Процесс научного познания и теория истины
Тест 428.Человеку необходимо ориентироваться в мире. При помощи чего это осуществляется?
А. Науки
В. Сознания
*С. Отражения действительности
Д. Взаимодействия с природой
Е. Культуры
Тест 429.Процесс научного познания раскрывает сущность явления, закономерности, выдвигает гипотезы. Какой уровень выполняет такую роль?
А. Исходный
*В. Теоретический
С. Технологический
Д. Эмпирический
Е. Рациональный
Тест 430.В научном познании устанавливается связь «смыслов» через отношения и «значений». На каком уровне это осуществляется?
А. Теоретическом
В. Эмпирическом
С. Чувственном
Д. Рациональном
*Е. На всех
Тест 431.Элементы познания отличаются друг от друга. Какой из них включает ограниченную часть объективной и субъективной реальности и является интересом субъекта познания?
А. Субъект
В. Объект
С. Истина
*Д. Знание
Е. Метод
Тест 432.Познание как процесс имеет свои этапы. Что является его источником и конечной целью?
А. Истина
*В. Знание
С. Эксперимент
Д. Практика
Е. Теория
Тест 433.В познании есть теоретический уровень. К чему приводит его абсолютизация?
А. Сенсуализму
В. Агностицизму
С. Объективизму
Д. Рационализму
*Е. Идеализму
Тест 434.Процесс научного познания накапливает информацию, осуществляет описание, классификацию. На каком уровне это происходит?
А. Первичном
*В. Заключительном
С. Эмпирическом
Д. Теоретическом
Е. Технологическом
Тест 435.В познании есть эмпирический уровень. К чему приводит в познании абсолютизация роли этого уровня?
*А. Сенсуализму
В. Агностицизму
С. Объективизму
Д. Рационализму
Е. Идеализму
Тест 436.Теоретический уровень научного познания дает знания. Посредством чего получают знания на этом уровне?
А. Эксперимента
В. Опыта
*С. Абстрактного мышления
Д. Чувственного восприятия
Е. Ощущения
Тест 437.Методы, применяющиеся в ряде наук, относятся к определенному уровню. Какие это методы?
А. Общие
В. Всеобщие
*С. Дисциплинарные
Д. Универсальные
Е. Специальные
Тест 438.Результат процесса познания как целостная система логически взаимосвязанных теоретических утверждений представляет метод познания. Какой это метод?
А. Индукция
В. Эксперимент
*С. Дедукция
Д. Моделирование
Е. Формализация
Тест 439.В научном познании есть путь, на котором осуществляется решение сформулированных познавательных задач. Что является этим путем?
*А. Метод
В. Цель
С. Уровень
Д. Сущность
Е. Явление
Тест 440.Методы научного познания имеют свою классификацию. К какому её уровню относятся методы, использующиеся в каждой научной области знания?
А. Общие
В. Междисциплинарные
С. Дисциплинарные
*Д. Специальные
Е. Всеобщие
Тест 441.Есть методы научного познания, которые отражают предельно общие законы мира, действующие в природе, обществе, мышлении. Как они классифицируются?
*А. Всеобщие
В. Общие
С. Специальные
Д. Экспериментальные
Е. Познавательные
Тест 442.Структурообразующий процесс обобщает факты, организует отдельное в единое, объединяет в единое логическое целое. Какой это метод познания?
А. Моделирование
В. Дедукция
С. Обобщение
*Д. Индукция
Е. Эксперимент
Тест 443.Математический, статистический и моделирование - это методы, относящиеся к одному уровню методов. Какой это уровень?
А. Дисциплинарный
*В. Общий
С. Всеобщий
Д. Специальный
Е. Универсальный
Тест 444.Познание – совокупность процессов, благодаря которым человек получает и анализирует информацию о мире и о себе самом. Оно возможно при наличиии нформационной деятельности. Укажите какая еще деятельность необходима для полноты знания.
А. Производственная
В. Практическая
*С. Умственная
Д. Духовная
Е. Материальная
Тест 445.Отношения в познании содержат компоненты. Таковыми являются субъект, объект. Укажите какой компонент к ним относится.
*А. Знания
В. Суждения
С. Понятия
Д. Истина
Е. Практика
Тест 446.Ограничение познания связано с абсолютизацией одного из уровней. К чему мы приходим если учитывается только теоретический уровень?
А. Истине
В. Сенсуализму
С. Технократизму
*Д. Рационализму
Е. Эмпиризму
Тест 447.Познание имеет результат. Что является таковым?
