Современная научная картина мира
Философия… мать её!!!
Поехали!
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
ПО ФИЛОСОФИИ
«Философия и современная
научная картина мира»
Выполнил студент
Бижанова Альфия Фаритовна
Специальность № _______________
Руководитель:
(фамилия, имя, отчество)
______________________________
(ученая степень, ученое звание)
_______________________________
(должность)
Оценка ___________________
Санкт-Петербург
Содержание
Стр.
Введение
Глава 1. [название]
1.1
1.2
1.3
Глава 2. [название]
2.1
2.2
2.3
Заключение
Список использованной и цитированной литературы
Приложение
Введение:
Целью работы является рассмотрение таких понятий как «философия» и «научная картина мира» , их сходство, единство.
В своей работе я собираюсь разобрать по отдельности каждое понятие, раскрыть их как можно шире по мере возможности и доступности материала.
Филосо́фия— дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука.
Научная картина мира- особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм.
В первой главе будет раскрыта полность понятие «философии». Её сущьность и история возникновения.
Во второй главе будет рассмотрено понятие научной картины мира и сходство двух понятий: «философия»и «наука»
Глава 1 философия.
История философии:
Философия зародилась около 3000 лет назад в цивилизациях Индии, Китая, Греции. С древности люди задумывались над вещами, выходящими за пределы их повседневного опыта. Как устроен мир? В чем его сущность? Что является первоосновой всех явлений мира? Каково место человека в мире? Что такое сознание? Как и насколько человек может проникнуть в тайны мира? Что такое общество и как прийти к его лучшему устройству? Что такое добро и зло, справедливость и красота?
Первоначально на эти вопросы отвечало обыденное знание, мифы, религия. Характерная черта этих видов мировоззрения в том, что ответы не основывались на специальном исследовании, а являлись плодом воображения, домысла, фантазии. Но по мере отделения умственного труда от физического эти вопросы стали предметом специального, систематического исследования, обобщения данных конкретных наук. Вот это теоретическое мировоззрение и есть собственно философия.
Слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Его ввел Пифагор. Однако слово софия имеет более широкий смысл и означает проявление ума.
Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», — это Гераклит:
Очень много должны знать мужи-философы[15].
1. ↑ Фрагмент B 35 DK. Пер. М. А. Дынника.
Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока.
Возникновению философии предшествовал длительный этап становления и развития духовной жизни первобытного общества. Сюда относится продолжительное функционирование морали, искусства (древняя скульптура, наскальная живопись, декоративные украшения, мифы), верований и значительный комплекс эмпирических (опытных) знаний. Все они в дальнейшем образовали предфилософскую основу, которая ощутимо заявила о себе в период значительных социальных потрясений общества: на стадии разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладения. Человечеству пришлось осмысливать произошедшие изменения и преобразования в материальной, экономической и социальной жизни. С помощью мифов и верований это невозможно было осуществить, понадобился принципиально иной уровень анализа бытия, иной тип мышления и знаний.
Данным переменам предшествовал длительный период постепенных социальных трансформаций. Переход от собирания продуктов природы к их производству обусловил в дальнейшем несколько видов разделения труда. Они изменили образ жизни и характер общественных отношений. К ним относятся: отделение земледелия от скотоводства, отъединение ремесла, впоследствии – торговли, позднее – разделение умственного и физического труда.
В результате данных процессов стали совершенствоваться способы деятельности, практический опыт приобрел профессиональную специфику, увеличилось количество продуктов труда. Многие из них не могли быть употреблены в короткий срок и превращались в излишки, собственность вождей племени и их приближенных.
Разделение труда образовало социальное расслоение, различные виды неравенства. В данных кардинальных преображениях происходила ломка моральных устоев первобытности, менялся тип отношений и способы их регуляции. Постепенно шло формирование нового способа осознания действительности – философского. С помощью философии человек стремился уяснить: для чего он предназначен, что представляет собой окружающий мир, как развиваются отношения между людьми, связи с природой, как устроено общество. Со временем круг вопросов расширялся, рассмотрение проблем углублялось, увеличивалось количество направлений, школ, позиций.
Вопрос об относительно точном времени возникновения философии и сейчас является спорным. Так, китайские историки утверждают, что философская мысль существовала в их стране еще в XXV-XXIII вв. до н.э. Но в большинстве своём в различных регионах её возникновение относят к VII-VI вв. до н.э.
