Философия общества и культуры
После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания[‡]:
3.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 3.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите точки зрения западников и славянофилов – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):
3.1.1.Каково место России в мировой истории? В чем заключаются особенности русской истории, русской культуры, русского национального характера?
___________________________________________________________________________________________________________________________
3.1.2.Является ли Россия частью Запада (западной цивилизации и культуры)? В чем проявляется общее и особенное в соотношении России и Запада? Каковы были и каковы должны быть их взаимоотношения?
________________________________________________________________________________
3.1.3.Какую роль играет православие в отечественной и мировой истории? Чем оно отличается от других направлений христианства (католицизма, протестантизма)? Каким должен быть диалог с другими религиями и конфессиями?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.1.4.Какой должна быть власть в России? Как должны строиться взаимоотношения государства, общества и личности в России?
_______________________________________________________________________________________________________
3.1.5.Каким представляется будущее России? Возможен ли ее самобытный путь?
_______________________________________________________________________________________________________
3.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 3.2. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):
3.2.1.Нужна ли в современном государстве и обществе смертная казнь?
_____________________________________________________________________________________________________
3.2.2.Нужно ли в современном государстве и обществе легализовать эвтаназию?
_____________________________________________________________________________________________________
3.3. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правый столбец варианты, соответствующие по смыслу содержанию левого столбца):
3.3.1.
философская периодизация истории | автор (имя, фамилия) |
«доистория» – «древние культуры» – «осевое время» – «технический век» | |
первобытнообщинный строй – рабовладение – феодализм – капитализм – коммунизм | |
«эпоха богов» – «эпоха героев» – «эпоха людей» | |
«первичная простота» – «цветущая сложность» – «упрощение» | |
пассионарный взрыв – подъем – акматическая фаза – надлом – инерция – обскурация – мемориальная фаза – обрыв этноса |
3.3.2.
название философского произведения | автор (имя, фамилия) |
«Этногенез и биосфера Земли» | |
«Закат Европы» | |
«Россия и Европа» | |
«Византизм и славянство» | |
«Постижение истории» | |
«О граде Божьем» | |
«Феноменология духа» | |
«Капитал» | |
«Истоки истории и ее цель» | |
«Курс позитивной философии» | |
«Конец идеологии» | |
«Восстание масс» | |
«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» | |
«Основания новой науки об общей природе наций» | |
«Исповедь» |
3.3.3.
цитата | автор (имя, фамилия) |
«Культура – это лишь тонкая яблочная кожура над раскаленным хаосом» | |
«Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа…» | |
«Культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача…» | |
«Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» | |
«В истории человеческого духа я различаю эпохи обустроенности и бездомности» | |
«Умирая, культура превращается в цивилизацию» | |
«Несомненно, что война была естественным состоянием человека, пока не образовалось общество, и притом не просто война, а война всех против всех». | |
«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» | |
«Греки начали величайшую революцию, которая, по-видимому, все еще находится в своей начальной стадии, а именно – в стадии перехода от закрытого общества к открытому» | |
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» |
3.3.4.
философ | век, философское направление, названия основных трудов, ключевые идеи | |
Георг Гегель | ||
Огюст Конт | ||
Карл Маркс | ||
Аврелий Августин | ||
Николай Данилевский | ||
Константин Леонтьев | ||
Освальд Шпенглер | ||
Арнольд Тойнби | ||
Карл Ясперс | ||
Карл Юнг |
3.4. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения):
3.4.1.«Не в силе Бог, а в правде».
3.4.2. «Вся культура – из храма».
3.4.3. «Лучший способ догадаться, что будет – припомнить, что уже было».
3.4.4. «Русская интеллигенция есть группа, движение и традиция, объединяемые идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей».
3.4.5. «Затеяв спор настоящего с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее».
3.4.6. «История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
3.4.7. «Глас народа – глас Божий».
3.4.8. «У народа может быть единая душа, единое сердце, единая грудь, которой он встает на врагов, но горе ему, если у него один мозг».
3.4.9. «Идеи становятся силой, когда они овладевают массами».
3.4.10.«Я сеял драконов, а сбор жатвы дал мне блох».
3.4.11. «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать».
3.4.12. «Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний».
3.4.13. «Кто не понял своего прошлого, вынужден пережить его снова».
3.4.14. «Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь».
3.4.15. «Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников».
3.4.16. «Кто прощает преступление, становится его сообщником».
3.4.17. «Дисциплина – мать победы».
3.4.18. «Возможность украсть создает вора».
3.4.19. «Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену».
3.4.20. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».
3.4.21. «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».
3.4.22. «Пьянство есть упражнение в безумстве».
3.4.23. «Если человек пригоден только для себя, то он ни на что не пригоден».
3.4.24.«Убеждение — более опасный враг правды, чем ложь».
3.4.25.«Делай, что должен, – и будь, что будет».
ЗАДАНИЕ №______
ОТВЕТ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.5. ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС В ФОРМЕ КРАТКОГО ЭССЕ (раскройте философский смысл вопроса, укажите возможные различные точки зрения по этому вопросу, охарактеризуйте его открытый характер и неоднозначность вариантов ответа, сформулируйте и обоснуйте собственную позицию по существу вопроса):
3.5.1.Что является моральным оправданием применения силового принуждения (насилия) со стороны сотрудника полиции?
3.5.2.Оправдано ли применение смертной казни в современном государстве?
3.5.3.Зачем нужны правоохранительные органы в современном государстве?
3.5.4.Что такое «русская идея»?
3.5.5.В чем заключается смысл ограничения свободы преступника?
