Тема 1. Предметные области философии науки и истории науки
Философия науки есть одно из направлений философии, которое можно определить как систему теоретических знаний об основаниях бытия науки и принципах ее познания.
Это направление возникает во второй половине XIX века в связи с усилением роли науки в жизни общества и усложнением ее функций в виде оригинальных моделей развития науки и эпистемологии, авторами которых прежде всего были представители позитивизма. В первой половине XX века в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР философия науки становится дисциплинарно организованной.
Философскому знанию как таковому присущи эссенциальность, рациональность, обоснованность, открытость, проблемность и неустранимость ценностного компонента. Перечисленные свойства сохраняются и в области философии науки.
Предметную область философии науки составляют наиболее общие закономерности существования науки. Первой проблемой является определение самого понятия «наука», от решения которой зависит решение вопроса о начале науки как таковой. На этом этапе важно разведение понятий «научное знание», «научное мышление», «наука как деятельность». Другие проблемы философии науки:
- как возможна наука, каковы основания ее бытия;
- каковы логика и закономерности развития научного познания;
- в каких формах функционирует научное знание;
- каковы принципы организации научной деятельности.
При решении перечисленных проблем наука рассматривается в исторически изменяющемся контексте, гипотезы и модели развития научного знания проверяются на историческом материале. Перечисленные факторы, а также то, что научная деятельность всегда персонифицирована, делает необходимым обращение к истории науки.
Предметной областью истории науки как научной дисциплины являются факты, свидетельствующие о функционировании науки. История науки исследует возникновение и развитие конкретных наук, описывая и анализируя процессы и результаты деятельности ученых. Для философии науки материалы истории науки служат «вспомогательной», но необходимой информацией. Интерес к исследованиям истории наук активизировался в связи с деятельностью представителей постпозитивизма во второй половине ХХ века.
Таким образом, философия науки представляет собой рефлексию над бытием науки, определение ее сущности, смысла и роли в жизни общества. Она позволяет ученому выйти за рамки конкретной области исследований и осмыслить их в контексте науки как целого.
Вопросы для контроля и самоподготовки:
1. Каковы причины возникновения такого направления как философия науки?
2. Какие проблемы исследует философия науки?
3. В чем состоит предметная область истории науки?
4. Почему решить проблемы развития науки невозможно без обращения к ее истории?
5. Как проявляется взаимодействие истории науки и философии науки? Поясните на конкретных примерах.
Тема 2. Основные формы бытия науки
В философии науки принято понимать термин «наука» в следующих значениях:
- как особый вид познания;
- как специальный вид знания;
- как деятельность по получению такого вида знания;
- как социальный институт.
Трактовка науки как мировоззрения, и соответственно, само понятие научного мировоззрения, некорректны, так как научное знание не является целостной системой представлений о мире и отношениях человека с миром. Научное знание может быть лишь элементом такой системы.
Одно из общепринятых определений:
наука есть познавательная деятельность, направленная на достижение нового, истинного, объективного знания для практического применения. При этом следует помнить, что критерии истинности и объективности не являются абсолютными и исторически изменчивы.
Наука как деятельность
Структура научной деятельности:
- субъект, осуществляющий исследование (ученый, исследовательский коллектив, научное сообщество);
- объект, та часть реальности, которая подвергается исследованию;
- предмет, те свойства и закономерности, которые выделяются в объекте соответственно целям и методам исследования и непосредственно изучаются;
- средства и методы познания.
По отношению к одному и тому же объекту научного познания существует множество предметов, например, феномен общества изучают с точки зрения экономических, политических, социальных свойств и отношений и, соответственно, речь идет о разных науках.
Наука может исследовать любые феномены, если они реально существуют, как особые предметы, починяющиеся объективным законам. Там, где невозможно сконструировать предмет и изучать его сущностные связи, заканчиваются притязания науки.
Именно в силу предметности науки ученый не выносит универсальных суждений, но на определенном этапе развития научного познания возможен синтез для познания целостности объекта на «стыке наук». В целом же вынесение универсальных суждений – это задача философии.
Наука как знание
Основные характеристики научного знания в отличие от других видов знания, в том числе и философского, сводятся к следующим:
1. Эссенциальность, т.е. направленность на познание сущностных свойств и закономерностей предметов и явлений.
2. Объективность, т. е. независимость от сознания исследователя (но, как уже указывалось, данный критерий изменялся в соответствии с исторически изменчивыми идеалами и нормами научного познания)
3. Системность, т.е. упорядоченность на основе определенных оснований.
