Обыденно-практическое и научное знание
Естественной предпосылкой познавательной деятельности человека являются его определенные психофизические особенности. Благодаря наличию соответствующих органов чувств, человек обладает способностью получать данные, которые информируют его как о внешнем мире, так и о внутренних состояниях собственного организма. Например, зрительные, слуховые и тактильные ощущения содержат в себе определенную информацию о внешнем мире, а ощущения боли или жажды – о состоянии организма.
Благодаря высшим когнитивным функциям – прежде всего, способности к мышлению – человек оказывается способным к созданию и оперированию такими абстрактными объектами, как понятия. Восприятия и представления являются формами познания, которые занимают промежуточное положение между чувственными и рациональными формами познания. Ощущения, восприятия, представления и различные формы абстрактно-теоретического мышления являются общими предпосылками познавательной деятельности и их следует отличать от конкретных способов познания мира, которые в значительной степени определяются факторами социально-культурного порядка.
Так называемое «научное познание» является лишь одним из особых видов познавательной деятельности, которое – как и любое другое – в качестве своего естественного условия имеет отмеченные психические особенности человека. Наряду с научным, существует философское (метафизическое), религиозное, а также обыденное знание. С точки знания критериев и целей познания все эти виды знания существенно отличаются друг от друга, хотя в процессе исторического развития они не отделены друг от друга абсолютно.
Прежде чем говорить об особых методах научного познания, необходимо представлять, в чем же отличие научного от других форм знания. Если различение научного и религиозного знания, как правило, не представляет особой проблемы, то с различением научного и обыденного познания дело обстоит несколько сложнее. Дело в том, что, во-первых, и обыденное и научное познание в значительной степени связаны с эмпирическим, опытным постижением мира. Во-вторых, обе эти формы познания в значительной мере носят практически-позитивную направленность, т.е. существуют для того, чтобы получить сведения, которые могут способствовать более эффективной деятельности во внешней среде. Особенно хорошо это видно в случае сравнения обыденно-практического и прикладного научно-технического знания.
В связи с отмеченным сходством обыденного и научного знания существует мнение, что научное знание представляет собой просто усовершенствованную форму обыденного знания и что наука является как бы усовершенствованной формой здравого смысла. Следует заметить, что в историко-генетическом аспекте это, видимо, так и есть. В частности, в истории науки неоднократно высказывалась мысль о том, что, например, геометрия как форма научно-теоретического знания выросла из реальной практики землемерения и что основанная на теоретических постулатах геометрия Евклида в качестве своего предшественника имела потребность и практику изменения наделов земли.
Если говорить о предыстории современных форм знания – то есть, о том периоде, когда различные формы знания были еще слабо дифференцированы друг от друга – то, видимо, первым предшественником современного научного знания следует считать древне-магическое знание. Действительно, и примитивное магическое знание в виде соответствующих рецептов, и современное развитое научное знание в виде сколь угодно общих теорий, несмотря на все различие в уровнях абстракции между ними, в конце концов, призваны решать одну и ту же задачу: доставлять сведения, которые позволяют эффективно взаимодействовать с внешним миром и реализовывать присущие человеку потребности и цели. Например, средневековый кузнец-ремесленник и современный ученый, специалист в области металловедения, в сущности, решают одну и ту же задачу. Взаимодействуя с исследуемым материалом, они оно оба хотят понять, как он устроен, какими свойствами обладает и как его можно трансформировать в почему-либо желаемом направлении. Хотя они пользуются существенно разными методами. В частности, среди тех знаний, приемов и способов взаимодействия, которыми пользуется кузнец, вполне могут быть и элементы ритуально-магического знания. Например, последний может думать, что прочностные свойства выковываемого им предмета как-то связаны с соблюдением им каких-либо обрядов, что уровень его, так сказать, «духовной чистоты» может как-то влиять на конечный успех в рамках специфически-профессиональной деятельности.
Таким образом, за магическим и научным знанием стоит одна и та же потребность или интенция. В силу этой общности научного и магического знания, а также в силу того, что в раннем периоде человеческой истории трудно провести дифференциацию между обыденно-практическим и магическим знанием, можно считать, что в историко-генетическом аспекте между этими формами знания есть много общего. Если же говорить о более или менее развитой культуре, то различие между ними становится более заметным. Причем, чем более высокоразвита цивилизация, тем больше и различие. В частности, это видно уже как на примере теоретических знаний античного геометра или средневекового ремесленника, которые уже и тогда представляли собой форму специализированного знания, которым обладают не все. Что касается современности, то здесь разница между обыденно-практическим знанием, которым обладают все взрослые члены общества и специализированным, в том числе научным, еще больше.
В основе практически-обыденного повседневного знания лежит множество, как правило, до- и внерефлексивных навыков и приемов деятельности, которые получены или в результате собственного опыта взаимодействия с предметами внешнего мира, или являются результатами заимствования опыта успешной деятельности других. Практически-повседневное знание – это, в значительной мере, монотонное воспроизводство однотипно-повторяющихся действий на основе усвоенных навыков и ему не предшествует какая-либо рефлексия на основе теоретических предпосылок. Главная цель обыденного знания состоит в получении практического, часто жизненно важного результата, а не размышление с целью найти новое решение какой-либо проблемы.
