Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе.

а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения) ... Из употребления слов "свобода воли" можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания и склонности» (Т. Гоббс).

б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком... Она есть бытие человека... Индивид полность.ю и всегда свободен» (Ж. П. Сартр).

в) «Свобода - это самовыражение личности; выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм).

г) «Свобода есть познанная необходимость» (Б. Спиноза).

6.7 Прочитайте следующие отрывки и ответьте на вопросы:

6.7.1 Диоген Лаэртский о Сократе: «Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» Или: «Он говорил, что лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьешь, когда не ждешь другого питья; чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам».

Если бы эти слова Сократа были произнесены однажды и не были подхвачены-повторены впоследствии многими людьми, то их можно было бы рассматривать лишь как житейские благоглупости. Но они были сказаны со значением и с расчетом на аудиторию. В этих словах не просто начало идеализма, противопоставления духа материи. В них — опасная жизненная философия, философия аскетизма, нищеты, пренебрежения к материальному, природному, естественному. А главное, в них попытка отрицания естественного стремления человека (как живого существа) к большему-лучшему. Живое по определению стремится к расширению, к повышению качества и количества жизни — во всех отношениях! И человек, как часть живой природы, никогда не удовлетворится достигнутым. Он, в сущности, и живет в этих «качелях»: удовлетворения — неудовлетворения, ограничения — выхода за пределы. Кто перестал стремиться к большему-лучшему — тот остановился в развитии-становлении, стал стариком по духу и, более того, живым мертвецом.

Вопросы:

а) Почему человек как часть живой природы никогда не удовлетворён достигнутым? Много ли человеку нужно?

б) Почему философия аскетизма, равно как и гедонизма, является опасной жизненной философией?

6.7.2 Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек — самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

Вопросы:

На чём основывался Диоген Синопский, говоря о двойственности человеческой природы – разумности и глупости? Приведите свои примеры подобной двойственности.

6.8 В известной книге Р.Брэдбери «451° по Фаренгейту» описана ситуация охоты на книги, которые специальная служба обнаруживает у обитателей города будущего, функционирующего на основе телевизионной культуры. Специальные пожарные команды сжигают книги вместе с домами их читателей и хранителей. Продолжая, по аналогии, эту мрачную картину, вообразите, что из библиотек всего мира изъяты и уничтожены все книги философского содержания, а из всех научных и художественных изданий начисто вымараны абзацы и даже строчки, несущие философский смысл.

Вопросы:

а)Как вы полагаете, что произойдет с духовной жизнью такого общества? Что случится с системой высшего образования? Какие еще изменения произойдут в системе воспитания?

б) Сможет ли общество, пережившее подобную духовную катастрофу, быстро оправиться от ее последствий?

в) Возможен ли в принципе отказ современного общества от усилий философской духовной деятельности? Как соотносится эта деятельность с системой современных средств массовой информации, с информационной культурой и различными моделями виртуальной реальности, порождаемые современной электронной техникой? Сохранится ли философия к концу XXI в.?

Попытайтесь развернуто аргументировать ваши ответы.

6.9У Аристотеля представление о ценности носит противоречивый характер. Ценность у него представляет собой одну из разновидностей блага: «из благ одни относятся к ценностям (timia), другие к хвалимым (epaineta) вещам, третья – к возможностям (dynameis). Ценным я называю благо божественное, самое лучшее, например, душу, ум, то, что изначально первопринцип и тому подобное. Причем ценимое – это почитаемое, и именно такого рода вещи у всех в чести. Добродетель тоже ценность. Хвалимое благо – это те же добродетели в той мере, в какой согласные с ними действия вызывают похвалу. Блага – возможности – это власть, богатство, сила, красота. Добродетельный человек сумеет воспользоваться ими для добра, дурной – для зла, потому такие блага и называют возможностями» («Большая этика»).

По мере усложнения форм человеческого общежития менялись и мировоззренческие представления о ценностях: от «смысла», «значимости» до «оценки» (в английском и немецком языках «ценность» выражается тем же словом, что и экономическое понятие «стоимость») и до идеи всеобщего блага.

Сейчас чаще всего говорят о существовании трех форм ценности:

1) ценность как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. К такого рода ценностям можно отнести общечеловеческие (справедливость, истина, красота) и конкретно-исторические (патриархат, равенство, демократия);

2) ценность как воплощение материальной и духовной культуры, включая и человеческие поступки (то есть конкретных предметных проявлений общественных ценностных идеалов - этических, эстетических, политических, правовых и пр.);

3) ценности социальные, преломляясь через личный жизненный опыт, жизненный выбор, закрепляются в психологической структуре личности как ценности личностные, активно влияющие на ее поведение.

Вопросы:

а) Выявите противоречия во взглядах Аристотеля на природу ценностей.

б) Определите различия в представлениях о ценностях у Аристотеля и в современном обществе.

Наши рекомендации