4. Обоснованность, т.е. наличие эмпирических и (или) теоретических доказательств.
5. Воспроизводимость.
6. Общезначимость, что делает возможным применение научного знания.
Первые четыре свойства обусловливают рациональность научного знания.
Наука как социальный институт
Социальными институтами признаются явления, постоянно воспроизводимые человеком и удовлетворяющие базовые потребности общества. В таком качестве наука вырабатывает знания, нормы и нормативы, способные обеспечить устойчивость общественного развития. Как социальный институт европейская наука формируется в Новое время, и этот процесс связан с достижением наукой автономии от теологии. В эту эпоху складывается понимание научного метода и предназначения науки. Так, в уставе Лондонского королевского общества провозглашается, что научное сообщество рассматривает вопросы естественного характера и не вмешивается в вопросы теологии, морали и политики. Мыслители эпохи Просвещения прогрессивное развитие общества связывают с распространением научного знания.
В XVII-XVIII вв. наука начинает выполнять мировоззренческую функцию, становясь элементом системы новых представлений человека о мире. Вторая половина XIX - начало XX вв. представляет собой следующий этап институционализации науки, происходит осознание научным сообществом и обществом в целом экономической эффективности научных исследований и профессионализация научной деятельности. Наука становится производительной силой, наряду с фундаментальными науками возникает сфера прикладных исследований.
К началу XX в. формируется «этос науки» как система внутренних ценностей, присущих научному сообществу.
В течение XX-го столетия и в начале XXI века происходит расширение применения научного знания в различных областях социальной жизни (система НОТ, управление обществом и пр.) Соединяясь с властью, наука начинает воздействовать на выбор целей и способов общественного развития, превращаясь в социальную силу.
Становление науки как социального института тесно связано с формированием техногенной цивилизации как особого типа развития общества, для которого характерно:
- понимание природы как упорядоченного, законосообразно устроенного, обезличенного поля, в котором человек с помощью разума способен познать закономерности и осуществлять контроль над процессами и явлениями;
- активность автономной личности, направленная на преобразование внешнего мира;
- особый статус научной рациональности, понимание научного познания как условия и основы преобразования мира.
Вопросы для контроля и самоподготовки:
1. Чем обусловлена многозначность понятия науки?
2. Каковы основные характеристики научного знания?
3. Какова структура научной деятельности?
4. Как исторически формировались функции науки?
5. В чем состоит мировоззренческая функция науки?
6. В чем состоит производительная функция науки?
7. В чем состоит социальная функция науки?
Тема 3. Основания науки
Исследование оснований научного познания дает возможность ответа на вопрос: как возможна наука? В современной философии науки конкретизированы главные компоненты оснований науки:
- философские категории и принципы,
- общенаучные методологические критерии,
- идеалы и нормы исследования,
Ряд исследователей относят к основаниям науки парадигму, научную картину мира, стиль научного мышления.
Философия по отношению к науке выполняет ряд функций.
Предпосылочная функция состоит в том, что философия создает наиболее общие концептуальные представления о реальности, ее закономерностях и взаимосвязях. Философия обеспечивает науку категориальным аппаратом, формируя и наполняя содержанием всеобщие понятия (сущность, явление, количество, качество и т.п.)
Философия формирует всеобщие методы трактовки бытия – метафизический и диалектический, на основе которых формируются методы познавательной деятельности.
Основой научного познания, делающей его возможным, является рационализм в широком смысле. Основными положениями рационализма как мировоззренческой установки являются:
- признание существующей в мире упорядоченности и закономерности,
- признание возможности для человека познать и сформулировать закономерности;
- убежденность в единстве мира, позволяющая искать общие закономерности в разных сферах бытия;
- детерминизм (наличие всеобщей обусловленности).
На базе рационализма как мировоззренческого принципа выстраиваются методологические регулятивы познания (правила, нормы, предписания), важнейшими из которых являются следующие:
- все реально существующие явления могут быть объяснены;
- объяснение должно быть аргументированным;
- объяснение должно использовать минимальное количество допущений.
Эвристическая функциясостоит вконкретизации умозрительных философских концепций в научных теориях, в том, что философия «задает «направление научного поиска.
Мировоззренческая функцияобусловлена тем, что наука не содержит критериев определения социальной значимости своих результатов и состоит в том, что философия предоставляет ученому возможность применения оценочных критериев к научному познанию.