*А. Знание
В. Ценности
С. Идеалы
Д. Принципы
Е. Методы
Тест 448.Воспроизведение объекта таким как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания - результат познания. В чем он проявляется?
*А. Истине
В. Заблуждении
С. Практике
Д. Опыте
Е. Теории
Тест 449.Познание решает проблему достоверности знания, истины и её критерия. Это возможно при наличии знания. Что еще необходимо учитывать для его достоверности?
А. Мораль
В. Субъект
С. Образ
*Д. Объект
Е. Информация
Тест 450.В результате познания необходимо определить соответствия деятельности и её результатов тому, что нужно человеку, его потребностям и интересам. Назовите критерий этого.
*А. Практика
В. Теория
С. Гносеология
Д. Истина
Е. Знания
Тест 451.Есть две меры, с помощью которых мы отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от несоответствующих ей. Одна из них истина. Назовите другую.
А. Гипотеза
*В. Заблуждение
С. Теория
Д. Практика
Е. Субъект
Тест 452.Истина, как результат процесса познания, имеет свои виды. Такими видами могут быть относительная, абсолютная истина. Укажите еще один ее вид.
А. Историческая
*В. Конкретная
С. Научная
Д. Реальная
Е. Практическая
Тест 453.Научное познание развивает и совершенствует концептуальные средства науки, творчески конструирует новые понятия «теоретического мира». Какая это сторона познания?
*А. Цель
В. Сущность
С. Явление
Д. Метод
Е. Гипотеза
Тест 454.Система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки, представляет метод. К какому виду он относится?
А. Всеобщему
В. Специальному
С. Научному
Д. Общему
*Е. Дисциплинарному
Тест 455. Универсальные методы научного познания применяются во всех без исключения науках. Какая область знания их вырабатывает?
А. Этика
В. Искусство
С. Наука
*Д. Философия
Е. История
Тест 456.Природу познания, возможности, условия, механизмы, принципы познавательной деятельности человека исследует философия. Какой раздел философии это изучает?
А. Аксиология
*В. Гносеология
С. Антропология
Д. Онтология
Е. Методология
Тест 457.Теоретический уровень научного познания дает знания. Посредством чего их получают?
А. Эксперимента
*В. Опыта
С. Абстрактного мышления
Д. Чувственного восприятия
Е. Ощущения
Тест 458.В познании проверяется и определяется соответствие знаний, целей объективной действительности. Что является средством проверки этого?
А. Субъект
В. Объект
*С. Практика
Д. Идеи
Е. Методы
Тест 459.Проследить прошлое объекта, заглянуть в будущее объекта, предсказать открытия, прогнозировать процесс развития позволяет одно из средств познания. Назовите его.
А. Опыт
*В. Моделирование
С. Эксперимент
Д. Практика
Е. Дедукция
Тест 460. В науке есть этап, где научные положения устанавливаются на основе действий с идеализированными объектами и получают эмпирическую интерпретацию. Назовите этот этап.
А. Теоретическое моделирование
В. Эксперимент
С. Опытные данные
*Д. Гипотеза
Е. Теория
Тест 461.Научное знание имеет два взаимосвязанных уровня, один из которых теоретический. Как называется второй уровень?
А. Чувственный
*В. Рациональный
С. Эмпирический
Д. Диалектический
Е. Метафизический
Тест 462. Научное знание имеет два взаимосвязанных уровня, один из которых эмпирический. Как называется второй уровень?
А. Теоретический
*В. Чувственный
С. Диалектический
Д. Метафизический
Е. Интуитивный
Тест 463.Накопление знаний и фактов об исследуемых объектах осуществляется на определенном уровне научного познания. Какой это уровень?
А. Теоретический
В. Эмпирический
*С. Рациональный
Д. Индукция
Е. Информативный
Тест 464.На эмпирическом уровне научного познания применяются особые общенаучные методы. Какой из методов ему соответствует?
А. Формализация
В. Индукция
С. Наблюдение
Д. Дедукция
Е. Идеализация
Тест 465. Существуют разные концепции истины. Как называется концепция, согласно которой истина – это то, что полезно?
*А. Прагматическая
В. Классическая
С. Конвенциональная
Д. Абсурдистская
Е. –
Тест 466. Существуют критерии научного знания. Какой из нижеперечисленных критериев является ведущим.
А. Парадоксальность
*В. Новизна
С. Фундаментальность
Д. Возможность эмпирической проверке
Е. Теоретичность
Тест 467. Методы научного познания делятся на специальные и общенаучные. Какая еще группа методов входит в их состав?
