V. Беседа по произведениям Игоря Северянина
В 1926 году поэт написал стихотворение «Игорь-Северянин», объясняющее самого себя
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нем толпа пустая,
Стихов принципиально не читал,
Раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото —
Вот, вот куда людская мчится стал!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлет в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над всею первенствующей планетой...
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.
— Какова форма этого стихотворения? — (Сонет.)
В 1911 году Северянин создал вместе с сыном Фофанова К. Олимповым группу «эгофутуристов».
— Что подразумевает это название и что сближает Северянина с футуристами?
(Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго» т. е. «Я» поэта, отсюда «самовозвеличивание» раздражавшее многих. С футуристами Северянина сближали неприятие мещанской действительности, которую он остроумно и часто неявно высмеивал — стихи о «красивостях» жизни принимались всерьез; тяга к словотворчеству.)
Откликаясь на брошюру «под нелепым названием» «Электрические стихи», В. Брюсов писал: «...Северянин прежде всего старается обновить поэтический язык, вводя в него слова нашего создающегося бульварного арго, отважные неологизмы и пользуясь самыми смелыми метафорами, причем для сравнения выбирает преимущественно явления из обихода современной городской жизни, а не из мира природы. Большей частью это выходит у него не совсем удачно, а подчас и смешно...»
— Как вы думаете, что мог иметь в виду Брюсов, говоря об «отважных неологизмах» и «самых смелых метафорах» Северянина?
— Согласны ли вы с тем, что «отважные неологизмы» и «самые смелые метафоры» не всегда удачны, а подчас выглядят и смешно?
Задание: найдите неологизмы Северянина и прокомментируйте их.
Неологизмы встречаются в стихотворениях Северянина буквально на каждом шагу. Он словно изобрел особый язык для своей поэзии. Вот лишь некоторые неологизмы: «быстро-темный», «ало-встречный «грозово», «олуненный», «разузорены», «огимнив». Кроме неологизмов, поэт часто использует непривычные словосочетания, грамматические формы: «задохнувшее смех», «совпадала с ветром птичка», «Вы такая эстетная», «вдохновляюсь порывно», «пора популярить изыски», «водопадное сердце» и др.
Северянин выдвинул программу изобретенного им направления. Оцените лозунги «эгофутуризма» — где здесь самолюбование, эпатаж и пошлость?!
1. Душа — единственная истина.
2. Самоутверждение личности.
3. Поиски нового без отвергания старого.
4. Осмысленные неологизмы.
5. Смелые образы, эпитеты.
6. Борьба со «стереотипами».
7. Разнообразие метров.
Поэт провозглашает ценность каждой личности: «Жизнь человека одного — / Дороже и прекрасней мира», отмечает двойственность мира: «И в зле — добро, и в добром — злоба», выводит иерархию настоящих ценностей: «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! — / Могущественные слова!»
VI. Слово учителя
Чем так привлекал поэт своих читателей-современников? Северянин очаровывал необычным, ярким, новым — звуками, ощущениями, краска ми, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты, пускай «красивости». В этом выдуманном мире живут короли и королевы, принцы и принцессы, пажи, феи. Здесь и современный быт: рестораны, концерты, клубы, гостиные, загородные дачи, моторные ландо, бипланы, экспрессы, вуали, веера, ликеры... В этом мире скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, «высь сфер» — экзотическое, уникальное и в то же время современное.
Об этом необыкновенном мире писать надо было необыкновенно: и Северянин изобретал новые жанры. Названия большинства — неологизмы: миньонет, синематограф, квадрат квадратов, эгополонез, поэметта, ассосонет, эскиз, диссона, газэлла, медальон, ноктюрн, хабанера, романс. Обычно поэт указывал жанры своих стихов. Многие из них носят характер баллады: в них присутствует короткий, необычный, напряженный сюжет.
VII. Анализ стихотворений
1. Слово учителя
В. Брюсов в статье «Игорь Северянин» (1915), отметив «мучительную пошлость» и «отсутствие знаний», писал: «Это — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир... Это — истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это — ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это — художник, которому открылись тайны стиха...».
2. Чтение и анализ стихотворения «Янтарная элегия»
Попробуем подтвердить или опровергнуть высказывание В. Брюсова. Стихотворению 1911 года «Янтарная элегия» предпослан эпиграф из Пушкина: «Деревня, где скучал Евгений, / Была прелестный уголок».
Вы помните прелестный уголок —
Осенний парк в цвету янтарно-алом:
И мрамор урн, поставленных бокалом
На перекрестке палевых дорог?
Вы помните студеное стекло
Зеленых струй форелевой речонки:
Вы помните комичные опенки
Под кедрами, склонившими чело?
Вы помните над речкою шале,
Как я назвал трехкомнатную дачу,
Где плакал я от счастья, и заплачу
Еще не раз о ласке и тепле?
Вы помните... О да! Забыть нельзя
Того, что даже нечего и помнить...
Мне хочется Вас грезами исполнить
И попроситься робко к Вам в друзья...
Изощренное зрение поэта проявляется в необычной и образной цветописи: «янтарно-алый» цвет осени, «палевые» дороги, «студеное стекло зеленых струй» речонки — это, скорее, не цвета, а оттенки. Слово «янтарный» имеет и другой смысл, косвенно указывающий место действия — берега Балтики. Жанр элегии подразумевает печальные мотивы, но они у Северянина соединены с грустной иронией, дают почувствовать личность поэта, всегда подтрунивающего над всем, в том числе и над собой. Иронию Пушкина Северянин подхватывает уже в первой строчке; опенки «комичные», потому что такими их увидел поэт; «шикарное» на «шале» обозначает, оказывается, маленькую дачу. В последней строфе ирония исчезает, остается чувство, невыразимое словами; образ героини можно только «грезами исполнить», И — беззащитность любящего чело века в последней строке: «попроситься робко к Вам в друзья». Отметим значение анафоры (единоначатия): в последней строфе она обрывает счастливые воспоминания.
3. Чтение и анализ стихотворения «Классические розы»
Одному из самых известных стихотворений Игоря Северянина — «Классические розы» (1925) предпослан эпиграф из Мятлева (1843):
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Читаем и комментируем стихотворение «Классические розы». Стихотворение Северянина является реминисценцией, отзвуком, перекличкой с ХIХ веком, проникнуто ностальгическим чувством. Отталкиваясь от конкретного образа, созданного Мятлевым, Северянин развивает, обогащает его, делает глубоким и придает символическое значение. В каждой строфе рефренная строка «Как хороши, как свежи были розы» приобретает новый смысл. Последние две строки этого стихотворения выбиты на мраморной плите на могиле Игоря-Северянина на русском кладбище в Таллине:
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп.
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Тема утраченной родины, элегические и даже трагические мотивы, настроение безысходности, искреннее чувство — это тоже Игорь Северянин. А как же роль «гения», стоящего над толпой?
«Трагедию жизни» ирония может превратить в «грезофарс», и возникают «качалка грезэрки», «мороженое из сирени», «шампанский полонез», «ананасы в шампанском». Но сколько можно метать бисер перед свиньями? В стихотворении «В блесткой тьме» поэт поступает почти как Маяковский:
Каждая строчка — пощечина.
Голос мой — сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!
Так стремление выразить настроение, нерв, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века.