Проясняющая функциязаключается в том, что философия интегрирует результат и опосредует диалог различных областей знания, обобщает научные данные до уровня фундаментальных научных принципов, формируя и меняя со временем картину мира. Философия проясняет также основания научного знания.
Общенаучные методологические принципыв той или иной степени детерминируют выбор средств, предпосылок, понятий при построении новой научной теории. Основными являются принципы соответствия, дополнительности, наблюдаемости.
Принцип соответствия состоит в том, что с появлением новых более общих теорий прежние успешно «работавшие» концепции не устраняются как ошибочные, а сохраняют свое значение для прежней предметной области, но уже как частный случай новых теорий.Принцип соответствия может рассматриваться, по-видимому, как особый случай связи научных теорий в их историческом развитии, входящий в общую тенденцию преемственности в развитии науки и культуры. Он служит своеобразным критерием отбора и не имеет абсолютного значения для всех теорий, вопрос о соответствии и преемственности решается в каждом конкретном случае, при этом в любой из наук реализуется также критическое отношение к действующим теориям, что может привести к их перестройке, а при необходимости и к «отбрасыванию».
Принцип дополнительности, введенный Н. Бором - положение квантовой механики, согласно которому получение информации об одних физических величинах микрообъекта неизбежно влечет потерю информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым. Такими взаимно дополнительными величинами являются, например, координата частицы и ее импульс. Полное описание микрообъекта требует взаимодополнительности пространственно-временных и энергетических характеристик и, чтобы воспроизвести объект в его целостности, необходима совокупность двух величин или явлений, как, например, в случае корпускулярно-волнового дуализма. Принцип дополнительности имеет достаточно широкую область применения в социогуманитарных науках.
Принцип наблюдаемости - методологическое требование к научной теории иметь эмпирическое обоснование, применять такие величины и понятия, которые операциональны и допускают опытную проверку. Однако последнее требование никогда жестко не выполнялось ни одной наукой, тем более потому, что часто ненаблюдаемые величины выполняют конструктивно-вспомогательную роль и не всегда могут быть четко отличаемы от наблюдаемых. Изменение представлений о самом происхождении теории, не являющейся индуктивным обобщением наблюдаемых фактов, привело к существенному уточнению принципа наблюдаемости, и в частности к утверждению А. Эйнштейна - сама теория определяет, что наблюдаемо, а что нет.
Общеметодологические принципы имеют регулятивный характер, они формируют идеалы и нормы теории, представление о ее структуре, функциях, являются важнейшим элементом стиля научного познания.
Идеалы и нормы научного познания представляют собой исторически изменчивую совокупность концептуальных ценностных методологических установок, организующих процесс познания и регулирующих его.
Различают идеалы и нормы объяснения и описания, идеалы и нормы доказанности и обоснованности, а также идеалы и нормы построения и организации научных знаний.
Отечественные исследователи выделяют несколько уровней идеалов и норм познания.
1. Идеалы и нормы, отличающие научное познание от других видов и способов познания.
2. Идеалы и нормы, характерные для определенного исторического периода.
3. Идеалы и нормы, отражающие специфику объекта исследований.
Идеалы и нормы научного познания регулируют становление и развитие специальных картин мира и их синтез в общую научную картину мира. Они детерминированы как особенностями объектов науки, так и способами познавательной деятельности, складывающимися под влиянием социокультурных факторов; содержатся в образцах знания, осознанно или неосознанно усваиваются исследователем и становятся «презумпциями» научного поиска. Идеалы и номы научного познания благодаря своей изменчивости время от времени вызывают необходимость перестройки самих оснований науки как закономерной фазы развития и смены стратегии исследований.
Помимо когнитивного содержания, идеалы и нормы включают в себя способы регулирования организации исследований и отношений науки с обществом. В этом поле возникает проблема этики науки, соотношения научного познания и ценностного мышления. В классической науке формулируется тезис о ценностной нейтральности науки, восходящий к философскому принципу о логической разноплановости суждений о сущем и о должном. Кроме того, если наука понимается как средство познания, то вопрос о целях и смысле познания касается внешних по отношению к ней факторов. В дальнейшем данный тезис был пересмотрен, что отразилось в принципах неклассической и постнеклассической рациональности.
Предпосылочными методологическими структурами в системе научного знания являются научная картина мира, стиль научного мышления, парадигма и научно-исследовательская программа, при этом каждый из перечисленных элементов обусловлен исторически сложившимся контекстом. О двух последних речь пойдет далее в связи с концепциями развития науки Т. Куна и И. Лакатоса.