А. Фундаментальные
*В. Универсальные
С. Прикладные
Д. Статистические
Е. Экспериментальные
Тест 468. Методы научного познания делятся на универсальные и специальные. Какая еще группа методов входит в их состав?
А. Фундаментальные
В. Прикладные
С. Экспериментальные
*Д. Общенаучные
Е. Статистические
ДИАЛЕКТИКА
Тест 469.Философия включает учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, общества и познания. Как оно называется?
*А. Метафизика
В. Диалектика
С. Эклектика
Д. Софистика
Е. Риторика
Тест 470.Слово «диалектика» пришло к нам из древнегреческой философии. Кто впервые его ввел?
А. Гераклит
*В. Сократ
С. Платон
Д. Гегель
Е. Аристотель
Тест 471.Слово «диалектика» впервые ввел в философию Сократ. Как он его истолковывал?
А. Логика
В. Риторика
*С. Искусство спора
Д. Умение рассуждать
Е. Правильное мышление
Тест 472.Разработка вопросов диалектики продолжалась в немецкой классической философии. Кто из философов внес особый вклад в ее развитие?
*А. И. Кант
В. Г. Гегель
С. Л. Фейербах
Д. И. Фихте
Е. Ф. Шеллинг
Тест 473.Диалектика представляет собой универсальное философское учение. Укажите, чем еще она является.
А. Законом
В. Принципом развития
С. Уровнем познания
*Д. Методом мышления
Е. Принципом связи
Тест 474.Диалектика содержит два основополагающих принципа, одним из которых является принцип всеобщей связи. Как называется другой ее принцип?
А. Логичности
*В. Развития
С. Конкретности
Д. Историчности
Е. Всесторонности
Тест 475.Диалектика содержит два основополагающих принципа, один из которых - принцип развития. Как называется второй принцип?
А. Логичности
В. Конкретности
С. Историчности
*Д. Всеобщей связи
Е. Всесторонности
Тест 476.Диалектический метод имеет альтернативный метод, который объединяет, упрощает и сводит многообразие связей к одному типу. Как он называется?
А. Эклектика
*В. Софистика
С. Риторика
Д. Догматизм
Е. Метафизика
Тест 477.Категории философии значительно отличаются от категории частных наук. В чем состоит их специфичность?
А. Фундаментальности
В. Универсальности
С. Многообразии
*Д. Сложности
Е. Сущности
Тест 478. Философские категории являются взаимозависимыми, взаимосвязанными. В чем это выражается?
А. В многообразии
В. В сложности
С. В парности
Д. В многочисленности
*Е. В конкретности
Тест 479.Диалектический метод имеет альтернативный метод, который безпринципно объединяет в единое целое несовместимые между собой идеи, связи, отношения. Как он называется?
А. Риторика
В. Метафизика
С. Догматизм
*Д. Эклектика
Е. Софистика
Тест 480.Диалектический метод имеет альтернативный метод, при котором сознательно используются неправильные доводы, уловки, внешне выступающие как правильные. Как он называется?
А. Метафизика
*В. Софистика
С. Эклектика
Д. Догматизм
Е. Риторика
Тест 481.В основе любой науки лежит система наиболее общих понятий, отражающих существенные закономерные связи между процессами и явлениями. Как они называются?
А. Законы
В. Принципы
*С. Категории
Д. Теории
Е. Аксиомы
Тест 482.Особенность философских категорий заключается в их парности. Какая пара у категории «содержание»?
А. Случайность
В. Сущность
С. Явление
*Д. Форма
Е. Следствие
Тест 483.Главная особенность философских категорий состоит в их парности. Какая пара соответствует категории «сущность»?
А. Причина
В. Следствие
С. Содержание
Д. Форма
*Е. Явление
Тест 484.Философские категории парные. Какая пара соответствует категории «необходимость»?
А. Возможность
*В. Случайность
С. Действительность
Д. Явление
Е. Следствие
Тест 485.Парность философских категорий проявляется в их взаимозависимости, взаимосвязи. Какая пара у категории «явление»?
*А. Сущность
В. Форма
С. Содержание
Д. Следствие
Е. Действительность
Тест 486.Случайные открытия ученых приводят к возникновению новых видов производств. К чему движется процесс познания от случайности?
А. К реальности
В. К сущности
С. К явлению
*Д. К необходимости
Е. К следствию
Тест 487.Каждый индивидуальный организм связан с видом. Диалектика каких категорий отражена в данном примере?
