. В чем заключается «жизненная философия» Платона Каратаева? В чем принципиальное отличие каратаевской христианской любви от христианского всепрощения князя Андрея?

11. Расскажите о военных действиях двух партизанских отрядов, показанных в романе (Денисова и Долохова).

12. Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди»?

13. Почему «по своему положению среди людей, по своей роли в книге Толстого» князь Андрей «должен умереть»?

14. В чём трагичны жизнь и судьба князя Андрея?

15. В чём смысл слов Пьера, произнесённых им после плена: «Мы думаем, что, как нас выкинет из привычной дорожки, всё пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье»?

ЭПИЛОГ.

1. Смысл заглавия романа.

2. Дальнейшая судьба Наташи.

3. Дальнейшая судьба Пьера.

4. Дальнейшая судьба Николая Ростова.

5. Дальнейшая судьба княжны Болконской.

6. Какова роль появившегося в эпилоге нового лица – Николеньки Болконского? Как это связано с первоначальным замыслом – романом о декабристах?

10.5. Выучить наизусть два отрывка из романа

1. Отрывок наизусть (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

«Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», - подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба — высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!…»

2. Выучить наизусть один из отрывков (Л.Н.Толстой «Война и мир)

Отрывок

На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков; как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

Отрывок

«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», -подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, — и всё это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, - беспеременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Наши рекомендации