Характерно, что ее появление произошло в виде материалистических взглядов, утверждавших первичность, основополагающее начало материального: предметов, процессов, явлений. Это связано с тем, что в жизни исходными выступают материальные потребности в еде, одежде, жилище и т. д. Материален и способ их удовлетворения – труд, который в итоге образует материальное производство и материальные общественные отношения. Не удовлетворив материальные потребности, невозможно думать о духовном - мышлении, сознании, чувствах, эмоциях, идеалах т.д. Кроме того, длительный исторический период духовные элементы были непосредственно вплетены в общие процессы жизни, составляли неразрывное единство. Не существовало людей, профессионально занимающихся духовными видами деятельности.
Несколько позже, через столетия, в философии возникает идеалистическое направление, утверждающее обратное: первично - идеальное (дух, идея), вторично - материальное (вещество, движение). Доказывалось, что идеальное творит материальное: сознание – вещество, дух – пространство, мышление – материальные блага и т.п.
Все периоды развития философии демонстрировали существование данных направлений, их противостояние, приоритетное развитие то одного, то другого в различные исторические этапы. Этих стадий было много, соответственно, и философия прошла их вместе с обществом, обслуживая его интересы. Усложнение общественной жизни обусловливало расширение и углубление философской проблематики, одновременно увеличивало роль философии в общественных процессах.
Как было сказано, предпосылки развития философии формируются в период четвертого разделения труда (отделение умственного труда от физического), когда выделяется часть людей, имеющих относительную экономическую и политическую свободу, а также способность к философствованию - осмысливанию процессов жизни человека и общества, природы и окружающего мира с помощью абстрактного (отвлеченного)мышления.
В наиболее полной мере комплекс требуемых условий воплотился в культурах Древней Индии, Китая и Греции.
Сущность философии:
Философия с самого начала понималась не как собрание застывших, раз и навсегда данных истин, а как стремление к истине. Великий Платон писал, что философия не нужна ни невеждам, ни всезнающим (богам). Философ всегда находится между знанием и незнанием, стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному. Философия, по Платону, это искусство проникать мыслью в подлинную сущность вещей и человеческих отношений, "искусство разумения и справедливости". Философ стремится понять основания и причины человеческих действий, выяснить общие принципы, которыми должен руководствоваться человек в своей жизни и деятельности.
Философия – теоретическое знание, результат особого, целенаправленного, специализированного познания. Именно теоретичность позволяет философии давать более глубокое, сущностное знание.
Философия в отличие от других видов мировоззрения не проклинает, она учит; не обещает небо и власть над миром, не обещает ничего, кроме истины. Она требует не слепой веры, а проверки истины. Философия – теоретический уровень мировоззрения, дающий сущностные знания, что сильно сближает ее с наукой. Еще Аристотель (384-322 гг. до н.э.) указывал, что каждая отдельная наука изучает определенный, ограниченный круг вещей, а философия ставит задачу познать общую природу сущего, то есть то общее, что имеется во всех вещах. Она исследует первоначала и первопричины всего существующего, поэтому является фундаментом всех наук, такой областью познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности.
Примеры философских идей и принципов:
– идея вечности материального мира и идея божественного творения;
– принцип причинной обусловленности всех явлений и признание беспричинности;
– принцип познаваемости (непознаваемости) мира;
– идеалы свободы, равенства, справедливости.
Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — предмета одной из основных. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои.
Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика ,в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.
В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики»], последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Тем самым признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «взгляда со стороны» поэзии для философии.
Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности»[13]. Современные белорусские философы определяют философию как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях»[2].
Наконец, есть современное «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и её результат.
ГЛАВА 2
современная научная картина мира
«Долгое время о единой научной картине мира только мечтали; теперь этот идеал – целостную картину, объединяющую представления о неживой природе, органическом мире и социальной жизни на единых общенаучных принципах – возможно осуществить. Основания многих научных дисциплин предстоит пересмотреть, переосмыслить. Это – составная часть большой культурной трансформации, происходящей в нашу эпоху. Общенаучная картина мира сегодня строится на основе универсального эволюционизма, объединяющего идеи системного и эволюционного подходов».
Как указывают исследователи, «четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.
1. Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики
2. Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:
1. Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.
2. Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.
3. Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.
4. Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.
5. В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.
3. Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы».
2.2Философия и наука:
Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет определенные черты сходства с ней:
1. Теоретический тип знания. Его особенность в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. В его построении важнейшую роль играют размышления, рассуждения. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Основные понятия философии и науки называются категориями (сознание, материя, свобода, истина, вещь в себе и т.д.).
2. Отношение к истине как высшей ценности, на достижение которой нацелен труд ученого и философа. Во всех других видах человеческой деятельности истинное знание нужно ради какой-то другой цели, истина используется как средство. Только в науке и философии цель деятельности – истина сама по себе. Истина добывается ради самой истины, и если используется как средство, то для достижения новой истины. Аристотель: "Платон мне друг, но истина дороже".
