Лекция 1. современные концепции науки

ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ М.МАТУСОВСКОГО

Кафедра теории искусств и эстетики

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_______________А. В. Бобрышева

«____» _______________2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История и методология науки
(шифр и название учебной дисциплины)

Специальность 6.020102 Книговедение, библиотековедение и библиография

6.020105 Документоведение и информационная деятельность

6.020201 Театральное искусство

6.020202 Хореография

6.020203 Кино-, телеискусство

6.020204 Музыкальное искусство

6.020205 Изобразительное искусство

6.020208 Декоративно-прикладное искусство

6.020303 Филология

6.030601 Менеджмент

(шифр и название специальности)

Факультет культура

изобразительного искусства

музыкального искусства

социокультурных коммуникаций


Луганск – 2015

Рабочая программа по «Истории и методологии науки» для студентов по направлению подготовки культура, искусство, гуманитарные науки, менеджмент и администрирование «_____» __________ 2015 г.

Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана подготовки бакалавров специальностей 6.020102 Книговедение, библиотековедение и библиография, 6.020105 Документоведение и информационная деятельность, 6.020201 Театральное искусство, 6.020202 Хореография, 6.020203 Кино-, телеискусство, 6.020204 Музыкальное искусство, 6.020205 Изобразительное искусство, 6.020208 Декоративно-прикладное искусство, 6.020303 Филология, 6.030601 Менеджмент.

Разработчик: Федоричева И.А., кандидат философских наук, доцент кафедры теории искусств и эстетики.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры теории искусств и эстетики.

Протокол от«_____» ________________2015 года № _____

Заведующая кафедрой теории искусств и эстетики _________ В.К.Суханцева

«_____» ______________________ 2015году

Одобрено методической комиссией высшего учебного заведения по направлению подготовки (специальности)___________________________________________________

(шифр, название)

Протокол от«____» ________________2015 года № ___

«_____» ________________2015 года

Председатель ____________________ (______________________________)

(подпись) (фамилия и инициалы)

Аннотация

Рабочая программа по дисциплине «История и методология науки» направлена на ознакомление студентов специальностей 6.020102 Книговедение, библиотековедение и библиография, 6.020105 Документоведение и информационная деятельность, 6.020201 Театральное искусство, 6.020202 Хореография, 6.020203 Кино-, телеискусство, 6.020204 Музыкальное искусство, 6.020205 Изобразительное искусство, 6.020208 Декоративно-прикладное искусство, 6.020303 Филология, 6.030601 Менеджмент с понятиями курса «История и методология науки».

Введение в структуру магистерского учебного процесса курса «История и методология науки» обусловливается необходимостью совершенствования системы формирования высококвалифицированных научных кадров, соответствующих возросшим требованиям научной деятельности. Только обогатившись знаниями основ научно-исследовательской деятельности, специфику которой составляет ее методичность, можно будет успешно решать многообразные и сложные проблемы, связанные с изучением соответствующего объекта.

Общее количество часов, отводимое на изучение учебной дисциплины «История и методология науки» - 72 часов, из них 34 аудиторных, распределение которых по видам занятий включает 18 лекционных и 16 семинарских (практических) часов; 38 – самостоятельная работа студента. Форма контроля – зачет.

Пояснительная записка

Цель курса заключается в том, чтобы дать общедоступное введение в проблематику истории и методологии научного познания и тем самым существенно повысить методологическую культуру начинающегося исследователя. Наряду с изучением общих проблем науки предусмотрено диалоговое обсуждение методологических вопросов, что позволит овладеть навыками исследовательской работы и успешно применять методы, адекватные предмету познания.

Задачи курса:

–способствовать формированию научного мировоззрения;

− подготовить к восприятию новых научных фактов и гипотез;

− дать студентам основы знаний методологии и её уровней;

− способствовать усвоению слушателями знания истории науки как неотъемлемой части истории человечества;

− сформировать умение ориентироваться в методологических подходах и видеть их в контексте существующей научной парадигмы.

После изучения курса студенты должны знать:

· историю зарождения, становления и развития науки, научного познания, методологической стороны этого процесса;

· составляющую философских концепций науки;

· особенность науки как сферы познавательной деятельности;

· факторы, влияющие на процесс научного творчества;

· социологические концепции науки с точки зрения поиска ими инновационных оснований современной науки.

После изучения курса студенты должны уметь:

· применять и анализировать социально-гуманитарную терминологию с онтологической, гносеологической и аксиологической точек зрения;

· самостоятельно анализировать научную литературу;

· производить различные виды анализа основных философских школ и направлений развития науки;

· выявлять и комплексно обрабатывать информацию о философских концепциях науки;

· изучать, делать конкретный анализ и обобщать современные научные формы и процессы;

· применять теоретические и практические знания в различных областях науки для авторских научных исследований;

· осуществлять сбор научных материалов, подготовку обзоров, аннотаций, составлять рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований;

· интерпретировать различные типы текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

· участвовать в работе семинаров, научных конференций, выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

· писать научные статьи;

· готовить презентации;

· распространять и представлять материалы собственных исследования устно, письменно и виртуально.

