Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: уроки-лекции, семинары, беседы, киноуроки, интернет-уроки, проектную деятельность и т.д. Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю (105 часов в год)
№ | Организация деятельности учащихся | Тема урока | Содержание | Ключевые понятия |
Лекция. | Введение. Периодизация. Терминология. | Выявить особенности литературы XX века. Рассмотреть периодизацию литературного процесса (5 периодов). | Реалистическое и романтическое мировоззрение (в литературе). | |
2-3 | Лекция. | Русская литература конца XIX- начала XX века. Кризис духовности или рождение «новой» литературы. | Вспомнить писателей XIX века, основные темы. Рождение нового художественного мышления и новой проблематики в литературе. Основные литературные традиции XIX – XX веков и новые веяния в литературе. | Нигилизм, реализм, романтизм, неоромантизм, пролетарская поэзия и модернизм. |
4-5 | Беседа. С.р. | Духовная литература. Тесная связь с православием. Митрополит Анастасий. | Видение митрополитом русской революции. Рассмотрение правил, противоречащих семи заповедям. Понять, что дает церковь литературе и как на нее влияет. | Анархия умов, буревестники, декаденты. |
Беседа. | Художественный мир русской прозы. | Рассмотреть как философия, находила свое отражение в творчестве писателей. | Классическая идеалистическая философия. Иррациональная философия. Социалистический реализм. | |
7-8 | Беседа. Практикум. | А.П. Чехов – мастер сатиры. | Творчество Чехова – вершина развития русского реализма. Практикум по теме «маленький человек» с «большим» сердцем в творчестве А.П. Чехова. «Зоркость бытия». А.П. Чехов – импрессионист в прозе. | Импрессионизм. |
9-10 | Практикум | Особенности чеховской прозы на примере «Дома с мезонином» и «Скрипки Ротшильда». | Раскрытие образов героев. | Сюжет. Символы. Слова-мотивы. |
12 | Практикум | Художественный мир И.А. Бунина. | Начало творческой деятельности в качестве журналиста. | |
13 | Практикум. | «Антоновские яблоки». Дворянских гнезд заветные аллеи. | Воссоздание мира русской усадьбы. Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах. Эссе на тему : « Как вы понимаете метафору «дворянское гнездо»? | Эпитафия. |
14 | Семинар | «Господин из Сан-Франциск» глазами читателей разных эпох. | Выяснить, о чем этот рассказ: о бездумном накоплении денег или о равенстве всех людей, вне зависимости от социального статуса, перед лицом смерти. Актуальность рассказа в наше время. | |
15 | Практикум | «Легкое дыхание» А.П. Чехова. | Смысл названия. | |
16 | Лекция | Художественный мир А.И. Куприна. | Особенности мировоззрения писателя. Его творческий путь. | |
17 | Практикум | «Лесная симфония» А.И. Куприна. Рассказ «Олеся». | Красота и природная самобытность Олеси. Тайна «ленивого» сердца Ивана Тимофеевича. Место пейзажа в повести. Ребятам предлагается дать свою трактовку финальных строк. | |
18 | Практикум. | «Гранатовый браслет». Тема любви в рассказе. | Ученики отвечают на вопрос: «В чем смысл сопоставления двух подарков жемчужных сережек и гранатового браслета»? | Символика в рассказе. |
19 | Лекция. | Художественный мир Л.Н. Андреева. | Творческий путь писателя-экспрессиониста. | Экспрессионизм в творчестве Л.Н. Андреева. |
20 | Практикум. | «Иуда Искариот». Тема предательства. Имя, ставшее нарицательным. | Иуда и Христос в системе образов рассказа. Смысл предательства Иуды. Своеобразие авторской позиции в рассказе. | |
21 | Беседа | Художественный мир русской драматургии.На подступах к драме XX века. | Характеристика драматургии XX века. Писатели, выступавшие в роли драматургов (А.Н. Островский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, М. Горький). | |
22 | Беседа | А.П. Чехов. Путь драматурга. | Эпический театр Чехова. Настроение в пьесах А.П. Чехова и изобразительные средства, создающие его. | |
23 | Практикум | «Три сестры». Выражение в пьесе традиций русской эпической прозы. | Развитие сюжета. Смысл названия пьесы. Тема несбывшихся надежд в пьесе. | |
24 | Практикум. | «Вишневый сад». Тема разорения дворянских гнезд в пьесе. | Центральный образ-символ. «Странный» жанр – странные герои. | |