Общность между наукой и философией породила традицию считать философское знание разновидностью научного. Поэтому отрасли философского знания именуются философскими науками, присуждаются ученые степени докторов и кандидатов философских наук, исследовательские учреждения философской направленности включены в систему Академии Наук. Наука в широком смысле – все, чему учатся, включая даже "науку страсти нежной" (Пушкин). В этом смысле философия – наука. Но если говорить о науках физике, биологии, языковедении и т.п., то вопрос оказывается не простым. Что же отличает философию от науки?
1. Наука исследует реальный мир, а не то, что люди о нем думают. Ее интересует объективное знание о явлениях действительности, а не субъективное мнение людей о них. Философия же, занимаясь исследованием принципов человеческого понимания действительности, имеет дело именно с этим пониманием, а не с самой действительностью. Она изучает мысли, суждения, мнения, убеждения людей, то есть содержание их знания, их сознание. Изучая содержание человеческого сознания, философия может делать выводы и о действительности, которая отражается в сознании. Но ведь сознание не зеркало, в нем не просто отражается действительность, но и формируется человеческое отношение к ней. Кроме научных знаний о действительности в сознании содержится множество всякого рода других духовных феноменов: чувства, эмоции, желания, идеалы, фантазии, убеждения и предубеждения, связанные с культурными традициями, житейским опытом, индивидуальными особенностями личности.
Поэтому философия, с одной стороны, строит свои суждения о действительности на более обширном и разнообразном материале, чем наука. А с другой стороны – весь этот материал заставляет философию смотреть на действительность сквозь призму человеческого отношения к ней, сложившегося в определенную историческую эпоху и у определенных групп людей.
Таким образом, философская мысль в отличие от науки всегда имеет своим предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек – отправная точка философских рассуждений о мире. Поэтому философия близка к гуманитарным отраслям научного познания – литературе, истории, культурологии – так называемым наукам о духе. Однако каждая из этих наук изучает лишь некоторую сферу духовной жизни людей, а философия осмысливает все содержание сознания в целом.
2. Научное знание отражает действительность, то есть то, что существует (есть, было, будет). А философия не просто отражает существующее, а выводит знание о том, что должно быть: как человек должен жить, к чему стремиться, как следует представлять мир и место человека в нем, как надо принимать истину и что нужно делать для ее достижения и проверки, на каких принципах должны строиться человеческие отношения, каким должно быть наилучшее устройство общества. Самые важные философские вопросы – о высших жизненных ценностях и идеалах, которые должны определять жизнь и деятельность людей.
Но ведь представления о высших жизненных ценностях – счастье, добре, красоте, идеальном обществе, идеальной семье – не описание реальных объектов, а воображаемые образцы, используемые для оценки реальности. Смысл, в котором человек понимает высшие жизненные ценности и идеалы, – не что-то, существующее само по себе, в готовом виде (в мире или мысли). Смысл рождается где-то на границах сознательного отношения человека к миру.
Философские размышления помогают человеку определить этот смысл, сформулировать его, сделать содержанием сознания. Но не чужие, а собственные философские размышления. Каждая личность уникальна и неповторима, у каждой личности образуется свой уникальный комплекс высших жизненных ценностей и идеалов. Заимствовать их со стороны невозможно, как совесть, которая должна быть выношена, выстрадана, сотворена каждой личностью самостоятельно. Изучение философии дает знания, необходимые для самостоятельных размышлений, но выучить свои высшие идеалы и ценности по учебнику нельзя.
Для знакомства с философией требуется некоторый уровень общей культуры. Предполагается, что полные невежды философию не изучают. Но для понимания философии достаточно иметь средние знания, нормальный интеллект и желание вдумываться, размышлять. Хотя уровень понимания может быть различным – он зависит от жизненного опыта, склонностей, способностей, интереса к философским вопросам и др.
3. Наука опирается на прочный фундамент фактов. Даже самые смелые научные гипотезы и идеи должны подтверждаться данными опыта. Но философские идеи касаются исходных, предельных оснований сознательного отношения людей к действительности, являются утверждениями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть фактами опыта. Причина именно в предельном характере философских идей – они выходят за рамки нашего опыта и выступают как нормативы, правила, принципы мышления о том, что в опыте не дано.
