Необходимость и случайность

Необходимость — то, что должно быть, не может не быть. Случайность — то, что может быть, но может и не быть. Сохранение энергии в физических взаимодействиях, возникновение сложных химических соединений из химических элементов, выживание наиболее приспособленных в ходе биологической эволюции, смена общественно-экономических формаций и т. д. имеют необходимый характер. Однако все эти необходимые процессы представлены в массе единичных событий, каждое из которых может быть случайным по отношению к основной необходимой последовательности процессов.

Необходимое — это общее, а случайное — единичное. Вместе с тем категории необходимости и случайности обладают специфическим содержанием.

В истории философии выдвигались две крайние точки зрения. Абсолютизируя необходимость, многие материалисты и идеалисты прошлого полагали, что в мире все осуществляется с необходимостью, фатально, «по воле божьей», либо в силу объективных законов. Так, Гольбах утверждал, что «все наблюдаемое нами необходимо, т. е. не может быть иным, чем оно есть...»1. Случайность с этих позиций—явление, причина которого нам неизвестна. Фатализм, по оценке Энгельса, по существу пытался возвести в ранг необходимости случайность. При этом «на деле не случайность поднимается до уровня необходимости, а необходимость снижается до уровня случайности»2.

Фаталистическое понимание необходимости исключало признание какой-либо активной роли и свободы человека, последний превращался в пассивный элемент некой мировой машины, управляемой духовными или материальными силами.

С позиций противоположной крайней точки зрения, абсолютизировавшей случайность, мир превращался в хаос случайных событий, в котором человек также становился пассивным и случайным явлением, случайной флуктуацией мира, в котором все определяется игрой случайных сил. Человек «случайного мира» сам насквозь случаен.

Согласно материалистической диалектике случайность — форма проявления и дополнение необходимости1, а необходимость существует только через случайность. Раскрывая неразрывную связь необходимости и случайности, диалектика отнюдь не уравнивает их, необходимость является доминирующей стороной мира, случайность не создает необходимость, а, напротив, необходимость проявляется в случайностях и определяет их.

Эволюция природы и общества, осуществляясь через массу единичных случайных событий, вместе с тем происходит на основе необходимости, а не случайности. Поэтому совершенно недостаточно утверждение, что эволюция природы и общества является единством случайного и необходимого, следует еще указать, что случайности возникают на основе необходимости, которая играет определяющую роль в природных и социальных процессах. Важнейший аргумент в пользу идеи примата необходимости перед случайностью — существование упорядоченности, определенности, закономерности в мире. Мир, построенный на основе случайности, представлял бы собой хаос.

Различие случайного и необходимого относительно, связано с объективной «системой отсчета». Необходимое и случайное являются таковыми только в определенных отношениях; не существует безотносительной необходимости и случайности. Каждое случайное событие является таковым лишь в отношении к более широкому и общему кругу событий, тенденций или условиям. В отношении к своей непосредственной причине любое случайное событие является необходимым.

Социалистическая революция выступает как необходимость по отношению к общему историческому процессу, капиталистической формации, но в этом отношении совершенно случайно то, в какой стране мира и в какое время она произойдет. Однако по отношению к условиям, сложившимся в мире и в России к октябрю 1917 г., Великая Октябрьская социалистическая революция не является случайностью.

В процессах развития случайное и необходимое своеобразно переходят друг в друга. Так, обмен товарами первоначально был случайным для общества, ибо осуществлялся эпизодически, не составлял коренное условие человеческого существования. По мере развития общества обмен товарами становится необходимостью. Использование орудий человекообразными обезьянами было случайным в том смысле, что оно не было выражением и условием приспособительного способа существования животных. Появление человека связано с систематическим, необходимым использованием орудий труда.

При поверхностном подходе может возникнуть впечатление, что необходимость возникает из случайностей, порождается случайностью. Так, утверждают, что биологическая эволюция с ее необходимостью, необходимыми качествами живого, рождается из массы случайностей. Однако порождение необходимости случайностью — бессмыслица. Как движение не может рождаться из абсолютного покоя, а является абсолютным, так и необходимость не порождается случайностью. Каждая новая необходимость рождается из старой необходимости при участии случайности, отклонений от старой необходимости, расшатывающих эту необходимость. Так, законы социализма рождаются не из случайных отклонений от законов капитализма, а из законов капитализма при участии случайностей. Законы биологической эволюции не рождаются из случайных мутаций, а определяют последние.

С позиций диалектического материализма бесконечный мир предстает не как «жесткий», фатально предопределенный, а как мир необходимого и случайного, в котором доминирующим является необходимость. При этом необходимость понимается как принадлежность бесконечно многообразного и развивающегося мира, а не конечного, законченного, механически повторяющегося. Необходимость развивающегося мира предполагает непрерывное возникновение нового, более сложного, а не фатальное повторение существующего «от века».

Человеческая сущность несет в себе частицу этой «необходимой и случайной» природы мира. Человек занимает отнюдь не случайное место в мире, а является продуктом необходимой природы мира. Человеческое существование имеет основу не в хаосе случайности, а в необходимой природе мира.

Необходимая и случайная (при примате необходимого) природа мира выражена в сущностных, родовых свойствах человека, в труде и мышлении, способностях и потребностях и т. д. Специфическим отражением этой природы мира является свобода и ответственность. Объективной основой человеческой свободы служит прежде всего необходимость — свобода согласно известному марксистскому определению — это познанная необходимость. Человек свободен прежде всего не вопреки объективной необходимости, а благодаря ее осознанию и использованию в деятельности. Существенным элементом объективной основы человеческой свободы является случайность, обусловливающая большое многообразие человеческих действий. Как «вывести» из глубинной природы мира человеческую ответственность, одно из важнейших сущностных свойств человека?

Наши рекомендации