Лекция 19. проблемы человека в социальной философии

Что такое человек? Какова его природа? Человек есть «дело рук самого человека» или исключительно продукт социального воспитания и образования? Что такое личность, индивидуальность? Есть ли смысл жизни человека? Эти и другие проблемы интересуют не только философию, но и каждую личность.

Вся история философии (Сократ, Платон, Кант, Фейербах, Гегель, Маркс и др.) есть непрерывная попытка найти ответы на фундаментальные вопросы человеческого существования. Каждая философская система или учение создавала образ человека, понимание его природы. И этот образ человека является частью мировоззрения, нередко определяет познавательные, практические возможности человека, его нравственное поведение. Очень важно составить мировоззренчески верные представления о человеке.

Из всего многообразия подходов к пониманию бытия человека выделим главные.

1. Теологическая концепциясчитает человека единством божественного (духовного) и телесного (естественного). Сущность и смысл человеческой жизни – в «образе и подобии Божьем», в общении с Богом. Начало христианского подхода к человеку заложила еще античная традиция, философия Платона и Плотина. Он отражен во многих философских системах Запада (Августин, Аквинский, Гегель и др.) и России (Саровский, Брянчанинов, Достоевский, Гоголь, Хомяков и др.).

2. Проблема человека в немецкой классической философии. И. Кант заложил антропологию – учение о человеке. Для Канта были самоочевидны такие истины как свобода человека, человеческий долг как абсолют нравственности. Г.В.Ф. Гегель разделял кантовскую антропологию, стремился к познанию целостного человека, его духовной природы, но растворил проблематику человека в общих рассуждениях о сущности и природе духа. Л. Фейербах сделал человека предметом своей философии, создал человеческую религию: «человек человеку – бог».

3. Марксистская теория человека. Центральные идеи марксизма – идея социальности человека, социальной сущности человека, понимаемой материалистически и конкретно-исторически (сущность человека – совокупность общественных отношений). К. Маркс освобождает человека от самостоятельных духовных, моральных или мистических опор, вовлекая его в мир практики, социальных преобразований.

4. Позитивистская версия человека. Позитивисты (О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер, Ф. Ницше и др.) считают, что цивилизация наглядно демонстрирует естественную и социальную природу человека (его природные задатки, ум, волю и т. д.). Человека можно изучать как «часть природы», как живой организм, как агента социальной системы. Надо изучать то, что есть, «позитивно, снимая с человека ореол святости». Для Ницше человек – животное, потерявшее смысл и цель своего существования (Бог – ничто). Единственное, что движет человеком – это воля к власти. Отсюда ницшианская идея «сверхчеловека».

5. Человек в русской философии. В ней есть свои взгляды на природу человека, отличные от западной философии. Человек в ней никогда не выступал как воплощение индивидуализма, а прежде всего как соборное существо, включенное в иерархию бытия. Ни истина, ни ценности не даны человеку, обособленному от других людей, от общества, от Бога, – духовно ущербному человеку. Русские философы отстаивали стяжание Духа Святого (С. Саровский, И. Брянчанинов и др.), цельность личности, ее веру, соборность, нравственные начала. Вл. Соловьев отвергнул историческое учение христианства о человеке, но выдвинул идею Богочеловека. Л.Н. Толстой, отвергая божественную природу Христа, выдвинул собственную версию духовной сущности человека (толстовство). Истину о человеке не надо доказывать, а следует воплощать (истина как Жизнь и Путь).

6. Западная философская антропология. (М. Шелер. Г. Плесснер, А. Гелен, Э. Кассирер и др.) сделала ряд принципиальных открытий относительно человека: 1) человек – животное, изобретающее символы и живущее в символическом мире; 2) человек – существо свободное и открытое, находящееся в процессе становления и развития; 3) человек – микрокосм, манифестирующий космически-витальную действительность. Этим направлением была выдвинута идея целостного подхода к человеку, определены основы «собственно человеческого» бытия.

7. Экзистенциализм («философия существования») о человеке(М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Комю, Ж.П. Сартр к др.). Рассматривает природу человека в его сугубо внутренних, субъективных характеристиках. Экзистенция – «истинное», внутриличностное бытие человека, поток переживаний, несводимый к предметным или социально объективированным формам. Характерные признаки человеческого существования – временность, конечность, заброшенность, абсурдность, выбор, пребывание перед смертью. В ключе индивидуальной онтологии существования рассматриваются вопросы свободы и ответственности, вины и страха, смерти и любви, отчуждения, подлинной коммуникации и т. д. В сущности, экзистенциализм – философия абстрактного человека, неконкретного, асоциального существования, дающая санкции на человеческий произвол. Она – предельное выражение философского отчаяния от непонимания смысла человеческой жизни (его – нет). Мы оказываемся на Земле против своей воли, не дав на то никому согласия, заброшенными в этот абсурдный мир.

8. Современная философия, научный подходк выяснению природы человека. Современная научная философия, системный, комплексный подход оперирует разнообразными научными знаниями о человеке (социология, экономическая теория, психология, медицина, физиология и др.). Но сумма, синтез научных знаний не дает искомый образ цельного человека, понимания его живой субстанции. Человек – не только материально-социальная система, которые можно изучить и измерить, но духовная вселенная, уникальный мир, управляемый ценностями и смыслами. И этот мир не удается обнаружить всесильной науке.