Философское суждение о ценностях и идеалах опирается не на факты, а на мысли о том, что следует считать желательным, лучшим, необходимым. Никакими опытными данными проверить и обосновать истинность мыслей об идеалах невозможно, так как эти идеалы не описываются, а создаются (осознаются, образуются, вырабатываются) в самих мыслях. Как проверить истинность "Человек должен быть честным и порядочным"? Факты могут говорить о торжестве подлецов. Так же опыт не может выяснить, что на самом деле является высшей жизненной ценностью – любовь, творчество, семейное счастье. Каждый волен иметь на это свой взгляд.
Философские размышления помогают человеку определить этот смысл, сформулировать его, сделать содержанием сознания. Но не чужие, а собственные философские размышления. Каждая личность уникальна и неповторима, у каждой личности образуется свой уникальный комплекс высших жизненных ценностей и идеалов. Заимствовать их со стороны невозможно, как совесть, которая должна быть выношена, выстрадана, сотворена каждой личностью самостоятельно. Изучение философии дает знания, необходимые для самостоятельных размышлений, но выучить свои высшие идеалы и ценности по учебнику нельзя.
Для знакомства с философией требуется некоторый уровень общей культуры. Предполагается, что полные невежды философию не изучают. Но для понимания философии достаточно иметь средние знания, нормальный интеллект и желание вдумываться, размышлять. Хотя уровень понимания может быть различным – он зависит от жизненного опыта, склонностей, способностей, интереса к философским вопросам и др.
3. Наука опирается на прочный фундамент фактов. Даже самые смелые научные гипотезы и идеи должны подтверждаться данными опыта. Но философские идеи касаются исходных, предельных оснований сознательного отношения людей к действительности, являются утверждениями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть фактами опыта. Причина именно в предельном характере философских идей – они выходят за рамки нашего опыта и выступают как нормативы, правила, принципы мышления о том, что в опыте не дано.
Философское суждение о ценностях и идеалах опирается не на факты, а на мысли о том, что следует считать желательным, лучшим, необходимым. Никакими опытными данными проверить и обосновать истинность мыслей об идеалах невозможно, так как эти идеалы не описываются, а создаются (осознаются, образуются, вырабатываются) в самих мыслях. Как проверить истинность "Человек должен быть честным и порядочным"? Факты могут говорить о торжестве подлецов. Так же опыт не может выяснить, что на самом деле является высшей жизненной ценностью – любовь, творчество, семейное счастье. Каждый волен иметь на это свой взгляд.
Так как во многих случаях философские утверждения невозможно окончательно доказать или опровергнуть с помощью опытных данных, то в философии по одному и тому же вопросу могут существовать различные точки зрения. Плюрализм мнений, взглядов, теорий, учений – необходимое условие существования и развития философской мысли. В философии существуют так называемые вечные проблемы, которые обсуждаются на протяжении многих веков (свобода и необходимость, смысл существования и др.). Любое решение таких проблем не может быть окончательным и вызывает сомнения и споры.
Не стоит считать, что философское познание не способно дать истину. Мир настолько многообразен, что разные решения философских проблем содержат долю истины, смысла. Н. Бор: "Великая истина – такая истина, противоположность которой – тоже великая истина". Исторический опыт свидетельствует, что в процессе развития философии постановка проблем изменяется, их понимание углубляется, и нередко истины, казавшиеся альтернативными и несовместимыми, впоследствии сочетаются и взаимно дополняют друг друга.
Таким образом, наряду с наличием ряда проблем, общих для философии и науки (решение которых ведет к получению научно-философского знания), значительная часть философского знания не носит чисто научного характера и не входит в состав науки.
Заключение:
В данной работе были раскрыты такие понятия, как «философия» , «наука», «научная картина мира».
Из глав следует, что
. Философия зародилась около 3000 лет назад в цивилизациях Индии, Китая, Греции.
. Возникновению философии предшествовал длительный этап становления и развития духовной жизни первобытного общества
. Слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Его ввел Пифагор. Однако слово софия имеет более широкий смысл и означает проявление ума.
Долгое время о единой научной картине мира только мечтали; теперь этот идеал – целостную картину, объединяющую представления о неживой природе, органическом мире и социальной жизни на единых общенаучных принципах – возможно осуществить. Основания многих научных дисциплин предстоит пересмотреть, переосмыслить. Это – составная часть большой культурной трансформации, происходящей в нашу эпоху. Общенаучная картина мира сегодня строится на основе универсального эволюционизма, объединяющего идеи системного и эволюционного подходов.
Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет определенные черты сходства с ней:
1. Теоретический тип знания;
2. Отношение к истине как высшей ценности, на достижение которой нацелен труд ученого и философа.
Из данного материала следует, что философия и наука очень схожи, но эта тема раскрыта не до конца и над ней можно еще поработать, так как философия- это не точная наука.