Найти в приведенном ниже списке историческое значение философии Аристотеля. Записать цифры, под которыми они указаны
1. Положил начало идеализму
2. Впервые глубоко исследовал проблемы общества, государства и законы
3. Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
4. Дал определение бытия через категории;
5. Определил сущность материи;
6. Выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
7. Создал философскую школу Академию, которая просуществовала около 1000 лет.
Задание 3.Прочтите отрывки из первоисточников и ответьте на вопросы
Первоисточники для анализа:
I. Платон. Менон / Платон // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 385.
1.«Раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, – люди называют это познанием – самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать».
А) Как называется теория, о которой идет речь в данном отрывке из произведения Платона? Поясните ее основную мысль
2.Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади».
А)Изложите коротко суть теории «идей» Платона?
Б) Какой философ, подобно Антисфену, критиковал платоновскую «теорию идей» В чем заключается суть этой критики?
2. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч. : в 4 т. – М., 1975. – Т. 1. – С. 67 – 69.
«Совершенно очевидно, что необходимо приобрести знание о первых причинах: ведь мы говорим, что тогда знаем в каждом отдельном случае, когда полагаем, что нам известна верная причина. А о причинах говорится в четырех значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи (ведь каждое «почему» сводится, в конечном счете, к определению вещи, а первое «почему» и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвертой – причину, противолежащую последней, а именно то, «ради чего» или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения)...Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука нетождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как, например, науки математические. А так как мы ищем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами и причинами чего-то самосущего. Если же те, кто искал элементы вещей, искал и эти начала, то и искомые ими элементы должны быть элементами не сущего как чего-то привходящего, а сущего как такового. А потому и нам необходимо постичь первые причины сущего как такового. …Следовательно, если первое — сущность, то философ, надо полагать, должен знать начала и причины сущностей...».
А) О каких причинах идет речь в данном отрыве из произведения Аристотеля?
Б) Как сам Аристотель их объясняет?
В) Как в данном отрывке прослеживается деизм Аристотеля?
Рекомендуемые источники информации:
Основные источники
1.Горелов А.А.учеб. пособ. «Основы философии» 2011.;
2.Губин В. Д. уч пос. «Основы философии»М.2011;
3.Краткий философский словарь. Под. ред. А. П. Алексеева. – М.:РГ – Прогресс, 2010.
4.Интернет –ресурсы:1.http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.2. Alleg.ru/edu/philos 1.htm
3.http://www.diplom –inet.ru/resurshpilos
Дополнительная литература:
1. Адо П. Что такое античная философия? / П. Адо. – М., 1999.
2. Асмус В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1999.
3. Брамбо Р. Философия Древней Греции / Р. Брамбо. – М., 2002.
Инструкции по выполнению практической работы№5
1. Приступая к выполнению работы, необходимо уяснить смысл ключевых терминов, без которых невозможно понять суть философии Платона и Аристотеля. Выпишите непонятные для вас термины, обратитесь к философскому словарю или словарю иностранных слов, они дадут вам толкование новых для вас понятий.
2.Прежде, чем обратиться к первоисточникам, которые будут встречаться в ваших заданиях, необходимо первоначально прочесть соответствующий материал в учебном пособии, уяснить его, кратко законспектировать дома, и лишь затем, обратиться к оригинальному тексту.
3.Прочтитепредложенный отрывок из произведения, если текст непонятен, прочтите его несколько раз
4 . Выделите главный смысл данного отрывка. Подумайте, что хотел сказать автор данного произведения.
5. Ваши ответы на вопросы, поставленные в практической работе, должны быть последовательным, логичным, по – существу вопроса;
6.Определите актуальность изучаемых вопросов для нашего времени,