Занятие 3. Наука как цивилизационный феномен
1. Наука как феномен техногенной цивилизации.
2. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной
рациональности.
3. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.
Темы для докладов и дискуссий
1. Специфика становления научного сознания в культурных традициях
Запада и Востока.
2. Образ науки в культуре постмодерна.
3. Будущее науки как философская проблема.
Основная литература
Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. М., 1973.
Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой.
М., 2000.
Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.
Лось В.А. История и философия науки: основы курса: Учеб. пособие. М., 2004.
Пугач Б.Я. Фундаментальные проблемы истории и философии науки: Учеб.
пособие для студ. вузов. Харьков. 2004.
Дополнительная литература
Игнатьев А.А. Ценности науки и традиционное общество // Философские науки. 1991. № 3.
Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.
Наука, теология, постмодерн. Ч.1 и 2. Харьков, 2002.
Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1998.
Печенкин А.А. Закономерности развития науки // Вестник Моск. Ун-та. Серия.7. Философия. 1996. № 3.
Постмодернизм в философии, науке и культуре. Харьков. 2000.
Принципы историографии естествознания. Теория и история. М.,1993.
Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. М., 2004.
Философско-религиозные истоки науки. М., 1997.
Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание. СПб., 2000.
Занятие 4. Структура научного познания и его основные формы
1. Понятие эмпирического базиса научной дисциплины. Факт как форма
научного знания.
2. Абстрактные объекты теории и их системная организация.
3. Проблема и гипотеза как формы научного поиска и организации знания.
Темы для докладов и дискуссий
1. Особенности процедуры интерпретации результатов исследования в
неклассической и постнеклассической науке.
2. Проблема обоснования и проверки гипотез в современном научном
познании.
3. Проблема лидера в современном естествознании.
Основная литература
Елсуков А.Н. Эмпирическое познание и факты науки. Мн., 1981.
Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: Учеб. пособие.
М., 1998.
Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов / Кохановский и др. Ростов н/Д. 2004.
Папковская П.Я. Методология научных исследований: Курс лекций. Мн., 2002.
Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для студ.
вузов. М., 1999.
Степин В.С. Структура научного знания и историко-научная реконструкция //Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982.
Философия науки: Учеб. пособие //Под ред. Лебедева С.А. М., 2004.
Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.
Дополнительная литература
Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.
Берков В.Ф. Строение и генезис научной проблемы. Мн., 1983.
Бургин М.С., Кузнецов В.И. Соотношение законов и принципов в научной
теории // Вопросы философии. 1990. № 1.
Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М., 1973.
Касавин И.Т. Теория как образ и понятие. Вопросы философии. № 3. 2001
Объяснение и понимание в науке М., 1982.
Розов М.А. О структуре теории // Человек. Наука. Цивилизация. М., 2004.
Степин В.С. Становление научной теории. Мн., 1976
Печенкин Ф.Я. Обоснование научной теории. М., 1991.
Пископпель А.Ф. Научная концепция: структура, генезис. М., 1999.
Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999.
Хилькевич А.П. Решение проблем в науке, технике, практической
деятельности. М., 1999.
Эзер Э. Динамика теории и фазовые переходы // Вопросы философии.
1995. № 10.
Занятие 5. Социокультурная детерминация научного познания
1. Научная картина мира и ее функции в исследовательском процессе.
2. Структура идеалов и норм научного исследования. Общие и особенные
черты в содержании познавательных идеалов и норм.
3. Философские основания науки и проблема интеграции научного знания в
культуру эпохи.
Темы для докладов и дискуссий
1. Особенности стиля мышления современной науки.
2. Проблема потенциально возможных историй науки.
3. Наука как социальный куматоид.
Основная литература
Зеленков А.И. Мировоззренческие компоненты в структуре современного образа науки // Мировоззренческие структуры в научном познании. Мн., 1993.
Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания.
М., 1987.
Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной
цивилизации. М., 1994.
Дополнительная литература
Визгин В.П. О проблеме научных революций и их типологии // Человек. Наука.
Цивилизация. М., 2004.
Естественнонаучное познание: изменение методологических ориентаций. Киев, 1993.
Идеалы и нормы научного исследования. Мн., 1981.
Князева Е.Н. Синергетическая модель эволюции научного знания //Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М. ,1996
Мировоззренческие структуры в научном познании. Мн., 1993.
Научные революции в динамике культуры. Мн., 1987.
Научный прогресс. Когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993.
Печенкин А.А. Закономерности развития науки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1996. № 3.
Степин В.С. Основания науки и их- социокультурная размерность //Наука
в культуре. М., 1998.
