Противоречие.Диалектика. Категории
Почему В.И. Ленин назвал закон единства и борьбы противоположностей «ядром диалектики»? Какое место занимает он среди других законов диалектики? 2.
Укажите правильноеопределение диалектического противоречия.
Это:
а) отношение тождества и различия противоположностей, имеющих место в рамках единого целого, немыслимых друг без друга, вступающих в противоречие, разрешение которого дает импульс развитию;
б) взаимоисключение противоположностей;
в) недостатки, плохие явления, которые надо изгонять, устранять,. 3.
Обоснуйте положение о том, что противоречивые, взаимоисключающие противоположные тенденции присутствуют «во всех явлениях и процессах природы (и духа, и общества в том числе)» (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 317). 4.
Из перечисленных ниже понятий выпишите противоположные пары: движение, холод, содержание, покой, сила, ум, тепло, форма, знание, изменчивость, забывчивость, сущность, находчивость, устойчивость, память. 5.
Проверьте, являются ли полярно противоположными следующие отношения: кислое — сладкое,молодой — пожилой,порок— невинность,смешной — серьезный,материальный — субъективный. 6.
Укажите противоположное следующему: ошибка, объективный, оригинал, истина, щедрость, движение, радость, скромность, сознание, сознательность. 7.
Все ли противоречия, которые действуют в мире, одинаковы по своему характеру? Чем отличаются объективные противоречия от противоречий в познании, мышлении? 8.
Что означает выражение Ленина: «...Единство противоположностей условно, временно, а борьба — абсолютна»? Возможно ли существование противоположностей друг без друга? 9.
Один из персонажей романа Д. Гранина «Искатели» говорит: «У меня такая теория: если новая техника нужна, она сама пробьет себе дорогу, как бы я ни сопротивлялся ей. Я вроде фильтра. То, что преодолеет меня, заслуживает право на существование. Диалектику помнишь? Новое рождается в борьбе со старым. Так вот я — это старое». В чем заблуждался персонаж? 10.
Определите метод мышления у автора следующего вопроса: «Что будет с человеческим обществом, когда оно разрешит все свои противоречия?». 11.
Гераклит критиковал Гомера: этот мудрейший из эллинов, сказавший: «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы «все исчезнет». Дайте философский анализ соображений древних мыслителей. 12.
Найдите верное суждение среди нижеприведенных:
а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла.
б) Противоречия — двигатель развития, и поэтому они всегда полезны.
в) Цель нашей борьбы — разрешение всех противоречий.
г) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой характер они носят (антагонистический или неантагонистический), каким способом разрешаются, насколько эффективно способствуют развитию. 13.
С какими видами противоречий Вы сталкиваетесь в повседневной жизни? Приходится ли Вам их разрешать и каким способом? 14.
Объясните «новое мышление» в современном обществе как проявление диалектики сознания. Какими путями формируется, реализуется новое мышление? Какой подход к разрешению противоречий современного мира и нашего общества оно предлагает? Покажите реальные примеры становления нового мышления в понимании экономических, политических, национальных и других проблем развития нашего общества. 15.
Покажите значение противоречий в развитии научных теорий. В связи с этим проанализируйте высказывание физика М. Планка о том, что для настоящего теоретика ничто не может быть интереснее, чем такой факт, который находится в прямом противоречии с общепризнанной теорией: ведь здесь, собственно, начинается его работа.
16. На семинарском занятии возникла дискуссия. Студент Матвеев сказал, что внутренниепротиворечия играют решающую роль в развитии системы, поскольку именно через внутренние противоречия осуществляется саморазвитие любого материального объекта. Ему возразил студент Петров, который заметил, что деление противоречий на внутренние и внешние относительно, поэтому вопрос о том, что важнее — внутренние или внешние противоречия, — теряет смысл.
Кто из студентов прав? Аргументируйте свой ответ.
17. Верна ли мысль Гегеля о том, что противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения?
18. В каких из приведенных ниже афористических выражений можно увидеть отражение тех или иных сторон закона единства и борьбы противоположностей?
а) Крайности сходятся.
б) Нет худа без добра.
в) Не было бы счастья, да несчастье помогло.
г) Наши недостатки есть продолжение наших достоинств.
д) Чем хуже — тем лучше.