Структура дисциплины

Темы лекций по дисциплине «Этика и Эстетика»

(ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

№ п/п Название темы Количество часов
современные концепции науки
Общие закономерности развития науки
рациональные и методологические основания науки.
нравственная оценка в научной деятельности.
Специфика научного познания
Дискурсивные и интуитивные основания
Обще-частнонаучная методология. Взаимодействие методов
философско-методологические проблемы социального познания
ВСЕГО

Краткий конспект лекций

Лекция 1. современные концепции науки

1. Критический реализм К.Поппера

Карл Поппер (1902-1994), известный философ науки XX века. Основные положения философа:

- главной проблемой философии науки должна стать проблема развития знания, т.е. проблема анализа выдвижения, формирования, проверки и смены научных теорий. Центральной проблемой теории познания всегда была и остается проблема роста знания;

- реабилитация философии, признание ее важности и тесной связи с методологией.

- отрыв методологии от логики и ее сближение с историей.

Согласно К. Попперу, можно выдвигать только догадки, гипотезы, чтобы понять мир.

К. Поппер утверждал взгляд на науку как постоянный динамический процесс, в котором непосредственно происходят какие-то изменения. Причем, развитие научного знания, не следует представлять как прогрессивный, кумулятивный процесс.

Таким образом, суть методологической концепции критического рационализма заключается в следующем: поскольку все наши высказывания и утверждения теоретичны и, следовательно, гипотетичны, постольку они подвержены ошибкам.

Безусловной заслугой К. Поппера является то, что ему удалось выразить многие тонкости роста научного знания.

2. Зависимость языка наблюдений от теории (П.Фейерабент)

Пол Фейерабенд (родился в 1927 г. в Вене) занимает особое место среди западных философов и методологов науки. Его основное утверждение: предложения наблюдения выделяются в качестве таковых на основании не их содержания, а ситуации, в которой их принимают. По содержанию же между предложениями наблюдения и теоретическими предложениями принципиальной разницы нет. Содержание предложения наблюдения, заявляет П. Фейерабенд, определяется не ситуацией наблюдения, а той целью, которую поставил себе наблюдатель. Язык наблюдения принципиально не отличается от теоретического, разве что он более привычен.

Показывает, что язык наблюдения является по своей сути теоретическим, ибо способ, каким мы фиксируем результаты наших наблюдений и экспериментов, зависит от принятых нами теоретических предпосылок. Отсюда следует утверждение, что любая система взглядов находит подтверждение в опыте, подтверждение теории - дело тривиальное. Интересны были бы, напротив, опровержения теории, но для этого нужно «распять» наш опыт, осознать и выделить в нем его теоретическую компоненту. Это, считает Фейерабенд, невозможно было бы сделать, если бы у нас была одна-единственная объяснительная схема.

Для решения проблемы эмпиризма П. Фейерабенд предлагает ввести в методологию принцип плюрализма, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высокой степени подтвержденными и общепринятыми. П. Фейерабенд особо подчеркивает важность ненаучных и антинаучных теорий для критики и опровержения научных теорий.

в 70-е годы П. Фейерабенд стал призывать к тому, чтобы подвергнуть критике мышление, институт науки и вообще европейскую культуру. Наука, заявил он, не принесла человечеству никаких особых благ. Мнение, что она способна принести много ценных для благосостояния человека результатов, проистекает лишь из невозможности сравнения. Наука попросту задавила все альтернативные способы осмысления мира, поэтому сейчас невозможно судить, насколько счастливую, здоровую и комфортную жизнь могли бы принести людям формы жизни, основанные на мифах, вере в колдовство и т.д.

Тезис плюрализма теорий у П. Фейерабенда порождает методологический анархизм, который, по мнению ученого, равнозначен признанию того, что любые правила и нормы рациональной деятельности исторически обусловлены и не являются адекватными во всех ситуациях. Развитие науки, по Фейерабенду, иррационально: новые теории побеждают и получают признание не вследствие рационально обоснованного выбора, не в силу того, что они ближе к истине или лучше соответствуют фактам, а благодаря пропагандисткой деятельности их сторонников.

Аналогично обстоит дело и с развитием различных уровней научного знания: идей, теорий, вспомогательных дисциплин, эмпирических фактов.

- Период теоретической зрелости наступает тогда, когда идея приобретает столь обыкновенный вид, что может всерьез соперничать с другими научными теориями без риска быть сразу отброшенной. Теперь уже для нее характерны имманентная критичность, свободное обсуждение альтернатив, учет объективных достоинств и недостатков различных точек зрения.