Традиции и революции в истории науки. М., 1991.
Занятие 6. Научное исследование как предмет методологического анализа
1. Специфика философско-методологического анализа науки.
2. Статус и функции общенаучной методологии познания.
3. Частнонаучные и дисциплинарные методы познания.
Темы для докладов и дискуссий
1. Природа и возможности инновационной методологии науки.
2. Синергетика и становление нелинейной методологии познания.
3. Ситуационная методология “case studies”
Основная литература
Берков В.Ф. Общая методология. М., 2001.
Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.
Егоров Ю.Л. Методологические проблемы современного научного познания. М., 1993.
Симанов А.Л., Стригачев А.И. Методологические принципы физики: общее и особенное. Новосибирск, 1992.
Философия и методология науки: Учеб. пособие / Под ред. Купцова В.И. М., 1996.
Дополнительная литература
Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен) М., 1996.
Аршинов В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997.
Мартынов О.В. Методология научного творчества: Конспект лекций и материалы для семинарских занятий. Тула. 2000.
Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли.М., 1997.
Перспективы научного разума и методологический дискурс. Мн., 2000.
Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.
Системный подход в современной науке. М., 2004.
Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие. М., 2003.
Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
Занятие 7. Средства и методы научного исследования
1. Основные методы эмпирического и теоретического исследования
(применительно к научной специальности аспиранта).
2. Общелогические методы в структуре научного исследования.
3. Проблема языка науки. Роль искусственных языков в современном
научном познании.
Темы для докладов и дискуссий
1. Идеал непротиворечивости и проблемные ситуации в науке.
2. Научное знание и его компьютерный образ.
3. Методологические новации в современном естествознании.
Основная литература
Барков Л.М. Роль эксперимента в современной физике // Философия науки. Новосибирск, 2001, № 3.
Воробьев А.Я., Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. Мн., 1989.
Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.
Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Мн., 1974.
Дополнительная литература
Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1992.
Баранцев Р.Г. Методология современного естествознания. М., 2002.
Методы научного познания и физика. М., 1984.
Моделирование сложных систем и виртуальная реальность М., 1995.
Наука, технология, вычислительный эксперимент. М. Наука. 1993.
Никитин Е.П. Объяснение -- функция науки. М., 1970.
Сачков Ю.В. Проблемы методологии современного естествознания. М., 1998.
Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.
Яблонский Л.И. Модели и методы исследования науки. М., 2001.
Язык и наука конца ХХ века. М., 1995.
Занятие 8. Основные формы организации научной
деятельности
1. “Малая” и “большая” наука”.
2. Академическая, ведомственная и вузовская наука: цели, задачи и
перспективы развития.
3. Ролевые отношения в науке: сущность и динамика.
Темы для докладов и дискуссий
1. Фундаментальные и прикладные теоретические исследования: проблема
статуса и приоритета в современном научном познании.
2. Наука и образование. Университет как научный центр.
3. Социальная мобильность и изменение статуса ученого в современном
обществе.
Основная литература
Мертон Р. Амбивалентность ученого М., 1965.
Прайс Д. Малая наука, большая наука // Наука о науке. М., 1968.
Социальная динамика науки. М., 1996.
Философия науки: Учеб.пособие /Под ред. Лебедева С.А. М., 2004.
Школы в науке. М., 1977.
Дополнительная литература
Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные
произведения. М., 1990.
Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1998.
Научная деятельность: структура и институты: Сб. переводов. М., 1980.
Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973.
Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Междунар. ежегодник. СПб., 1969-2002. Вып. 1-13.
Степин В.С. Наука и образование в контексте современных цивилизационных
изменений // Наука и образование на пороге третьего тысячелетия.
Мн., 2001.
Хайтун С.Д. Наукометрия: состояние и перспективы. М., 1983.
Храмов Ю.А. Научные школы в физике. Киев, 1987.
Занятие 9. Коммуникативные и социальные аспекты научного исследования
1. Полемика и дискуссия как формы коммуникации в науке.
2. Праксеологическая функция науки и основные виды социальных технологий.
3. Наука и политика.
Темы для докладов и дискуссий
1. Конкуренция и конфликты в науке: сущность и пути разрешения.
2. Наука и власть.
3. Феномен экспертократии и прерогативы “научного разума” в решении социальных проблем.
Основная литература
Коммуникация в современной науке. М., 1976.
Наука и власть. М., 1990.
Наука и технология. М., 1990.
Никитин Е. П. Открытие и обоснование. М., 1988.
Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
Дополнительная литература
Ивин А.А. Основы теории аргументации М., 1997.
Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука. М., 2002.
Психология науки. М., 1998.
Язык и наука конца ХХ века. М., 1995.
Яковлев В.А. Инновация в науке, М., 1997.
Занятие 10. Наука и социальные ценности
1. Наука в системе социальных ценностей.
2. Этос науки: структура и динамика.
Темы для докладов и дискуссий
1. Наука и ценности техногенной цивилизации.
2. Традиционность науки и виды научных традиций.
Основная литература
Наука в системе социальных ценностей. М., 1995.
Наука и ее место в культуре. Новосибирск. 1990.
Наука и ценности. Новосибирск. 1987.
Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10.
Дополнительная литература
Злобин Н.И. Культурные смыслы науки. М., 1997.
Игнатьев А.А. Ценности науки и традиционное общество // Философские науки. 1991. № 3.
Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.
Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. М., 1999.
Социокультурный контекст науки. М., 1998.
Ценностные аспекты развития науки. М., 1990.
Занятие 11. Этические проблемы современной науки
1. Возможности и границы науки.
2. Объективная логика развития науки и моральная ответственность ученого.
Темы для докладов и дискуссий
1. Гуманизация современного научного дискурса: надежды или возможности
реализации?
2. Гуманитарная экспертиза в современной науке: дилемма рациональности и
эффективности.
Основная литература
Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
Гачев Т.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. М., 2003.
Проблема гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. М., 1991.
Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М., 1986.
Ценности познания и гуманизация науки. М., 1992.
Дополнительная литература
Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.
Гуманитаризация науки и образования в переходный период. Мн., 2000.
Динамика научного знания и гуманистические параметры современной науки. М. ,1994.
Естествознание в гуманитарном контексте. М., 1999.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
Порус В.Н. Парадоксы научной рациональности и этики: попытка аналогии //
Философия и социологическая мысль. Киев.1992. № 3.
Человеческое измерение науки. Воронеж., 1995.
Юдин Б.Г. О возможности этического измерения науки // Человек.2000. № 5.
Занятие 12. Социально-гуманитарное познание как предмет философского анализа
1. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Место и роль социально-гуманитарного знания в современном мире.
2. Многообразие форм социально-гуманитарного познания
3. Проблема истины в социально-гуманитарного познании. Истина и ценность, истина и правда.
Темы для докладов и дискуссий
1. Монологизм и диалогизм как модусы социогуманитарного познания.
2. Знание, ценности, интерес: проблема социальной ангажированности обществознания.
Основная литература
Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского знания. М., 1995.
Аутвейт У. Реализм и социальная наука / Социо-Логос. М., 1991.
Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М., 1988.
Теория познания: В 4 т. Т.4. Познание социальной реальности. М., 1995.
Дополнительная работа
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. ,1995.
Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности. М., 1987.
Бахтин М.М. Работы 20-х годов, Киев, 1994.
Данто А. Аналитическая философия истории. М., 2002.
Дильтей В. Введение в науки о духе/ Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.
Кемеров В.Е. Методология обществознания. Свердловск, 1990.
Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.
Проблема метода социально-гуманитарного познания. М., 1989.
Рикёр П. История и истина. СПб., 2002.
Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991.
Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн., 1991.
Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. № 4-5.
Занятие 13. Философско-методологические проблемы социально-гуманитарных наук
1. Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарного познании. Проблема классификации социальных и гуманитарных наук.
2. Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии. Специфика исторического познания.
3. Философско-методологические основания политологического и правового познания.
4. Философия и экономика: методологические регулятивы современного экономического познания.
Темы для докладов и дискуссий
1. Структуралистская и постструктуралистская программы анализа социогуманитарного знания.
2. Философская герменевтика как методология современного социогуманитарного познания.
3. Проблемы и перспективы освоения междисциплинарных методологий в социально-гуманитарном познании.
Основная литература
Арон Р. Избранное: измерения исторического сознания. М., 2004.
Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.
Проблемы методологии социального познания. Л., 1984.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
Теория познания: В 4 т. Т.4. Познание социальной реальности. М., 1995.
Дополнительная работа
Алексеев С.С. Философия права. М., 1997.
Виндельбандт В. Избранное: Дух и история. М., 1995.
Гаджиев К.С. Политическая философия. М., 1999.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.
Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.
Осипов Ю.М. Философия хозяйства. М., 1997 (2000).
Панарин А.С. Философия политики. М., 1996.
Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М. ,1995.
Самсин А.И. Основы философии экономики. М., 2003.
Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.
Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
Цивилизационные исследования. М., 1996.