е) Клин вышибают клином. 19.
На семинаре по философии обсуждался вопрос о том, обострение каких противоречий привело к тяжелому состоянию экономики нашей страны? Студенты назвали следующие противоречия:
а) между возросшими потребностями трудящихся и их удовлетворением;
б) между устаревшими производственными отношениями и производительными силами нашего общества;
в) между трудящимися и бюрократией;
г) между устаревшей юридической, политической надстройкой и базисом;
д) между командно-административной системой управления и изменившимся состоянием социально-экономического развития нашего общества;
е) между устаревшими теоретическими моделями экономического развития и реальным положением в обществе.
Дайте оценку предложенным ответам студентов и выскажите свое мнение по этому вопросу.
20.
Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «качество». Определите, в каких признаках они совпадают, а в каких расходятся.
а) Качество представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости.
б) Качество— это система важнейших необходимых свойств предметов.
в) Качество — это свойство, отличающее предмет в данном отношении. В разных отношениях вещь обладает разными качествами.
г) Качество — это философская категория, обозначающая какую-либо сторону предмета познания, рассматриваемую как целостный его признак в процессах сравнения с другими предметами. 21.
Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «количество». В какой мере раскрываемые в них аспекты совпадают?
а) Количество — «это ...безразличная к бытию, внешняя ему определенность» (Гегель. Г.В. Соч.: В 14 т. Т. 1. С. 228).
б) «Количество — объективная определенность качественно однородных явлений или качество в его пространственно- временном аспекте, со стороны бытия его в пространстве и времени» (Филос. энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 552).
в) «Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства» (Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 236). 22.
Может ли у одной вещи быть несколько качеств? Могут ли две разные вещи иметь одно и то же качество? 23.
«Существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 547). Как Вы понимаете эту мысль Ф. Энгельса? Означает ли она, что вещи первичны по отношению к своим качествам? Вытекает ли из этого, что вещи более реальны, чем их качества?
24. Какова взаимосвязь между количественными и качественными изменениями?
а) Любое ли количественное изменение приводит к качественным изменениям?
б) Что происходит с веществом при увеличении или уменьшении температуры или давления?
в) Проиллюстрируйте высказывание Ф. Энгельса о том, что «химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 387).
г) Дайте анализ взаимосвязи количественных и качественных изменений в сельскохозяйственном производстве. Какие необходимо создать условия, изменения в этой отрасли экономики, чтобы обеспечить ее качественные преобразование и подъем в современных условиях?
д) На какую особенность закона перехода количественных изменений в качественныеобращал внимание Гегель, приводя кажущиеся забавными примеры из споров древнегреческих философов: становится ли хвост лошади голым, если вырвать из него один волос? создаст ли прибавление одного пшеничного зерна кучу? 25.
Отнимите «чуть-чуть меньше» или добавьте «чуть-чуть больше» к следующим качествам человека: осторожность, честолюбие, разговорчивость, невозмутимость, точность, мягкость, доверчивость, принципиальность, строгость. К чему это приведет? Объясните поговорку: «Все хорошо в меру». Проанализируйте в этом же аспекте древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневным. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку». 26.
Демокрит утверждал: «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота» (Цит. по: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 60—61).
Развивая эту идею, английский философ Дж. Локк разделил все качества предметов на первичные и вторичные. Такие качества, как форма, плотность, скорость, по Локку, абсолютны и не зависят от субъекта, поэтому они первичны. Цвета, запахи, звуки и все прочее производны от первичных. Они не присущи самим предметам, а являются результатом воздействия на наши органы чувств первичных качеств. Поэтому, считал Локк, вторичные качества относительны, субъективны.
Дайте философский анализ этим концепциям. 27.
Какие реальные количественные отношения выражаются функциями, векторами, матрицами, мнимыми числами? 28.
В каких афористических высказываниях, приведенных ниже, можно увидеть отражение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений?
а) Вода камень точит не силой, но частым падением.
б) Лучше меньше, да лучше.
в) Тише едешь — дальше будешь.
г) Побеждают не числом, а уменьем.
д) От великого до смешного — один шаг.
е) Поспешишь — людей насмешишь.
ж) Семь раз отмерь — один раз отрежь.
з) Талант есть труд.
и) Кто много доказывает, тот ничего не доказывает.