-период регресса: появляются новые силы, в своем мировоззрении адекватнее выражающие новую эпоху. Прежняя концепция вынуждена приспосабливаться к изменившимся условиям уже не с целью дальнейшего развития, но с целью самосохранения.

Заслуга П. Фейерабенда состоит в настойчивом отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука предстает как процесс размножения теорий.

3. Антипозитивистская философия науки Т.Куна

Томас Кун(1922 – 1996) осуществил радикальный отход от принципов логического эмпиризма и стал лидером историко-эволюционистской философии науки; поставил перед собой задачу создания новой антипозитивистской нетрадиционной философии науки.

Наука, с точки зрения Т. Куна - это некое подобие отдельных пересекающихся или разрозненных дисциплин, и методология историко-научных исследований должна строиться как набор частных методологий, ориентированных на изучение истории отдельных дисциплин. Согласно Куну назначение истории науки реализуется в двух направлениях: в более углубленном понимании современных концепций и методов и в формировании философии науки.

Одним из важных обстоятельств, характеризующих специфику подхода Т.Куна к философии науки, связано с социологизацией проблем, касающихся исследования не только механизмов развития, но и концептуальной структуры научного знания. Особенность взглядов Куна характеризуется повышенным интересом к психологическим мотивам научной деятельности.

Философия науки Куна его центральная задача состоит в формулировании и выявлении общих характеристик науки в целом, а его конечная - в открытии общих закономерностей развития науки и построении адекватного концептуального аппарата. Центральным понятием в исследованиях т. Куна является понятие «парадигма». Чаще всего понятие парадигмы трактуют как совокупность фундаментальных теорий и как систему решающих для данной науки экспериментов и ценностей. Парадигма по своему содержанию шире теории. Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм, несопоставимы. Позже Т. Кун попытался заменить понятие парадигмы дисциплинарными матрицами.

Отметим сильные стороны куновской концепции развития науки.

1. Исторический подход, учитывающий специфику различных культурных, экономических и социальных контекстов.

2. Продуктивное требование связи философии науки с ее историей.

3. Учет взаимосвязи социальных, психологических, экономических и технических факторов развития науки.

4. Острая критика неопозитивистской философии науки, а также философии науки критического рационализма.

4. Методология научно-исследовательских программ Импре Лакатоса.

Методология научно-исследовательских программ возникла как результат осмысления следующих двух наблюдений:

1. принцип фальсификации может быть сохранен.

2. роль в развитии науки эвристических принципов, которые могут быть рационально реконструированы. Решение вопроса о продолжении или отказе от участия в научной программе представляет собой рациональный акт, и для этого предлагает свой критерий оценки «процесса» и «вырождения» программы.

Жесткое ядро программы– это совокупность суждений,которые явно или неявно являются теоретической основой данного стиля мышления. Жесткое ядро является общим для всех теорий программы. Это метафизика программы: наиболее общие представления о реальности, которую описывают входящие в программу теории; основные законы взаимодействия элементов этой реальности; главные методологические принципы, связанные с этой программой.

Негативную эвристикусоставляет совокупностьвспомогательных гипотез, которые предохраняют ее ядро от фальсификации, от опровергающих фактов. Это «защитный пояс» программы, который принимает на себя огонь критических аргументов. Негативная эвристика указывает, каких путей исследования следует избегать. Защитный слой менее важных (по сравнению с принципиальными) положений принимает на себя первые «удары» экспериментальных данных, а несоответствие теории эксперименту удается ликвидировать простыми средствами: внесением в старую теорию некоторых усовершенствований. В таких случаях дело не доходит до научных революций.

Позитивная эвристикапредставляет собой стратегию выборапервоочередных проблем и задач, которые должны решать ученые. Наличие позитивной эвристики позволяет определенное время игнорировать критику и аномалии и заниматься конструктивными исследованиями. Обладая такой стратегией, ученые вправе заявлять, что они еще доберутся до непонятных и потенциально опровергающих программу фактов и что их существование не является поводом для отказа от программы.

В рамках успешно развивающейся программы удается разрабатывать все более совершенные теории, которые объясняют все больше и больше фактов. Именно поэтому ученые склонны к устойчивой позитивной работе в рамках подобных программ и допускают определенный догматизм в отношении к их основополагающим принципам. Однако это не может продолжаться бесконечно.

Проще говоря, в прогрессивно развивающейся программе каждая следующая теория должна успешно предсказывать дополнительные факты. Если же новые теории не в состоянии сделать это, то программа является «стагнирующей», или «вырождающейся».

И.Лакатос справедливо обратил внимание на необходимость тщательного изучения истории научного познания: изучение наук, не сопровождающееся изучением их истории, ведёт к одностороннему знанию, создаёт условия для догматизма.

Наши рекомендации