Философия как особый тип мировоззрения. Отличие философии от мифологии и религии.

Введение

В данной работе будут рассмотрены вопросы возникновения философии как нового типа мышления, её отличия от мифологии и религии. Будут рассмотрены основные вопросы философии, а также функции философии и структура философского знания.

Прежде, чем рассматривать отличия философии от мифа и религии, следует обратиться к истории возникновения философии. Если обратиться к истории Древней Греции и попытаться отследить зарождение философии, то следует отметить, что с течением времени и по мере экономического развития Греции происходит культурное и социальное развитие – происходит становление греческого полиса и классической культуры античной Греции. Одновременно с этим происходит и расслоение общества, выделяется аристократия. Поскольку общество достигло определенного социально-экономического развития, то оно может позволить себе выделить элиту, которая не будет задействована в производстве, а будет заниматься непосредственно культурой. То есть, по сути, общество становится способным позволить себе такую роскошь, как содержание у себя на иждивении культурной элиты – жрецов, врачей, аристократов и т.д. Поэтому философия и рождается именно в аристократической среде. Свободная от повседневных забот простых граждан полиса и живущая в достатке аристократия способна была отдавать свое свободное время наблюдению за миром, чтению, и, конечно, размышлению. Вообще, философия (с греческого filia — любовь и sofia — мудрость) изначально воспринимается как сугубо дело аристократов. Если обратиться к биографиям Пифагора, Гераклида, Парменида, Анаксагора, Ксенофонта, Платона и многих других, то можно увидеть, что все они были представителями знатных и богатых семей элиты общества - аристократии, жречества, лекарей и т.д.

Философия как особый тип мировоззрения. Отличие философии от мифологии и религии.

Философия возникает в культурной среде, наполненной мифом. Миф рождается из попытки человека осмыслить окружающий мир. Природа, окружающая человека персонифицируется, обретает личностные качества. Например, в египетской мифологии фазы Луны – это космическая борьба двух. Разливы Нила ассоциируются с жизненными циклами речного божества, а солнце – это ни что иное, как огненный шарик, который божество в виде жука-скарабея катит перед собой по небосводу. В Греции же солнце – огненная колесница. В лесах обитают лесные духи (в славянской мифологии – лешие, у греков - дриады), в реках и озерах полно водных духов (у славян – русалки и водяные, у греков – нимфы), даже в каждом доме у человека живет дух – домовой. Мифологией люди объясняли мироустройство, определяли свои взаимоотношения со всеми этими духами и божествами, подкармливали их и задабривали подарками и жертвами. Как говорил древнегреческий философ Фалес Милетский: «Всё полно богов». Почему, собственно, планеты носят названия античных богов? Потому что древние в это и верили, что эти блуждающие огоньки на небесах – это небожители, олимпийские боги.

Отличительной чертой мифологии, что она передается в основном на устном уровне – в виде мифов, легенд и сказаний, неких традиций, веры в приметы и талисманы, в виде традиционных народных обрядов. Собственно слово «язычество», как обозначение верований, образовано от славянского слова «язык», означающее «народ» (то есть те люди, которые говорят на одном общем языке). То есть дословно «язычество» означает «народничество» – система верований, культов, сказаний, легенд, обрядов и традиций, хранимых народом. Таким образом, мифология– особая образно-эпическая форма постижения мира.

В мифологии отражается непосредственное, основанное на эмпирическом опыте коллективное мышление, нацеленное на определение места человека в мире природы. Поэтика мифов строится на аллегорических образах и метафорах, имеющих многозначное толкование. Их эпическая форма представляет мир в обобщенном виде, как данность, не требующую объяснения. Как писал об этом Андре Мальро: «Для древнего грека мифы, как правило, были частью истории – и не более того. Он выпускал наружу демонов своей души, воплощая их в мифах».

Миф не ставит перед собою задачу познания мира, мифология решает задачу осмысления этого мира и места в нем человека. Отсюда вытекает невозможность выделить в них предмет познания. Это, а также наивность мистических представлений отнюдь не умаляет значение мифологии как мощного пласта духовной культуры. Именно на ее почве развилось философское мышление, в центре внимания которого оказались человек, его чувства, язык, мораль, творчество, закономерности исторических процессов и природных явлений.

Философия в каком-то смысле рождается из противопоставления себя мифу. Это попытка рефлексии (лат. reflexio - обращение назад) – то есть попытки задаться вопросом: «А действительно ли всё в мире так, как мне говорил мои деды и прадеды?». И человек наблюдает за миром, пытаясь осмыслить его без опоры на миф и легенду, но делает это самостоятельно, или, по крайней мере, пытается это делать. Одна из историй о рождении философии рассказывает нам такой случай. В один из греческих полисов прибыл философ, и его представили местному правителю. Правитель спросил: «Кто ты?» Тот ответил: «Я философ?» Правитель тогда спросил: «Я никогда не слышал о таком. Кто такой философ?» Тогда мыслитель ответил: «Представь себе рынок, где торговец зазывает покупателей, покупатели смотрят на товар – каждый занят своим делом. А философ – это тот, кто наблюдает за всем этим».

Философия направлена в первую очередь на осмысление уже сложившихся разнообразных форм практики, культуры. Философы подвергают этот многообразный материал рефлексии и тем самым осмысливают всеобщее. Цель философского поиска – через частное и общее обнаружить всеобщее. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир - человек».

Религия в отличие от философии в первую очередь строится на принципе откровения – живого переживания человеком потустороннего мира – мистическом опыте. По основной версии слово религия происходит от латинского глагола religare – связывать, привязывать, что должно означать живую связь человека с миром Божественным, живое ощущение и получение человеком некоего сакрального знания свыше – откровения. Так или иначе, религия строится на откровении. Примитивные магические культы строятся на откровениях неких местных духов, или богов племени, связь же с миром духов осуществляет шаман или оракул. В монотеистических религиях – это откровение Бога – Создателя вселенной через Его пророков. Итак, религия– это упорядоченная система взглядов и убеждений, основанная на вере в высший разум и божественное духовное начало, которым подчинена человеческая жизнь и всё происходящее на земле.

Философ же не пытается вступить в связь с высшими силами, философ полагается на свои собственные наблюдения и свои собственные размышления и выводы. Итак, основополагающими в религиозном мировоззрении являются культ и откровение, попытка получить знания извне, из-за пределов космоса. Философ же находясь внутри космоса, наблюдает за ним, и свои размышления основывает на собственных мыслях.

Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, то есть мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные между собой определенными логическими законами.

Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к их разрешению. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира и другие, а также весь объем позитивного (положительного, полезного) знания, которое на протяжении тысячелетий накапливало человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума.


Наши рекомендации