к) Повторенье — мать ученья.
Каково соотношение понятий «эволюция», «революция», «скачок»? 30.
Можно ли считать соответственно революцией и эволюцией следующие примеры перехода к новому качеству?
а) Взрыв ядерного устройства и замедленный распад в реакторе атомной электростанции;
б) образование нового вида путем мутаций и путем приспособления и естественного отбора;
в) переход к новому социальному строю путем вооруженного восстания и путем реформ;
г) переход к новой парадигме (концепции, стилю мышления) в науке и последовательное преобразование отдельных частей системы научного знания.
31. Между психологом и физиком возник спор.
Психолог считает, что красный и синий цвета отличаются качеством, это видит каждый, кто не является дальтоником. По мнению физика, отличие чисто количественное и состоит в длине волн. Кто из них прав?
32. Что означает категория диалектики «снятие»?
а) Что отрицается и что сохраняется в процессе снятия?
б) В каком виде предшествующая ступень развития содержится в новой?
в) Почему В.И. Ленин говорил, что исторический прогресс проявляется в том, что старое не просто отсекается, а переделывается «осторожно», «постепенно», чтобы ломалось «как можно меньше»?
В связи с этим уясните положение В.И. Ленина: «Не голос отрицания, не зряшноеотрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания, и притом как важнейший свой элемент, — нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного...» (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 207). 33.
Завершается ли процесс развития сменой одной формы бытия другой?
а) Существует ли развитие в неживой природе? Как на этот вопрос отвечает геология и астрономия?
б) Бесконечно ли будет существовать земная цивилизация? (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 363). 34.
Проанализируйте революционную перестройку в нашем обществе сквозь призму законов диалектики. В чем ее революционность? Какие скачки призвана она совершить в экономике, политике, сознании? К чему приводит общество игнорирование законов диалектики, дефицит диалектичности в сознании, политике, практической деятельности людей? 35.
В каких из перечисленных ниже афористических высказываний нашел отражение закон отрицания отрицания?
а) Новое — это хорошо забытое старое.
б) Клин вышибают клином.
в) Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок. 36.
Известный английский драматург Б. Шоу выступил с речью на чествовании А. Эйнштейна. В этой речи он сравнил науку с религией. Отличие науки от религии, сказал Шоу, состоит в том, что религия «...разрешает все вопросы и всегда оказывается права, наука же всегда оказывается неправа. Она никогда не решает вопроса, не поставив при этом десяток новых. Коперник доказал, что Птолемей был неправ, Кеплер до- казал, что Коперник неправ. Галилей доказал, что Аристотель неправ. Эйнштейн доказал, что Ньютон был неправ...» (Цит. по: Львов В. Эйнштейн. М., 1959. С. 115).
Однако сам А. Эйнштейн в ответной речи не согласился с Шоу. Он сказал, что развитие науки нельзя уподоблять строительству дома: бульдозер сносит хибары, и на гладком месте строится небоскреб. Он сравнил развитие науки с восхождением в гору.
Дайте философское истолкование различий в подходе к развитию науки Б. Шоу и А. Эйнштейна.
37. «Отрицание берет все свои силы из того, что отрицает, из прошедшего; оно не может ни пощадить его из благодарности, ни уничтожить из ненависти» (Герцен). На какую связь между отрицанием и тем, что отрицается, указывал Герцен? Какую роль играет в существовании нового то, что отрицается?
38. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем. —
Все? —
Все... —
Однако позвольте, — заметил Николай Петрович. — Вы все отрицаете или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить. —
Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить» (Тургенев И.С. Отцы и дети). В чем заблуждался Базаров? 39.
Действует ли закон отрицания отрицания в индивидуальном развитии личности? Какие качества в себе Вы считаете прогрессирующими, а какие отмирающими? 40.
Какая разница между объективными законами природы, общества и юридическими законами? Можно ли повлиять на проявление объективных законов? 41.
Определите, с каким философским направлением связаны следующие трактовки:
а) Законы науки — это научные утверждения,которые имеют общезначимый смысл.
б) Законы науки — отражение законов природы и общества.
в) Законы науки — это следствие законов человеческого разума, организующего, систематизирующего различный эмпирический материалНазовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:
Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:
а) В каком направлении идет развитие?
