Комплект заданий для тестирования
по дисциплинеФилософия и методология научного знания
(наименование дисциплины)
1.Известный ученый и философ античности Аристотель придерживался в своей работе метода
а) системного; в) индуктивного;
б) аналитического; г) дедуктивного.
2. В качестве высшего критерия истины в средние века принималась (принимался)
а) знание; в) опыт;
б) вера; г) здравый смысл.
3. Метод эмпирической индукции разработал
а) Р. Декарт; в) Ф. Бэкон;
б) Г. Гегель; г) Г. Лейбниц.
4. Метод рациональной дедукции разработал
а) Р. Декарт; в) Ф. Бэкон;
б) Г. Гегель; г) Г. Лейбниц.
5. Принцип верификации как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал
а) Л. Витгенштейн; в) И. Лакатос;
б) К. Поппер; г) Б. Рассел.
6. Принцип верифицируемости как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал
а) Л. Витгенштейн; в) Б. Рассел;
б) Р. Карнап; г) И. Лакатос.
7. Метод фальсификации для отделения научного знания от ненаучного предложил использовать
а) Б. Рассел; в) К. Поппер;
б) Р. Карнап; г) И. Лакатос.
8. Способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент и т.п.) называется
а) дедукция; в) доказательство;
б) аргументация; г) рассуждение.
9. Переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего, называется
а) индукция; в) аналогия;
б) дедукция; г) аргументация.
10. Один из типов умозаключения и метод исследования, представляющий собой вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его элементов, называется
а) дедукция; в) индукция;
б) экстраполяция; г) аналогия.
11. Социально обусловленная система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения, называется
а) теорией; в) речью;
б) языком; г) интерпретацией.
12. Чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется
а) ощущение; в) представление;
б) восприятие; г) понятие.
13. Мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними, называется
а) синтезом; в) знанием;
б) понятием; г) суждением.
14. Умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания называется
а) суждением; в) умозаключением;
б) синтезом; г) выводом.
15. Мысль, связывающая понятия, в которой нечто утверждается или отрицается, называется
а) суждение; в) представление;
б) умозаключение; г) силлогизм.
16. Логический прием, позволяющий 1) формулировать критерии отличия изучаемого объекта от других объектов; 2) формировать значение вновь вводимого знакового выражения, называется
а) понимание; в) определение;
б) вывод; г) сравнение.
17. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания, называется
а) восприятие; в) понятие;
б) представление; г) умозаключение.
18. Методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, называется
а) эмпиризм; в) агностицизм;
б) скептицизм; г) сенсуализм.
19. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания, называется
а) знанием; в) правдой;
б) интерпретацией; г) истиной.
20. Антиисторический, недиалектический тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени, называется
а) софистика; в) релятивизм;
б) эклектика; г) догматизм.
21. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности, называется
а) мышлением; в) синтезом;
б) фантазией; г) анализом.
22. Материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов называется
а) познанием; в) активностью;
б) практикой; г) творчеством.
23. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется
а) идеей; в) концепцией;
б) теорией; г) гипотезой.
24. Теория (модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач; стиль мышления ученых данной эпохи называется
а) концепцией; в) парадигмой;
б) интерполяцией; г) научной картиной мира.
25. Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, называется
а) моделирование; в) сравнение;
б) измерение; г) идеализация.
26. система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе, называется
а) методология; в) парадигма;
б) методика; г) теория.
27. Небольшой по объему источник, содержащий популяризированный текст в адаптированном для понимания неспециалиста виде, называется
а) книга; в) брошюра;
б) монография; г) словарь.
28. Книга одного или нескольких авторов, придерживающихся общей точки зрения на проблему, достаточно объемная и предназначенная для специалистов, называется
а) диссертация; в) брошюра;
б) монография; г) словарь.
29. Книга, содержащая перечень определений научных терминов, расположенных в алфавитном порядке, называется
а) диссертация; в) брошюра;
б) монография; г) словарь.
30. Структурный элемент работы, в котором определяется ее цель, задачи, исследованность проблемы, называется
а) заключение; в) основная часть;
б) введение; г) оглавление.
31. Структурный элемент работы, в котором излагаются, обосновываются и аргументируются основные идеи и положения автора, называется
а) заключение; в) основная часть;
б) введение; г) оглавление.
32. Создание вторичного текста, содержащего необходимые и достаточные сведения о теме и совокупности выражений, с помощью которых раскрывается тема, называется
а) переработка; в) реферирование;
б) репродукция; г) конспектирование.
33. Структурный элемент работы, в котором содержатся наиболее важные выводы по теме, называется
а) заключение; в) основная часть;
б) введение; г) оглавление.
34. Точное высказывание другого автора, используемое автором исследовательской работы, должно быть выражено в
а) ссылке; в) тексте;
б) сноске; г) списке литературы.
35. Система правил (предписаний) для эффективного решения задач, программа, определяющая способ поведения ученого в процессе достижения цели познания, называется
а) парадигма; в) теорема;
б) аксиома; г) алгоритм.
36. Суждение, приводимое в подтверждение истинности какого-либо другого суждения (или теории), называется
а) аргумент; в) доказательство;
б) аксиома; г) алгоритм.
37. Понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки, – это
а) верифицируемость; в) фальсификация;
б) фальсифицируемость; г) верификация.
38. Теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований, называется
а) методология; в) герменевтика;
б) гносеология; г) пропедевтика.
39. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется
а) гипотезой; в) теорией;
б) концепцией; г) аргументом.
40. Метод познания, при котором все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека рассматриваются во взаимной связи и развитии, называется
а) метафизика; в) эклектика;
б) диалектика; г) софистика.
41. Способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент и т.п.); установление истинности суждений посредством логических умозаключений или выводов, называется
а) анализ; в) доказательство;
б) синтез; г) аргументация.
42. Антиисторический, недиалектический тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени, называется
а) софистика; в) релятивизм;
б) эклектика; г) догматизм.
43. Неадекватное представление, понимание действительности, имеющее для субъекта познания видимость истинного знания, называется
а) заблуждение; в) правда;
б) ложь; г) истина.
44. Совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо образом элементам некоторой теории (выражениям, формулам, отдельным символам), называется
а) интерполяция; в) объяснение;
б) верификация; г) интерпретация.
45. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства, называется
а) воображение; в) интуиция;
б) творчество; г) фантазия.
46. Формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления, называются
а) закономерности; в) категории;
б) законы логики; г) теории.
47. Метод познания, изучающий все вещи, их свойства и отношения, а также их мысленные образы как отдельные, неизменные, вне их связи и развития, сами по себе, называется
а) догматизм; в) метафизика;
б) эклектика; г) диалектика.
48. Способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, называется
а) практика; в) метод;
б) деятельность; г) методология.
49. Предварительное и проблематичное суждение называется
а) домысел; в) мнение;
б) предположение; г) взгляд.
50. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, называется
а) техника; в) наука;
б) философия; г) искусство.
51. Та часть объективной реальности, которая взаимодействует с человеком, социальным институтом, обществом в процессе познания, называется
а) объект познания; в) предмет познания;
б) субъект познания; г) предмет практики.
52. Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результат этого процесса (обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория) называется
а) формализация; в) идеализация;
б) индукция; г) обобщение.
53. Высшая форма отражения объективной действительности, социально опосредованная, исторически развивающаяся деятельность отражения, называется
а) деятельность; в) практика;
б) познание; г) наука.
54. Положение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за первооснову логической дедукции и поэтому в данной теории играющее роль знания, принимаемого без доказательства, называется
а) догмат; в) теорема;
б) постулат; г) закон.
55. Форма познавательной деятельности, возникающая в виде альтернативы науке, несоответствующая общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, называется
а) искусство; в) паранаука;
б) мифология; г) лженаука.
56. Методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания, называется
а) догматизм; в) софистика;
б) релятивизм; г) эклектика.
57. Форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) субъектно-предикатной структуры следует новое высказывание (заключение) той же логической структуры, называется
а) энтимема; в) апория;
б) силлогизм; г) эпихейрема.
58. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется
а) провиденциализм; в) сциентизм;
б) эмпиризм; г) антисциентизм.
59. Комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, называется
а) парадигма; в) теория;
б) концепция; г) методология.
60. Научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки, называется
а) верификация; в) фальсифицируемость;
б) пролиферация; г) фальсификация.
Сост. Емельяненко В.Д..
«29» августа 2014 г.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Программой ООП ВПО по направлению подготовки 032700.68 «Юриспруденция» для студентов очной и заочной форм обучения университета
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ УМК
Направление подготовки[1]: | 032700.68 «Юриспруденция» | ||||||||
шифр и наименование | |||||||||
Профиль подготовки[2]: | Юриспруденция | ||||||||
шифр и наименование | |||||||||
Учебная дисциплина: | «Философия и методология научного знания» | ||||||||
Форма обучения: | Заочная | ||||||||
(очная, заочная, очно-заочная) | |||||||||
Учебный год: | 2014-2015 г.г. | ||||||||
РЕКОМЕНДОВАН на заседании кафедры: | Философии, истории,политологии | ||||||||
наименование кафедры | |||||||||
Протокол № 1от «29» августа_ 2014г. | |||||||||
Ответственный исполнитель: | заведующий кафедрой философии, истории и политологии | ||||||||
доцент | /А.Н. Ветошко/ | 29.08.2014г. | |||||||
должность подпись расшифровка подписи дата | |||||||||
Исполнители: | |||||||||
доцент | /В.Д. Емельяненко/ | 29.08.2014г. | |||||||
должность подпись расшифровка подписи дата | |||||||||
должность подпись расшифровка подписи дата | |||||||||
ОДОБРЕН на заседании кафедры: | Философии, истории и политологии | ||||||||
наименование кафедры | |||||||||
Протокол № 1 от «29» августа_ 2014г. | |||||||||
Председатель методической комиссии по направлению подготовки (зав. кафедрой) | |||||||||
/ / | 30.08.2014г. | ||||||||
должность подпись расшифровка подписи дата | |||||||||
СОГЛАСОВАНО[3]: | |||||||||
Заведующий кафедрой | |||||||||
должность подпись расшифровка подписи дата | |||||||||
Заведующий кафедрой | |||||||||
должность подпись расшифровка подписи дата | |||||||||
Заведующий отделом комплектования научной библиотеки БГУ | |||||||||
/В.Я.Католикова/ | 05.09.2014г. | ||||||||
должность подпись расшифровка подписи дата | |||||||||
Директор центра менеджмента качества образования и тестирования УМУ | |||||||||
/ / | |||||||||
должность подпись расшифровка подписи дата | |||||||||
Начальник УМУ | |||||||||
профессор | /Н.В.Фомин/ | ||||||||