А. Причина и следствие
*В. Единичное и общее
С. Часть и целое
Д. Всеобщее и особенное
Е. Элемент и система
Тест 488.В структуру диалектики входят законы. Кто их сформулировал?
А. И. Кант
В. Л. Фейербах
С. Ф. Шеллинг
*Д. Г. Гегель
Е. И. Фихте
Тест 489.Каждому предмету и явлению присуще индивидуальное, неповторимое. Содержание какой категории диалектики оно отражает?
А. Специфическое
В. Уникальное
С. Индивидуальное
*Д. Единичное
Е. Особенное
Тест 490.Категория диалектики является формой проявления особого метода. Какой этот метод?
А. Метафизический
В. Аксиоматический
С. Логический
Д. Исторический
*Е. Диалектичекий
Тест 491.Античная философия обнаружила диалектические черты не только в природе и обществе. Где еще они имеют место?
А. Мире
В. Философии
*С. Мышлении
Д. Логике
Е. Истории
Тест 492.В философиии есть учение, в котором мир – это связанное целое, единство многообразия. Как оно называется?
А. Метафизика
В. Риторика
*С. Диалектика
Д. Софистика
Е. Эклектика
Тест 493.Диалектика имеет свою структуру, куда входят законы, категории. Что еще она включает?
А. Гипотезы
В. Аксиомы
*С. Принципы
Д. Теории
Е. Факты
Тест 494.Диалектика как искусство спора зародилась в определенную историко-философскую эпоху. Как она называется?
А. Возрождение
В.Средневековье
*С. Античность
Д. Просвещение
Е. Новое время
Тест 495.Принципы диалектики используются и в медицине. Какой из них характеризует необратимые изменения и возникновение нового качества?
А. Изменение
*В. Развитие
С. Движение
Д. Связь
Е. Всесторонность
Тест 496.В структуру диалектики входят философские категории. Какое понятие можно к ним отнести?
А. Атом
В. Структура
С. Вещь
Д. Элементарная частица
*Е. Количество
Тест 497.Структура диалектики включает исходные принципы. Какой это принцип?
А. Логичности
*В. Всеобщей связи
С. Всесторонности
Д. Конкретности
Е. Историчности
Тест 498.Единство количества и качества составляет особую категорию. Как она называется?
А. Объем
*В. Мера
С. Часть
Д. Масса
Е. Необходимое количество
Тест 499.Один из законов диалектики закон - отрицание отрицания. Что он характеризует?
А. Механизм развития
В. Качество развития
*С. Направление развития
Д. Источник развития
Е. Результат развития
Тест 500.Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные имеет свое значение. Что он позволяет понять в развитии?
А. Направление
В. Качество
*С. Механизм
Д. Результат
Е. Источник
Тест 501.Закон единства и борьбы противоположностей имеет свое значение. На что он указывает в процессе развития?
А. Механизм
В. Качество
С. Направление
Д. Результат
*Е. Источник
Тест 502. Содержание закона диалектического противоречия раскрывается посредством определенных категорий. Какая это категория?
*А. Тождество
В. Отрицание
С. Мера
Д. Скачок
Е. Сохранение
Тест 503.Содержание закона единства и борьбы противоположностей раскрывается посредством категорий. Какая категория характеризует исключающие друг друга несовпадающие признаки объекта?
А. Скачок
В. Отрицание
С. Сохранение
Д. Уничтожение
*Е. Противоположности
Тест 504.Содержание законов диалектики раскрывается посредством категорий. Какой закон раскрывает категория «мера»?
А. Единства и борьбы противоположностей
*В. Взаимоперехода количественных и качественных изменений
С. Отрицание отрицания
Д. Диалектического противоречия
Е. Сохранение энергии
Тест 505.Диалектика имеет структуру, в которую входят принципы и законы. Что еще входит в ее структуру?
А. Факты
*В. Категории
С. Аксиомы
Д. Теории
Е. Гипотезы
Тест 506.Содержание закона перехода количественных изменений в качественные раскрывается с помощью определенных категорий. Какая из них ему соответствует?
А. Отрицание
*В. Мера
С. Тождество
Д. Различие
Е. Противоречие
Тест 507. Диалектика имеет свою структуру, куда входят категории и принципы. Что еще составляет ее структуру?
А. Факты
В. Гипотезы
С. Аксиомы
*Д. Законы
Е. Теории
Тест 508.Одна из категорий диалектики характеризуется уничтожением и сохранением. Какая это категория?
А. Движение
В. Изменения
С. Скачок
*Д. Отрицание
Е. Противоречие