Сегодня важно найти точки совместимости, взаимодополнительности различных подходов к пониманию природы человека. И на этом пути философия должна стремиться к пониманию истинной природы человека, ее модификаций в различных социокультурных системах, к пониманию сложной диалектики человека. И исходя из понимания природы человека, определять место и возможности человека в современном мире.

Понятие человек– понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека (природная организация, коммунальность, способность производить орудия труда, разум, воля, и др.). В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека. Индивид– отдельный человек, единичный представитель человеческого рода. Это понятие не включает конкретных социальных и психологических характеристик человека. Индивидуальность– означает единственность, неповторимость человека, уникальность человеческого существа. Это понятие характеризует также целостность нашего «Я», наше своеобразие и несхожесть с другими. Подлинно индивидуальное – единственное в своем роде, что не может стать меновой стоимостью. Личность– член общества, носитель определенной исторически сложившейся совокупности общественных отношений, центр сознательности, организованности и духовности. Термин «личность» обозначает социально интегрированного человека, целостность человека в единстве его социальных и психических качеств, индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций. Укорененность личности в социальном, сверхличном бытии создает ту самую замечательную черту, которая именуется индивидуальностью. Личность и индивидуальность никогда не бывают готовыми (это не вещи), они всегда созидаются. Личность обретается только через труд, в работе над социальными, профессиональными, культурными или другими сверхличными задачами. Она создается в результате социально-творческой деятельности в сфере хозяйства, политики, науки, искусства и т. д.

Различные точки зрения на «смысл жизни»:

1. Смысл жизни в жизни после смерти(веданта, буддизм, брахманизм, ислам, христианство). Смысл жизни, как указывают многие религии, – в подготовке к вечной жизни, в жизни в ином мире, предлагающем усмирение всех земных желаний. Все сущее, в том числе и человек, вышло из духа Божества и стремится возвратиться в его лоно. Конечная цель жизни – «нирвана», «спасение души» и т. д. Однако этот смысл жизни эмпирически, опытно не ощутим, хотя и накоплен определенный материал о существовании «параллельного» духовного, идеального мира. Человек живет не ощущая смерти; жизнь – по существу практическое бессмертие.

2. Смысл жизни в самой жизни(в наибольшем получении удовольствий, счастья и т.п.). Здесь большой спектр учений – эвдомонизм, эпикуреизм, эгоизм, индивидуализм, утилитаризм и т. д. Суть этого «смысла жизни» – лови миг жизни и наслаждайся. Смысл жизни как бы задан потребностями, жизнью самого человеческого организма, а не Богом, историей, обществом и т. д.

3. Смысл жизни в труде, в построении «рая на земле»(коммунизма или другого общества изобилия). Эту точку зрения проводит марксистская, демократическая идеология. Люди – авторы и актеры своей судьбы, они стремятся к наилучшей жизни, а это лучшее и определяет жизнь в конкретных исторических обстоятельствах.

4. Смысл жизни в слиянии с природой(Пифагор, даосизм, Н. Федоров, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др.). Смыслом человеческого существования является следование естественному, природному порядку вещей. Такой смысл жизни включает как разумное удовлетворение человеческих естественных потребностей, так и сохранение целостности себя (как человека) и природы. Слияние с Дао, Богом, Мировой гармонией природы.

5. Постановка вопроса о «смысле жизни бессмысленна»(3. Фрейд, А. Камю и др.). По Фрейду, сама постановка такого вопроса свидетельствует о патологии сознания, об аномалии личности. Хотя можно сказать и обратное: определенной аномалией психики обладает человек, лишенный смысла жизни. Все те же психологи возводят смысл жизни в ранг душеврачующих, психотерапевтических средств (логотерапия по Франку).

6. Смысл жизни как служение (в русской философии).Служение – понятие, выражающее подлинное онтологическое (бытийное) существование человека, нормативное начало общественной и духовной жизни людей. Подлинный смысл жизни состоит не в угождении желаниям, не в утверждении своей воли, не в притязании на «права человека», а в служении обществу, культуре, Богу. Служение состоит в исполнении человечески должного, в осуществлении сверхличных заданий (истины, правды, долга, добра, красоты, Божественных заповедей). Именно такая деятельность, устремленная к «созвездию» идеалов и ценностей, наполняет жизнь смыслом, поднимает над бессмысленным потоком бытия, над простым человеческим существованием.

Смысл жизни отражает мировоззренческую жизненную позицию человека, его осознанный и обобщенный взгляд на жизнь, на ее конечную цель. В тоже время смысл жизни больше выражается в формах самой жизни. Личные выборы и поступки больше говорят о смысле жизни, чем слова. Потеря смысла жизни относится к разряду нравственной патологии личности.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика философского понимания человека?

2. Решена ли в философии проблема сущности человека?

3. Как соотносятся биологическое и социальное начала в человеке?

4. Возможно ли бессмертие?

5. Как вам видится предназначение человека?

Темы рефератов

1. Этапы становления философской антропологии.

2. Философские концепции происхождения человека.

3. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

4. Проблема смысла человеческой жизни.

5. Отличие философского и естественнонаучного подходов к изучению человека.

Наши рекомендации