б) Что является источником развития?
в) Каков механизм новообразования? 43.
Определите закон диалектики, наиболее полно проявляющийся в следующем высказывании: «Самое верное средство дискредитировать новую политическую (и не только политическую) идею и повредить ей состоит в том, чтобы, во имя защиты ее, довести ее до абсурда. Ибо всякую истину, если ее сделать "чрезмерной", если ее преувеличить, можно довести до абсурда» (Ленин). 44.
Объясните с точки зрения законов диалектики, почему «болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, стремится оказать услугу и становится навязчивым, желает вызвать удивление и делается смешным» (Плутарх). 45.
Определите, действием какого закона диалектики можно объяснить явление, выраженное в словах: «На меня нашло озарение» — или: «Внезапное просветление, вдохновение». 46.
Определите, какие философские направления нашли отражение в следующих суждениях:
а) Законы природы и общества есть продукт творческого мышления людей.
б) Законы природы и общества — это соглашения,принятые научным сообществом.
в) Законы материального мира — это отраженные в сознании человека устойчивые, существенные и необходимые связи, существующие вне сознания.
ЧЕЛОВЕК
Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека? 4.
Прав ли Сократ, сказавший, что до тех пор, пока человек не познает себя, он не может познать сущности остального мира? 5.
На лекции по философии преподавателю был задан вопрос: «Так кто же человек: субъект или продукт человеческой деятельности?» Как бы Вы ответили на этот вопрос студента? 6.
Если человек — продукт общественных отношений, а его сознание есть не что иное, как отраженное бытие, тогда как объяснить поразительные различия в мировоззрении и поведении близнецов? 7.
«Человек есть разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения». Можно ли отнести это определение к ребенку? 8.
Проанализируйте приведенные ниже определения сущности человека. В какой мере они раскрывают содержание этого понятия?
а) «Человек — это существо политическое» (Аристотель).
б) «Человек — это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин).
в) «Человек — не статистический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции» (П. Тейяр де Шарден). 9.
Какой ответ на вопрос о том, каково отношение понятий «человек» и «личность», будет правилен?
а) Человек и личность — это тождественные понятия.
б) Человек — это антропологическое понятие,а личность — социальное.
в) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.
г) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание.
д) Личность — это общественно развитый человек. 10.
«Прежде человек значило смертный; но это определение не точно и даже не верно. В строгом смысле слова человек не смертный, а сын умерших отцов, т. е. смерть мы знаем не в себе, а лишь по предшествующим случаям, смертный есть индукция, а не дедукция» (Федоров Н.Н. Соч. М., 1982. С. 612).
Каково соотношение между понятиями «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»? 12.
«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3).
Какие принципы исследования заключены в этом понимании человека?
б) Кого имел в виду К. Маркс: «индивида», «личность» или «человека» — как родовое понятие? 13.
Проанализируйте данные высказывания:
а) «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В.И. Ленин).
б) «Нет такого поступка, который не затрагивал бы другого человека... Абсолютных личностей не существует. Тот, кто отчуждается от общности, наносит ей ущерб. Тот, кто печален, печалит других» (Сент-Экзюпери). 14.
Дайте сравнительную характеристику приведенных ниже определений личности:
а) Личность — это социальное существо.
б) Личность — это всегда конкретный человек в единстве всех его психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность.
в) Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «я» из «не-я», осознавший свои взаимоотношения с «не-я» и активно воздействующий на «не-я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.
г) Личность — это органическое единство биологической и социальной эволюции.
д) Понятие «личность» тождественно понятию «я». 15.
«Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т. 1. М., 1957. С. 291). Основываясь на данном положении, покажите возросшую значимость ответственности, исполнительности, дисциплинированности и инициативности каждого человека общества. 16.
Как Вы понимаете свободу личности? Каковы обязанности личности перед обществом и общества перед личностью? Каковы социально-экономические и политические основы свободы личности в обществе? 17.
Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе:
а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)... Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности» (Т. Гоббс).
б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком... Она есть бытие человека... Индивид полностью и всегда свободен» (Ж.-П. Сартр).
в) «Свобода — это самовыражение личности, выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм).
г) «Свобода есть познанная необходимость» (Б. Спиноза). 18.