25 | Семинар | Герои пьесы «Вишневый сад». Кто они? | Раскрытие образов Раневской, Гаева, Симеона-Пищика и т.д. | |
26 | Практикум. | М. Горький «На дне» жизни. | Понять, чем обусловлен успех пьесы. Характеристика обитателей ночлежки. | |
27 | Семинар | Правда, ложь, вера и человек в спорах героев и размышлениях автора. | Понять, что лучше в этом бренном мире : истина или сострадание? Пьеса «На дне» - философская драма. | |
28 | Лекция | Художественный мир русской поэзии. | Конец XIX – начало XX века – «Русский Ренессанс» в литературе. Возникновение основных направлений в литературе и их развернутая характеристика. | Модернизм, символизм, акмеизм, футуризм. |
29 | Беседа. | Теория символизма – интуитивное постижение мирового единства через обнаружение «соответствий». | Символизм, провозглашающий параллелизм двух миров. Теория символического искусства, разработанная В.Ивановым. Мировоззренческие взгляды Д.С. Мережковского. | |
30-31 | Беседа. Практикум. Лекция. | Художественный мир А.А. Блока. | Начальный период творческого пути А. Блока. Второй период творчества – стихотворение «Незнакомка». Поэтика А. Блока. | |
32 | Семинар | Тема России в творчестве Блока на примере стихотворений «Родина» и «На железной дороге». | Сопоставление стихотворений с некрасовской «Тройкой», общее и особенное в стихотворениях. | |
33 | Практикум. | Поэма «Двенадцать» как песнь о революции. | Композиция поэмы. Стихия как созидательное и разрушительное начало. | |
34 | Практикум. | Философская концепция «Скифов». | Традиции русской литературы, проявившиеся в стихотворении. Исторические перспективы, просматривающиеся в «Скифах». | |
35 | Лекция. | Акмеизм – поэтическое направление, возникшее в недрах символизма. | Особенности акмеизма. Идейный вдохновитель и поэтический лидер акмеистов – Н.С. Гумилев. | Акмеизм. |
36 | Творческий практикум. | «Противостояние» символизма и акмеизма в творчестве А. Ахматовой и А.Блока. | Сравнительная характеристика стихотворений А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека..» и «Двадцать Первое. Ночь. Понедельник.» Черты символизма и акмеизма в них. | |
37 | Лекция. | Футуризм как «пощечина общественному вкусу». Поиск новых средств художественной выразительности в литературе. | Характеристика литературного направления. | Футуризм. |
38 | Беседа. | В.В. Маяковский – «труба» русской революции. | Поэтическая судьба В. Маяковского. | Экспрессия, гиперболизация, изощренная рифмовка, заостренная сатира в поэзии В. Маяковского. |
39 | Практикум. | «Облако в штанах». Автобиографичность поэмы. | Предыистория поэмы. Смысл названия. Своеобразие композиции. | |
40 | Семинар. | Тема любви в творчестве В. Маяковского. | «Тяжкая гиря» неразделенной любви в стихотворении «Лиличка». Мечта о чистой любви «Флейта-позвоночник». Любовь – все в жизни человека « Письмо Татьяне Яковлевой». | |
41 | Практикум | Комедия «Клоп». Обнажение античеловеческой природы собственника в пьесе. | Пороки, высмеиваемые в пьесе. Критика мещанства. Изобразительно-выразительные средства, используемые в пьесе. Сравнение с пьесой М.Горького «Мещане». | Мещанство. |
42 | Семинар | Клич революции. | Сравнение стихотворений разных авторов, писавших о революции (А. Белый, О. Мандельштам, Н.Асеев, В. Брюсов, Б. Пастернак). | |
43 | Лекция | Имажинизм. Образ как броня строки. | Характеристика имажинизма. | Имажинизм. |
44 | Беседа | «Флейта» русской поэзии. С.А. Есенин. | Народная самобытность С.А. Есенина. Основные темы лирики поэта. | |
45 | Семинар | Тема Родины в лирике поэта. | Сравнительная характеристика стихотворений «Русь», « Край любимый. Сердцу снятся», «Нивы сжаты, рощи голы», «Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая..» Мотивы грусти и печали по «уходящей Родине» в поэзии С. А. Есенина. | |
46 | Практикум. | «Анна Снегина» лироэпическое произведение С.Есенина. | Изображение страны в годы страшных испытаний. Лирический герой поэмы. | |
47 | Практикум. | «Исповедь горячего сердца» в поэме «Черный человек». | Работа над поэмой. Концепции основных образов поэмы. Сильные и слабые стороны предложенных интерпретаций поэмы. | |
48-49 | Лекция. | Русская литература первой половины XX века. Живые традиции. | Литература 20-х, 30-х годов. Литература русского зарубежья. | |