Проблема источика развития. Закон противоречия. Типы противоречий, их роль в развитии
Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. В марксистском варианте диалектики он получил статус закона (единства и борьбы противоположностей). Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.
Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) полностью отвечают диалектическим требованиям: 1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения); 2) именно их «борьба», т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.).
___Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, прерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество. Различают следующие противоречия: Внутренние противоречия — это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой. Внешние противоречия — это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п. Антагонистические противоречия — это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Термин " антагонизм " распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко — в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаниях и т. п.
Механизм развития. Диалектика количественных и качественных изменений.
Тут стоит говорить о законе перехода количественных изменений в качественные.
Данный закон вскрывает механизм развития. т.е. развитие осуществляется в результате количественных изменений, которые накапливаются, и нарушается граница меры, тогда происходит смена старого качества новым.
1) категория качества. Гегель «Качество есть бытие вещи». Качество есть совокупность наиболее существенных структурно оформленных признаков предмета. Свойство есть внешнее выражение качества. Количество-отражает качество с помощью числа. Мера-единство кол-ва и кач-ва. Скачок-способ перехода от одного кач-ва к другому. скачок подготавлив. количеств. изменениями.
Тенденции, формы, цикличность развитии. Отрицание отрицания
Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается более новым. Как осуществляется замена старого новым? 1) новое возникает на основе старого 2) в старом удерживается все ценное (-диалек. отрицание-удержание ценного в старом;-метафизич. отрицание-полное отрицание старого («нигилизм»)
Т. о., закон отрицания отрицания, синтезируя в своем содержании законы единства и взаимодействия противоположностей и взаимного перехода качественно-количественных изменений дает наиболее конкретное и правильное понимание смысла развития. Он позволяет определить общее направление развития, его существенные черты, предвидеть характер возможных изменений, их глубину, сознательно способствовать утверждению нового и преодолению устаревшего.