Связь философии с медициной
Лекция № 1
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Основные вопросы по теме:
Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.
Предмет философии и ее основные проблемы.
Направления развития философии.
Методы философии.
Функции философии.
Связь философии с медициной.
1.Термин "философия" - древнегреческого происхождения, что в переводе означает "любовь к мудрости". Первым, кто употребил слово "философ" был Пифагор. А закрепил термин "философия" в европейской терминологии - Платон. Философия возникла в VI в. до н.э.
Философия- это учение о наиболее общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
Структура философского знания.
Онтология (от греч. ontos-сущее; logos-учение) - это раздел философии, изучающий бытие. В нем рассматривается бытие материальное, идеальное, бытие природы, общества, человека.
Гносеология (от греч.gnosis - знание; logos - учение) - это раздел философии, изучающий пути, возможности, способы и результаты процесса познания. Рассматриваются вопросы: познаваем или непознаваем мир? В чем сущность познания и что есть истина? Каков субъект и объект познания?
Этика- учение о морали. Рассматривает вопросы: о добре и зле, справедливости, долге, обязанности, смысле жизни, совести, счастье, моральном идеале и др.
Эстетика - учение о прекрасном.
Аксиология (от греч. axios - ценный) - это учение о ценностях.
Социальная философия- изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества: его устройство, основные законы развития.
Логика- раздел философии, который исследует структуру и формы правильного мышления.
Философская антропология - учение о человеке (от греч.antropos - человек). Этот раздел один из самых важных, т.к. философия какие-бы проблемы не рассматривала, она никогда не забывает о человеке.
История философии - изучает пути возникновения, становления и функционирования самой философии, устанавливает основные тенденции ее развития.
Методология - раздел философии о методах познания.
Специфика философского знания.
Теоретичность. Философия является теоретическим мировоззрением. Характеризуется упорядоченностью, системностью знания. Содержит базовые, специальные понятия и идеи.
Универсальность. Философия выявляет наиболее общие закономерности развития природы, общества и сознания (мышления).
Критичность и рефлексия. Философия смотрит на каждую мысль и традицию с сомнением, что рождает вдумчивый поиск (рефлексию).
Общезначимость. Философия направлена на разрешение проблем, касающихся всего человечества.
Вечность. Проблемы философии являются актуальными во все времена и для всех людей.
Плюрализм. Это несводимость философского знания к какой–либо одной парадигме, мнению.
Предмет философии и ее основные проблемы.
Иногда говорят, что философия интересуется всем, а предметом философии считается круг вопросов, которые она изучает.
В этом кругу проблем, можно выделить условно 3 основные части:
1. окружающая природа;
2. общество;
3. внутренний мир человека.
Нетрудно догадаться, что все эти части взаимосвязаны.
Круг философских проблем:
-проблема бытия
-проблема познания
-проблемы человека и общества, и др.
Направления философии.
Материализм– направление в философии, сторонники которого утверждают, что первичной является материя, а сознание – вторично. (Демокрит, Ф.Бэкон, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.).
Идеализм– направление в философии, сторонники которого первичным считают сознание, а вторичным материю ( Платон, Г. Гегель, Беркли, Фихте).
Дуализм– как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма в признании равноценности, независимости двух первоначал: материи и сознания.
Рационализм – направление философии, утверждающее, что познать мир можно только с помощью разума.(Б.Спиноза, Р. Декарт).
Эмпиризм- направление философии, утверждающее, что в основе познания лежит опыт и чувства. (основатель Ф. Бэкон)
Методы философии.
Основные методы философии – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.
К основным философским методам относятся:
-диалектика
-метафизика
-догматизм
-эклектика
-софистика
-герменевтика
Диалектика– метод философии, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, с разных сторон, с учетом связей, противоречий и изменений.
Метафизика– метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично, однозначно.
Догматизм– метод основанный на восприятии мира через догмы ( раз и навсегда принятые убеждения). (Распространён в эпоху Средних веков).
Эклектика– метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций. (Применяется в рекламе).
Софистика – метод, основанный на выведении из ложных посылок – новых суждений, внешне поданных как истинные. Использовался в Древней Греции как прием ораторского искусства.
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
Одновременно направлениями и методами философии являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.
Функции философии.
Функции философии - это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение.
а) Мировоззренческая функция– способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем. Разрабатывает универсальную картину мира и анализирует все формы его бытия.
б) Методологическая функция – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания, и выступает как система данных методов.
в) Мыслительно – теоретическая функция – выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, создавать мыслительно – логические схемы.
г) Гносеологическая (познавательная) функция– заключается в правильном и достоверном познании окружающей действительности. Тесно связана с данной функцией – эвристическая ( способствует приращению знаний, открытий).
д) Критическая функция– заключается в том, чтобы подвергать все сомнению: окружающий мир, существующие знания, искать их новые черты. Данная функция, способствует расширению границ познания, разрушению догм и окостенелости знания.
е) Аксиологическая функция – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально – нравственных, эстетических, социальных и др. Цель данной функции – быть «ситом» через которое пропускается все ценное и полезное и отбрасывается все тормозящее и отжившее.
ж) Социальная функция – объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы.
з) Воспитательно – гуманитарная функция – заключается в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, укреплять мораль, помочь человеку найти смысл жизни.
и) Прогностическая функция – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний и достижений, спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познания, человека, общества и природы.
Связь философии с медициной.
В последнее время возрастает значение системного знания в подготовке будущих специалистов медиков. Подготовка узких, однобоких специалистов утрачивает смысл. Для решения актуальных жизненных и медицинских проблем, необходимо овладение философским (методологическим) знанием. Будущему специалисту медику придется решать множество проблем не только в пределах конкретной специальности, но и проблемы мировоззренческого характера, проблемы требующие аксиологического подхода, социальной деятельности.
Представители естественных и технических наук часто скептически относятся к философии. Возникает неприятие ее умозрительных размышлений и отсутствия деятельности, которая не дает непосредственных практических результатов. ( Известный спор между «физиками» и « лириками»). Для осознания роли философии, показателен образ, созданный англ. Философом 17в. - Ф.Беконом, где он сравнивает философию с желудком: мол, как-то разные части тела подумали и пришли к выводу, что давно настало время прекратить все дела с этим паразитом – желудком; нужно его отключить от общей связи, т.к. от него пользы мало: сидит и поедает себе результаты нашего труда. Решили и отключили. Прошло время и все части организма стали утрачивать свои функции (ноги перестали ходить, руки доставать и брать, глаза – видеть, уши слышать). Тогда они, видя, что дела плохи, снова пошли на связь и дружбу с ним.