Научная картина мира может быть определена как понятие, выражающее эволюцию обыденных, научных и философских представлений о природе, обществе, человеке и его познании в зависимости от конкретно-исторических способов и форм познавательной деятельности и социальной практики в целом. Научная картина мира складывается как осмысление образов мира, лежащих в основе жизнедеятельности, культуры и практики человека; упрощает, схематизирует и интерпретирует действительность как всякий познавательный образ, вместе с тем выделяя из бесконечного многообразия отношений сущностные, базисные связи.
Сегодня научная картина мира понимается как одно из оснований научного поиска, картина исследуемой реальности, представленная в особой форме систематизации знания, которая позволяет выявить и интерпретировать предмет науки, ее факты и теоретические схемы, новые исследовательские задачи и способы их решения. Именно через научная картина мира происходит передача фундаментальных идей и принципов из одной науки в другую, она начинает играть все более важную роль, и не столько как модель мира или его образ, сколько как синтезирующая логическая форма знания, представляющая собой скорее теоретическую концепцию, нежели картину мира в буквальном смысле слова. Так, наиболее изученная физическая картина мира характеризует предмет физического исследования посредством следующих представлений: о фундаментальных физических объектах, о типологии объектов, изучаемых в физике, об общих особенностях взаимодействия объектов (причинности и закономерности физических процессов), о пространственно-временных характеристиках физического мира. Смена этих представлений в связи с изменением практики и познания приводит к перестройке и смене физических научная картина мира. Известны три исторических типа: механическая, электродинамическая и квантово-релятивистская картины мира. Построение последней еще не завершено. В том случае, когда специальные картины входят в содержание общенаучной картины мира, это происходит на основе философских идей и принципов и в тесной связи с основаниями теорий этих наук и эмпирическим слоем знания. Важно отметить, что одна из процедур обоснования теоретических схем состоит в их соотнесении с картиной мира, благодаря чему происходит их объективизация, а также интерпретация уравнений, выражающих теоретические законы. Построение теории, в свою очередь, уточняет картину мира. В целом научная картина мира выполняет несколько теоретических и методологических функций:
- объединение знаний в единое целое,
- осуществление объективации научного знания и включение его в систему культуры,
- методологическое определение пути и направления исследовательского процесса.
Стиль научного мышления
Длительное время понятие стиля научного мышления применялось главным образом при характеристике индивидуального мышления и имело ярко выраженное психологическое содержание. Развитие современной методологии научного познания, исследующей главным образом способы общенаучного, а не индивидуального познания, привело к широкому употреблению понятия стиля мышления также и в его логико-эпистемологическом значении. Так, используются понятия механистического, вероятностного, системно-структурного или кибернетического и других стилей мышления, обсуждается сама проблема их классификации.
Стиль научного мышления можно определить как единую систему принципов построения теории, типов научного описания и объяснения и другие устойчивых особенностей научных теорий, принимаемую учеными как образец.
Логико-методологические принципы опираются представления о характере бытия и познания, т. е. на собственно философские принципы, которые определяют решение интеграционных, селективных и других методологических задач. Соответственно, стиль научного мышления есть исторически сложившаяся, устойчивая система общепринятых методологических нормативов и философских принципов, которыми руководствуются исследователи в данную эпоху.
Стиль научного мышления выступает в конкретно-исторический период своего функционирования как некоторая для данных условий априорная система форм мышления, в рамках которой определенным образом организуется опыт. В таком аспекте стиль научного мышления выполняет следующие функции:
- критическую: оценивание теоретических построений (гипотез) и методов получения, проверки и построения знания;
- селективную: выбор гипотез (теорий), методов и категориального аппарата;
- вербальную: оформление фактуального и теоретического знания в конкретно-историческом языке науки;
- предсказательную: определение возможных идей, направлений исследования, новых методов.
Вопросы для контроля и самоподготовки:
1. Охарактеризуйте философские положения, на которых основывается научная деятельность.
2. Поясните сущность логических операций определения, классификации, дедукции, доказательства и опровержения.
3. Охарактеризуйте действия, предписываемые общенаучными методологическими установками.
4. Приведите принятую в отечественной традиции классификацию идеалов и норм научного познания.
5. Объясните функции научной картины мира.
6. Что такое стиль научного мышления? Какую роль он играет в научном познании?