Как Вы относитесь к авторитету и культу личности? 19.
«Если выбирать между Фаустом и Прометеем, я предпочитаю Прометея» — эта сентенция принадлежит Бальзаку. Прометей, открывший, если верить легенде, секрет огня человеку, стал великим символом технических и научных достижений цивилизации. Фауста же волновала проблема смысла земного существования и поиска счастья человека. Как бы Вы решили эту дилемму? Аргументируйте свое решение. 20.
Выберите верное определение.
а) Личность — это конкретный реальный человек во всей совокупности своих физических и духовных качеств.
б) Личность — это индивид с неповторимо своеобразными чертами, отличающими его от других людей.
в) Личность — это продукт общественных отношений.
г) Личность — это выдающийся представитель своего народа, класса, общества. 21.
Какое из определений, по Вашему мнению, является правильным?
а) Общество — это совокупность индивидов.
б) Общество — это способ взаимного приспособления людей.
в) Общество — это самостоятельное образованием связанное с деятельностью людей.
г) Общество — это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей. 22.
П. Бриджмен в книге «Размышления физика» писал, что общество является суммой его личностей в том смысле, что если поведение всех составляющих личностей определено, тогда не требуется ничего большего, чтобы определить общество, которое эти личности составляют. Дайте анализ этого высказывания.
Французский философ и писатель А. Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит. Люди, умирающие за идею, считает А. Камю, не должны в XX веке вызывать уважение. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Если нет, то почему? 24.
Известный английский писатель и философ А. Кестлер объясняет острые и неразрешимые социальные конфликты изъянами в генетических механизмах человека. Не исключено, писал он, что человек есть жертва погрешностей в конструировании и просчетов в организации нервной системы, которые толкают его к агрессивности, маниакальным идеям и в конечном счете — к самоуничтожению (см.: Кестлер А. Человек — ошибка эволюции? // Диалоги. М.
Разъясните смысл влияния общественной среды на личность из следующей мысли Г.В. Плеханова: «Каждая личность своей особой походкой идет по дороге протеста. Но куда ведет эта дорога — это зависит от общественной среды, окружающей протестующую личность». 26.
Русский социолог П.Л. Лавров писал, что человек без убеждения — это нравственный урод, это вещь, за которой мы признаем только зоологическое достоинство... Человек без решимости — это урод другого вида... Прокомментируйте это высказывание. 27.
Едва ли найдется человек, который не согласился бы со всеобъемлющей формулой «брать от жизни все». Возможны, по крайней мере, три интегрированных ответа на этот вопрос: 1) брать больше, чем вкладывать; 2) не брать и не вкладывать; 3) брать меньше, чем вкладывать. Прокомментируйте эти ответы. 28.
В известной поговорке «Лучше поздно, чем никогда» не очень много смысла, если она не сопровождается тремя оговорками: во-первых, не так уж редко бывает, что лучше как раз никогда, чем поздно; во-вторых, если действительно поздно, так уж лучше никогда; в-третьих, как это узнать: уже поздно или еще не поздно? 29.
Нравственные оценки отношения к вещам, особенно к модным, могут даваться либо в связи с наличными возможностями их приобретения, либо вне такой связи. В сравнительно простом случае возможны три оценки: положительная, отрицательная или нейтральная.
а) Надо модно одеваться, но заработаю сам.
б) Надо, но купить должны родители.
в) Нет и не надо, потому что или все равно купить не на что, или купить есть на что, но именно не надо, достаточно того, что есть.
Какая из этих оценок для Вас предпочтительнее? Какие ценностные ориентации прямо противоположны ценностным ориентациям потребительства?
СОЗНАНИЕ
Общество в целом, отдельные классы, социальные слои и организации смотрят на мир сквозь призму своих социальных интересов. Под воздействием общественных интересов образуется определенное видение мира. Вот этот механизм видения, а также егоезультаты, созданные под воздействием общественных интересов, называют общественным сознанием. Попытайтесь из сказанного сформулировать общее определение общественного сознания. 2.
Допустим, что общественное сознание сводится к сумме индивидуальных сознаний. Какие выводы из этого допущения следуют? Каково соотношение между общественным и индивидуальным сознанием? 3.
Формирование образца врага — это сознательное манипулирование общественным мнением. Как Вы относитесь к этому явлению? Возможно, у Вас есть примеры. 4.