3.5.6.Возможна ли социальная стабильность и прогрессивное развитие общества, если в его основании будут находиться этические концепции эгоизма и гедонизма?
3.5.7.В чем состоит принципиальное отличие морального и правового регулирования поведения человека?
3.5.8.Какую роль играют этические нормы и ценности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел?
3.5.9.Каковы мировоззренческие обоснования и пределы толерантности в правовом государстве и в практической деятельности сотрудников правоохранительной системы?
3.5.10.Имеет ли человек право на эвтаназию?
3.5.11.Как влияет на общество современная массовая культура?
3.5.12.Какие духовные ценности имеют универсальный характер?
3.5.13.Какие глобальные проблемы угрожают современному человечеству?
3.5.14.В чем смысл человеческой истории?
3.5.15.Каким Вы видите будущее человечества?
3.5.16.Почему культурно-историческая концепция европоцентризма противоречит реальной истории человечества?
3.5.17.Какую роль (прогрессивную или регрессивную) сыграли религии в истории?
3.5.18.Допустимо ли оскорбление религиозных ценностей в свободном демократическом обществе?
3.5.19.В чем причина противостояния религии и науки?
3.5.20.В чем причина религиозных войн?
3.5.21.Какими этическими принципами должен руководствоваться сотрудник полиции?
3.5.22.Изменяются ли моральные нормы по мере культурного развития общества?
3.5.23.Объясните сущность ситуативной (контекстуальной) этики?
3.5.24.Каковы место и роль религии в генезисе и развитии культуры?
3.5.25.Каково соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в современном обществе и обществознании?
ВОПРОС №_____
ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧАСТЬ 4
4. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЙ НА ДИСКЕ ТЕКСТ №4.*...[§]
и выполните следующие задания:
Определите примерные (насколько возможно точные) время и место создания приведенного текста, охарактеризуйте вклад его автора в историю мировой философии и культуры (укажите его ключевые идеи и основные произведения).
Определите центральную тему текста. Сформулируйте главный (по вашему мнению) вопрос, на который ищет ответа в данном тексте его автор.
Сформулируйте своими словами несколько ключевых положений, которые (по вашему мнению) в наибольшей степени характеризуют философскую направленность данного текста. Подкрепите свой ответ соответствующими цитатами.
Выделите ключевые философские категории и понятия, используемые и (или) подразумеваемые в данном тексте. Дайте им краткие определения.
Определите философское направление (течение, школу), идеи которого(ой) представлены в тексте. Кратко его(ее) охарактеризуйте, перечислите основных представителей.
Приведите в качестве примера философское направление (течение, школу), идеи которого(ой) альтернативны представленным в данном тексте. Обоснуйте свой выбор.
Приведите в качестве примера какого-нибудь другого философа (кроме автора), которому тоже вполне мог бы принадлежать данный (или похожий на него) текст. Объясните, почему Вы выбрали именно этого философа.
Приведите в качестве примера философа, которому никак не мог бы принадлежать данный (или похожий на него) текст. Объясните, почему Вы выбрали именно этого философа.
В чем Вы согласны с автором данного текста? Аргументируйте ответ.
В чем Вы не согласны с автором данного текста?
Аргументируйте ответ и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию.
ТЕКСТ №______
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОДПИСЬ выполнившего практикум:
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Грядовой Д.И. Философия: учеб. пособие. М.: Щит-М, 2013.
2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. М.: Юрайт, 2014.
3. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2013.
4. Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановского. М.: Кнорус, 2013.
5. Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Проспект: Изд-во Моск. ун-та, 2014.
6. Философия (очная форма обучения): учебно-методическое пособие для курсантов / С.Р. Аблеев, А.Л. Золкин, П.П. Марченя. М.: Моск. ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2015.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник. М.: АСТ: Астрель, 2005.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2013.
3. Грядовой Д.И. История философии: учебник: Кн. 1–3. М.: ЮНИТИ, 2009–2012.
4. Грядовой Д.И. Философия. Общий курс: учебник. М.: ЮНИТИ, 2011.
5. Золкин А.Л. Философия: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. М.: ЮНИТИ, 2005.
6. История философии: учебно-практическое пособие / Е.С. Ганс (отв. за вып.), Н.В. Балябин; Н.П. Гончаров, П.П. Марченя [и др.]. М.: Моск. ун-т МВД России, 2009.
7. Кузнецов В.Г. [и др.]. Философия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2013.
8. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / науч.-ред. совет: В.С. Степин и др. М.: Мысль, 2010.
9. Социальная философия: учебное пособие / под ред. Н.Ф. Медушевской, А.М. Чугунова [С.Г. Барсегян, Н.П. Гончаров, П.П. Марченя и др.]. М.: Моск. ун-т МВД России, 2010.
10. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина. М.: Проспект, 2011.
11. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В. Алексеев. М.: Проспект, 2011.
ЭЛЕКТРОННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2011. URL: http://krotov.info/libr_min/08_z/enk/ovsky_09.html.
2. История философии: Запад – Россия – Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. В 4 кн. М., 1995 URL: http://sokratlib.ru/books/item/f00/s00/z0000001/.
3. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. М., 2001. URL: http://bookfi.org/book/527847.
4. Лосский Н.О. История русской философии. М., 2011 URL: http://krotov.info/lib_sec/12_l/los/lossk_n_00.htm.
5. Философия / под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2005. URL: http://litlikbez.com/nauchno-populjarnaja-literatura-filosofija-i-teosofija-mitroshenkov-o-a-filosofija.html.
6. Философский словарь онлайн. URL: http://myslovar.ru/sl11/.
7. Энциклопедия философии и философской антропологии. URL: http://encycl.anthropology.ru/.