Вступительная часть – 5 мин
Вводное слово преподавателя для экономии времени должно быть предельно кратким (цель занятия, актуальность темы, ее связь с ранее изученной темой «Основные направления западноевропейской философии 2-й половины 19 – начала 20-го вв.», организационные и этические аспекты игры).
Основная часть – 65 мин.
Преподаватель последовательно предоставляет слово каждой из команд по направлениям:
- Домашнее задание - по 5 мин. на команду (всего 10 мин.).
- Выступления по теме – по 15 мин. на команду (всего 30 мин.).
- Ответы на вопросы – по 5 мин. на команду (всего 10 мин.).
Преподаватель предоставляет слово Экспертам (15 мин) по направлениям:
Анализ домашнего задания каждой из команд-соперниц (3 мин.)
Анализ выступлений представителей команд (10 мин.)
Выставление предварительных оценок в командном и индивидуальном зачете (2 мин.)
Заключительная часть – 10 мин.
Анализ преподавателем работы команд-соперниц и группы экспертов (5 мин.)
Утверждение оценок выступающим и выставление оценок группе экспертов (3 мин.)
Вручение грамот отличившимся (2 мин.).
Третий этапсовпадает с заключительной частью занятия, но не ограничивается ею. После окончания занятия преподаватель работает с «обратной связью»: внимательно просматривает видеозапись занятия (фотогазету), анализирует его ход, делает выводы для дальнейшей педагогической деятельности.
Результаты занятия преподаватель докладывает заведующему кафедрой, обращается с рапортом о поощрении отличившихся курсантов.
Далее приведем вариант сценария семинара по заявленной теме.
Сценарий
семинара по теме «Западная философия 20 в.»,
проводимого методом деловой игры (вариант)
Цель: уяснение и закрепление знаний по теме.
Задачи:
- формирование субъект-субъектных отношений между курсантами и преподавателем;
- активизация мыслительной деятельности курсантов через закрепление навыков анализа литературы по теме и подготовки выступлений (синтеза);
- снятие когнитивных и коммуникативных барьеров;
- формирование навыков групповой работы…
Материально-техническое обеспечение:
Учебная доска, мел;
фото- и видеоаппаратура;
листы бумаги формата А-4, лист ватмана, ручки, карандаши;
карточки для группы экспертов;
грамоты
Роли. Учебная группа делится на 3 подгруппы (команды):
– группа экспертов (Эксперты);
- группа, представляющая взгляды философов-экзистенциалистов («Экзистенциалисты»);
- группа, представляющая взгляды неопозитивистов и основные положения аналитической философии («Неопозитивисты»).