Общим для традиций, обычаев, социальных привычек и других компонентов общественного сознания является их устойчивость. Перечислите такие явления духовной жизни, которые характеризовались бы неустойчивостью. 5.
Появление эмпирических знаний по времени предшествовало возникновению науки. Повседневный эмпирический опыт и знания послужили исходной основой для научных обобщений. Приведите примеры, показывающие, что и в наше время повседневная практика питает науку. 6.
Не только мораль и правовое сознание, но и политика, религия, искусство и философия выполняют функции регулятора общественной жизни. Каково отличие между этими формами общественного сознания с точки зрения выполняемой ими регулятивной функции? 7.
Раскройте связь между следующими положениями В.И. Ленина:
а) «Политика есть концентрированное выражение экономики» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 152);
б) «Политика не может не иметь первенства над экономикой» (Там же. С. 279). 8.
Немецкий философ И. Кант выдвинул два нравственных категорических императива, соблюдая которые, человек обеспечивает своему поведению постоянную нравственность: 1) поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе в такой же ситуации; 2) если поступок отдельного человека можно сделать правилом для всех, то он нравственен. Так ли это? 9.
«Когда исчезнет потребность в религии? Когда человек почувствует себя господином природы и своих собственных общественных отношений» (Г.В. Плеханов). Достаточно ли наличия названных условий для отмирания религии? Каковы основные функции религии? Ваше отношение к ней.
10.
Есть точка зрения, что процессы ускоренного развития техники и науки ведут к взрыву моральных и нравственных основ социального организма, что эти факторы создают общество, в котором нормы вкуса и приличия находятся в состоянии непрерывного морального старения, оставляя только моду в качестве арбитра морального поведения. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ. 11.
Что такое добродетель и порок? Этот вопрос пытались решить многие философы. Гельвеций, например, давал на него следующий ответ: «Если бы, родившись на какомнибудь пустынном острове, я был предоставлен самому себе, я жил бы, не имея ни пороков, ни добродетелей. Я не мог бы обнаружить ни тех, ни других. Что же следует понимать под словами "добродетельные и порядочные поступки"? Поступки, полезные или вредные обществу». В чем достоинства и недостатки рассуждения Гельвеция, если учесть, что оно было высказано в XVIII в.? 12.
«Красота спасет мир», — говорил Ф.М. Достоевский. Как Вы относитесь к этому высказыванию? 13.
Прокомментируйте старинный афоризм: «Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, чем успевает». 14.
Какое явление не относится к общественной психологии?
а) Нравственные привычки и традиции.
б) Художественный вкус.
в) Чувство милосердия.
г) Мировоззрение личности.
то такое добродетель и порок? Этот вопрос пытались решить многие философы. Гельвеций, например, давал на него следующий ответ: «Если бы, родившись на каком-нибудь пустынном острове, я был предоставлен самому себе, я жил бы, не имея ни пороков, ни добродетелей. Я не мог бы обнаружить ни тех, ни других. Что же следует понимать под словами "добродетельные и порядочные поступки"? Поступки, полезные или вредные обществу». В чем достоинства и недостатки рассуждения Гельвеция, если учесть, что оно было высказано в XVIII в.? 12.
«Красота спасет мир», — говорил Ф.М. Достоевский. Как Вы относитесь к этому высказыванию? 13.
Прокомментируйте старинный афоризм: «Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, чем успевает». 14.
Какое явление не относится к общественной психологии?
а) Нравственные привычки и традиции.
б) Художественный вкус.
в) Чувство милосердия.
г) Мировоззрение личности. 15.
Всем формам общественного сознания присущи познавательная и регулятивная функции. Какова их роль в различных формах общественного сознания? 16.
Мораль, с одной стороны, регулирует поведение личности, ее отношение к другим личностям, к коллективу, обществу, а с другой — выступает как совокупностьтих положений. 17.
Почему абсолютная свобода личности означала бы уничтожение морали? 18.
Почему философия, будучи одной из наук, вместе с тем выделяется как особая форма общественного сознания? 19. Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность, недавно окончившая политехнический институт, — писал он, — знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единствен- ного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль и Ньютон». Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним? 20.
В чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания? 21.
