Комплект заданий для тестирования

по дисциплинеФилософия и методология научного знания

(наименование дисциплины)

1.Известный ученый и философ античности Аристотель придерживался в своей работе метода

а) системного; в) индуктивного;

б) аналитического; г) дедуктивного.

2. В качестве высшего критерия истины в средние века принималась (принимался)

а) знание; в) опыт;

б) вера; г) здравый смысл.

3. Метод эмпирической индукции разработал

а) Р. Декарт; в) Ф. Бэкон;

б) Г. Гегель; г) Г. Лейбниц.

4. Метод рациональной дедукции разработал

а) Р. Декарт; в) Ф. Бэкон;

б) Г. Гегель; г) Г. Лейбниц.

5. Принцип верификации как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал

а) Л. Витгенштейн; в) И. Лакатос;

б) К. Поппер; г) Б. Рассел.

6. Принцип верифицируемости как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал

а) Л. Витгенштейн; в) Б. Рассел;

б) Р. Карнап; г) И. Лакатос.

7. Метод фальсификации для отделения научного знания от ненаучного предложил использовать

а) Б. Рассел; в) К. Поппер;

б) Р. Карнап; г) И. Лакатос.

8. Способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент и т.п.) называется

а) дедукция; в) доказательство;

б) аргументация; г) рассуждение.

9. Переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего, называется

а) индукция; в) аналогия;

б) дедукция; г) аргументация.

10. Один из типов умозаключения и метод исследования, представляющий собой вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его элементов, называется

а) дедукция; в) индукция;

б) экстраполяция; г) аналогия.

11. Социально обусловленная система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения, называется

а) теорией; в) речью;

б) языком; г) интерпретацией.

12. Чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется

а) ощущение; в) представление;

б) восприятие; г) понятие.

13. Мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними, называется

а) синтезом; в) знанием;

б) понятием; г) суждением.

14. Умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания называется

а) суждением; в) умозаключением;

б) синтезом; г) выводом.

15. Мысль, связывающая понятия, в которой нечто утверждается или отрицается, называется

а) суждение; в) представление;

б) умозаключение; г) силлогизм.

16. Логический прием, позволяющий 1) формулировать критерии отличия изучаемого объекта от других объектов; 2) формировать значение вновь вводимого знакового выражения, называется

а) понимание; в) определение;

б) вывод; г) сравнение.

17. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания, называется

а) восприятие; в) понятие;

б) представление; г) умозаключение.

18. Методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, называется

а) эмпиризм; в) агностицизм;

б) скептицизм; г) сенсуализм.

19. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания, называется

а) знанием; в) правдой;

б) интерпретацией; г) истиной.

20. Антиисторический, недиалектический тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени, называется

а) софистика; в) релятивизм;

б) эклектика; г) догматизм.

21. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности, называется

а) мышлением; в) синтезом;

б) фантазией; г) анализом.

22. Материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов называется

а) познанием; в) активностью;

б) практикой; г) творчеством.

23. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется

а) идеей; в) концепцией;

б) теорией; г) гипотезой.

24. Теория (модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач; стиль мышления ученых данной эпохи называется

а) концепцией; в) парадигмой;

б) интерполяцией; г) научной картиной мира.

25. Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, называется

а) моделирование; в) сравнение;

б) измерение; г) идеализация.

26. система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе, называется

а) методология; в) парадигма;

б) методика; г) теория.

27. Небольшой по объему источник, содержащий популяризированный текст в адаптированном для понимания неспециалиста виде, называется

а) книга; в) брошюра;

б) монография; г) словарь.

28. Книга одного или нескольких авторов, придерживающихся общей точки зрения на проблему, достаточно объемная и предназначенная для специалистов, называется

а) диссертация; в) брошюра;

б) монография; г) словарь.

29. Книга, содержащая перечень определений научных терминов, расположенных в алфавитном порядке, называется

а) диссертация; в) брошюра;

б) монография; г) словарь.

30. Структурный элемент работы, в котором определяется ее цель, задачи, исследованность проблемы, называется

а) заключение; в) основная часть;

б) введение; г) оглавление.

31. Структурный элемент работы, в котором излагаются, обосновываются и аргументируются основные идеи и положения автора, называется

а) заключение; в) основная часть;

б) введение; г) оглавление.

32. Создание вторичного текста, содержащего необходимые и достаточные сведения о теме и совокупности выражений, с помощью которых раскрывается тема, называется

а) переработка; в) реферирование;

б) репродукция; г) конспектирование.

33. Структурный элемент работы, в котором содержатся наиболее важные выводы по теме, называется

а) заключение; в) основная часть;

б) введение; г) оглавление.

34. Точное высказывание другого автора, используемое автором исследовательской работы, должно быть выражено в

а) ссылке; в) тексте;

б) сноске; г) списке литературы.

35. Система правил (предписаний) для эффективного решения задач, программа, определяющая способ поведения ученого в процессе достижения цели познания, называется

а) парадигма; в) теорема;

б) аксиома; г) алгоритм.

36. Суждение, приводимое в подтверждение истинности какого-либо другого суждения (или теории), называется

а) аргумент; в) доказательство;

б) аксиома; г) алгоритм.

37. Понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки, – это

а) верифицируемость; в) фальсификация;

б) фальсифицируемость; г) верификация.

38. Теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований, называется

а) методология; в) герменевтика;

б) гносеология; г) пропедевтика.

39. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется

а) гипотезой; в) теорией;

б) концепцией; г) аргументом.

40. Метод познания, при котором все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека рассматриваются во взаимной связи и развитии, называется

а) метафизика; в) эклектика;

б) диалектика; г) софистика.

41. Способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент и т.п.); установление истинности суждений посредством логических умозаключений или выводов, называется

а) анализ; в) доказательство;

б) синтез; г) аргументация.

42. Антиисторический, недиалектический тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени, называется

а) софистика; в) релятивизм;

б) эклектика; г) догматизм.

43. Неадекватное представление, понимание действительности, имеющее для субъекта познания видимость истинного знания, называется

а) заблуждение; в) правда;

б) ложь; г) истина.

44. Совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо образом элементам некоторой теории (выражениям, формулам, отдельным символам), называется

а) интерполяция; в) объяснение;

б) верификация; г) интерпретация.

45. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства, называется

а) воображение; в) интуиция;

б) творчество; г) фантазия.

46. Формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления, называются

а) закономерности; в) категории;

б) законы логики; г) теории.

47. Метод познания, изучающий все вещи, их свойства и отношения, а также их мысленные образы как отдельные, неизменные, вне их связи и развития, сами по себе, называется

а) догматизм; в) метафизика;

б) эклектика; г) диалектика.

48. Способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, называется

а) практика; в) метод;

б) деятельность; г) методология.

49. Предварительное и проблематичное суждение называется

а) домысел; в) мнение;

б) предположение; г) взгляд.

50. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, называется

а) техника; в) наука;

б) философия; г) искусство.

51. Та часть объективной реальности, которая взаимодействует с человеком, социальным институтом, обществом в процессе познания, называется

а) объект познания; в) предмет познания;

б) субъект познания; г) предмет практики.

52. Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результат этого процесса (обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория) называется

а) формализация; в) идеализация;

б) индукция; г) обобщение.

53. Высшая форма отражения объективной действительности, социально опосредованная, исторически развивающаяся деятельность отражения, называется

а) деятельность; в) практика;

б) познание; г) наука.

54. Положение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за первооснову логической дедукции и поэтому в данной теории играющее роль знания, принимаемого без доказательства, называется

а) догмат; в) теорема;

б) постулат; г) закон.

55. Форма познавательной деятельности, возникающая в виде альтернативы науке, несоответствующая общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, называется

а) искусство; в) паранаука;

б) мифология; г) лженаука.

56. Методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания, называется

а) догматизм; в) софистика;

б) релятивизм; г) эклектика.

57. Форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) субъектно-предикатной структуры следует новое высказывание (заключение) той же логической структуры, называется

а) энтимема; в) апория;

б) силлогизм; г) эпихейрема.

58. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется

а) провиденциализм; в) сциентизм;

б) эмпиризм; г) антисциентизм.

59. Комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, называется

а) парадигма; в) теория;

б) концепция; г) методология.

60. Научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки, называется

а) верификация; в) фальсифицируемость;

б) пролиферация; г) фальсификация.

Сост. Емельяненко В.Д..

«29» августа 2014 г.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Программой ООП ВПО по направлению подготовки 032700.68 «Юриспруденция» для студентов очной и заочной форм обучения университета

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ УМК

Направление подготовки[1]: 032700.68 «Юриспруденция»
шифр и наименование
Профиль подготовки[2]: Юриспруденция
шифр и наименование
Учебная дисциплина: «Философия и методология научного знания»
Форма обучения: Заочная
(очная, заочная, очно-заочная)
Учебный год: 2014-2015 г.г.
РЕКОМЕНДОВАН на заседании кафедры: Философии, истории,политологии
наименование кафедры
Протокол № 1от «29» августа_ 2014г.
Ответственный исполнитель: заведующий кафедрой философии, истории и политологии
доцент   /А.Н. Ветошко/ 29.08.2014г.
должность подпись расшифровка подписи дата
Исполнители:      
доцент   /В.Д. Емельяненко/ 29.08.2014г.
должность подпись расшифровка подписи дата
должность подпись расшифровка подписи дата
ОДОБРЕН на заседании кафедры: Философии, истории и политологии
наименование кафедры
Протокол № 1 от «29» августа_ 2014г.
Председатель методической комиссии по направлению подготовки (зав. кафедрой)
    / / 30.08.2014г.
должность подпись расшифровка подписи дата
СОГЛАСОВАНО[3]:    
Заведующий кафедрой  
       
должность подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой  
       
должность подпись расшифровка подписи дата
Заведующий отделом комплектования научной библиотеки БГУ
  /В.Я.Католикова/ 05.09.2014г.
должность подпись расшифровка подписи дата
Директор центра менеджмента качества образования и тестирования УМУ
  / /  
должность подпись расшифровка подписи дата
Начальник УМУ      
профессор   /Н.В.Фомин/  
                   

Наши рекомендации