Несмотря на такие свои особенности, обыденно-практическое знание не отделено непроходимой пропастью от разных форм специализированного и теоретического познания, в том числе научного. Разные формы этого знания оказывают влияние на содержание обыденного знания и поэтому нельзя было бы сказать, что «здравый смысл» во все времена остается одним и тем же. В действительности он достаточно сильно меняется и в первую очередь благодаря влиянию других, в том числе теоретических форм знания, в рамках которых как раз и происходит выработка новых смыслов.
Однажды выработанные в формах специализированного знания, эти смыслы – вернее некоторые их элементы – затем транслируются дальше и, в конечном итоге, отказывают влияние на содержание массового повседневно-практического знания. В частности, такие виды современного повседневно-практического знания, как, например, навыки работы на компьютере или управление автомобилем не могли возникнуть независимо от того, что прежде были созданы соответствующие сложные технические устройства, которые появились в результате развития специализированного научного и технического знания. Такие элементы общекультурных и – в рамках развитой цивилизации – обыденных представлений, как, например, знание о том, что если человек заболел каким-либо недугом соматического характера, то причину этого следует искать в объективно существующих возбудителях или в особенностях протекания физико-химических и физиологических процессов внутри организма, а не в том, что его «сглазили» и что здесь действовал колдун, являются результатом трансляции на обыденный уровень тех смыслов и представлений, которые первоначально были выработаны в области теоретического научного знания. С помощью одного только повседневно-практического опыта к пониманию этого было бы прийти невозможно. Равно как и к пониманию того, что причина природных катаклизмов есть результат действия совокупности причин физико-химического характера, а не следствие наказание «свыше» или происков со стороны врагов.
Следует заметить, что хотя научное знание и оказывает влияние на обыденный опыт, переоценивать его роль все же не стоит. Существует огромное число приемов и навыков повседневно-практического характера, содержание которых или вообще не меняется в течение тысячелетий или эти изменения носят не столь уж принципиальный характер. В современном обществе существует достаточно много видов деятельности, которым профессионально занимается огромное число людей и которые вполне могли бы выполнять, допустим, жители Древних Греции или Египта. Хотя и нельзя сказать, что навыки профессиональной деятельности какого-нибудь управляющего колесницей, писца или чиновника в Древнем Риме полностью идентичны тем, которые необходимы для современного водителя автомобиля или клерка в офисе, однако вполне можно предположить, что если бы первые вдруг оказались на месте последних, то они после краткосрочной переподготовки вполне бы смогли приступить в выполнению возложенных на них профессиональных обязанностей.
Естественно, это справедливо не для всех видов профессиональной деятельности. И это, прежде всего, касается тех, которые связаны с пониманием и использованием результатов современного научного знания. В частности, знаменитому древнегреческому врачу Гиппократу прошлось бы сначала изучить школьный курс химии, а затем долго учиться в специализированном вузе, прежде чем он смог понять от чего, почему и как лечат современные медики. То же самое можно сказать о Героне, античном инженере и создателе первой паровой турбины, если бы, например, он пожелал работать инженером-механиком на современном производстве.
Современные научные знания очень сильно ушли вперед по сравнению с тем уровнем, который был раньше. Для того чтобы правильно понимать содержание этих знаний необходима специальная подготовка. Человек, который более или менее успешно руководствуется здравым смыслом в процессе своей повседневной деятельности, часто даже не представляет себе те зависимости и эффекты, которые изучаются в современных науках. Являясь потребителями и пользователями современных сложных технических устройств, которые являются практическими результатами развития науки, огромное число людей даже не может представить себе на основании использования каких природных явлений основывается функционирование этих устройств.
Таким образом, обыденно-практическим и научным знаниям присущи как общие черты, так и такие, на основании которых их можно четко отличать друг от друга.
Общими чертами этих видов знаний является то, что:
1. Естественной предпосылкой данных знаний являются одни и те же познавательные способности людей, которые на протяжении тысячелетий остаются практически одними и теми же;
2. И обыденное и научное знание включают в себя эмпирические формы познания мира;
3. Для этих видов знания характерна практическая, позитивная направленность.
Различие между обыденно-практическим и научным знанием основывается на том, что:
1. Если первый вид знаний формируется более или менее случайно как спонтанный ответ на запросы практики и часто даже без осознания своего содержания со стороны своих носителей, то возникновению второго вида знания предшествует рефлексия, в процессе которой происходит осознание соответствующих проблем и поиск рациональных способов их объяснения и решения.
2. Если научное знание всегда включает в себя теоретический компонент в виде соответствующих категорий, гипотез, моделей, законов и т.п., то для обыденно-практического знания наличие этого компонента нехарактерно;
3. Научно знание – это всегда специализированный вид познания, в рамках которого компетенцией облает лишь ограниченный круг специалистов-профессионалов, тогда как обыденно-практическое знание основано на здравом смысле, в отношении которого более или менее компетентно большинство представителей соответствующей культуры.