Что общего между моральным сознанием и правосознанием? В чем их различие друг от друга? 22.
В чем специфика религии как формы общественного сознания? 23.
Для науки как социального института, призванного обеспечивать общество знаниями, характерна ориентация на истину как на ценность. Означает ли это, что в своей научно- исследовательской организации каждый ученый руководствуется в своей деятельности только стремлением к истине? 24.
ПОЗНАНИЕ
Познание — это:
а) процесс погружения «ума» в действительность;
б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;
в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;
г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия;
д) отражение объективной действительности в сознании человека;
е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов. 2.
Представителями каких философских направлений сделаны следующие заявления?
а) «...Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи, ...внешний мир воздействует на наши органы чувств».
б) «...возможно, что мы в состоянии правильно воспринять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта "вещь в себе" находится по ту сторону нашего познания».
в) «...не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями,бъявляю невозможным знать это».
г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума». 3.
Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?
Ощущение — это:
а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;
б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;
в) чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира;
г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром;
д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;
е) единственный информационный канал, доставляющий человеку сведения о внешнем мире;
ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания
Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А. Пуанкаре: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!». 5.
«...Все научные (правильные, серьезные, невздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гносеологическими истоками. 6.
Почему отражение человеком действительности является приблизительным? 7.
Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением? 8.
Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем? 9.
На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» — есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом? 10.
Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего общего с теми философами, которыеакрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направлены эти слова? 11.
Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств? 12.
Почему абстрактное мышление — это качественно высшая ступень познания по отношению к чувственному отражению? 13.
Назовите (из приведенных ниже) философское направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения.
а) Эклектика;
б) конвенционализм;
в) софистика;
г) диалектика;
д) догматизм. 14
ПРАКТИКА
Обсудите
) Практика — основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения?
б) Что означает первичность практики, если она всегда представляет целеполагающую деятельность?
в) Не противоречит ли положению об определяющей роли практики тот факт, что в условиях современной НТР наука опережает развитие производства?
г) Если в научно-исследовательской деятельности все большую роль играют эмпирические методы и материально-технические средства исследования, то не значит ли это, что стирается различие между основой познания и самим познанием? 18.
«Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1). В этой связи ответьте на вопросы:
а) Почему нельзя установить истинность знания без выхода в общественную практику?
б) Можно ли чисто теоретическим путем доказать объективную истинность знания?
Пониманию истины?
а) Интуитивно ясное и самоочевидное положение.
б) Идея, руководство которой приводит к успеху.
в) Знание, которое соответствует показаниям органов чувств.
г) Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа.
д) Мнение большинства.
е) Мнение, закрепленное авторитетом и временем.
ж) То, что соответствует цели человека.
з) Соответствие знаний ощущениям субъекта.
и) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира. 21.
Выберите правильное предложение:
а) Нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или «ложно» — это лишь названия
) Все мысли только истинны, ложных мыслей нет.
в) Есть мысли истинные вообще и есть мысли совершенно ложные.
г) Каждое высказывание истинно либо ложно лишь в строго определенном отношении. 22.
«Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, — значит так или иначе признавать абсолютную истину» (Ленин). Как соотносятся друг с другом объективная и абсолютная истины? 23.
«Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней» (Ленин ). В каком отношении друг к другу находятся относительная и абсолютная истины?
Проиллюстрируйте положение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». 25.
«...Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Декарт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму? 26.
Найдите «зерна» абсолютных истин и моменты, которые в дальнейшем подверглись уточнению или замене, в следующих положениях:
а) Весь мир состоит из атомов — мельчайших, неделимых частичек вещества.
б) Атом представляет собой положительно заряженную среду, в которую вкраплены отрицательно
звестный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики — это просто интеллектуальная игра». Дайте философскую интерпретацию этому афоризму. 31.
В чем специфика социально-исторической практики? Обоснуйте каждый из ответов.
а) Она более субъективна, чем материальное производство.
б) Ей в большей мере присущ творческий характер.
в) Она направлена на преобразование общественных отношений.
г) В ней находят непосредственное отражение классовые интересы людей.
д) В ней через деятельность людей проявляются объективные законы. 32.
В чем состоит важнейшая особенность познания общественных явлений? 33.
Перечислите общее, что присуще познанию как природных, так и социальных явлений