Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина
1. «Пророк» (1826) - ямб
15. С какой целью автор берет за основу стихотворения библейский сюжет?
Как известно, в стихотворении «Пророк» А.С.Пушкин предлагает поэтическую вариацию на тему шестой главы библейской «Книги пророка Исайи». Чтобы понять, с какой целью автор обращается к подобному сюжету, необходимо вспомнить о том, как понимал А.С.Пушкин суть поэтического творчества в целом. Для него поэзия – это дар свыше, дар, «завещанный от Бога». Поэт был убежден, что его задача выполнять высокое предназначение: стать голосом Творца, «глаголом жечь сердца людей».
Кроме того, стихотворение «Пророк» было посвящено трагической годовщине разгрома декабристского восстания. В этом смысле образ пушкинского поэта-пророка продолжает и развивает традиции поэтов-декабристов, в лирике которых библейский пророк приобретал аллегорический смысл, ассоциировался с поэтом-гражданином. В своем стихотворении А.С.Пушкин также придает библейским мотивам политическое звучание: призвание поэта-пророка – стать глашатаем правды, проповедником истины, неподкупным судьей и обличителем общественного зла.
16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. при решении темы творчества возникает образ поэта-пророка и в чем он близок пушкинскому?
Образ поэта-пророка, столь востребованный в декабристской поэзии и несколько переосмысленный А.С.Пушкиным, в дальнейшей литературной традиции также неоднократно возникает в творчестве поэтов различных литературных направлений.
Так, в качестве наиболее показательного примера мне хотелось бы обратиться к стихотворению «Пророк», написанному уже почти в конце жизни М.Ю.Лермонтовым. В основе произведения – трагический конфликт между поэтом, который, как и у Пушкина, наделен «всеведеньем пророка», и слепой, злобной, порочной толпой. Слова любви и правды не нужны миру, поэтому изгнанный пророк обречен жить в пустыне. Именно там он обретает гармонию с собой: он, подобно птицам, живет «даром божьей пищи», все мирозданье с ним, звезды радостно внимают ему. Сила поэта-пророка в крепости веры, в твердости духа. Это, по мысли М.Ю.Лермонтова, новый путь к миру – путь через прощение и молитву.
К образу поэта-пророка обращается в своей лирике и Н.А.Некрасов. Можно вспомнить в этой связи стихотворения «Пророк», «Памяти Белинского», «Памяти Добролюбова». В них поэт воскрешает символический образ пророка, восходящий к поэзии декабристов и содержащий социально-бунтарский аспект. При этом важно подчеркнуть, что лирический герой Некрасова не отождествляется с пророком, как у Пушкина или Лермонтова. Для некрасовского лирического героя это некий эталон, объект преклонения, причем пророк вовсе не обязательно должен быть поэтом, главное – его гражданская позиция.
2. «Поэт» (1827)- ямб.
15. Почему автор стихотворения называет лиру «святой»?
Пушкинское стихотворение «Поэт» входит в цикл поэтических деклараций, утверждающих в сознании русского читателя новый и еще не виданный в России высокий общественный статус поэта и поэзии. В понимании А.С.Пушкина, поэзия – это дар свыше, дар, «завещанный от Бога», а предназначение поэта - стать голосом Творца. Именно поэтому в стихотворении использованы столь знаменательные эпитеты: глагол «божественный», лира «святая», жертва «священная». Раскрытию сути творчества как религиозного призвания способствует двухчастная композиция. Поэт принадлежит двум мирам: в первой части он представлен в своей житейской ипостаси, где он такой, как все, а может быть, и ничтожней всех, а во второй под воздействием «божественного глагола» он переносится из «суетного света» в мир творчества, возникает мотив побега, уединения в природе. Только в миг творчества его святая лира способна заговорить голосом Создателя.
16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. звучит мысль о творчестве как о даре свыше?
Сходное отношение к творчеству, признание высокого статуса поэта и поэзии наиболее характерно для поэзии Серебряного века. В качестве наиболее показательного примера мне хотелось бы обратиться к лирике А.А.Блока и А.А.Ахматовой.
Так, в стихотворении «Художник», развивая тему пушкинского «Поэта», А.Блок исследует творческий процесс рождения стиха. Вначале, в отсутствие вдохновения, поэт испытывает «скуку смертельную», затем, наконец, возникает «легкий, доселе не слышанный звон». Однако в изображении символиста А.Блока творческий процесс не столько служение поэта-жреца искусству, сколько мученичество, ведь суть творчества, в его представлении, это убийство живой материи, заключение ее в клетку поэтической формы. Этот парадокс творчества поэт переживает как некое проклятие.
Еще один пример – ахматовское стихотворение «Творчество», в котором также «схвачен» и запечатлен загадочный и непостижимый для обыденного человеческого сознания процесс рождения поэтических строк в сознании поэта. Кажется, что творчество – это свободное, существующее вне человека, в каком-то надмирном пространстве, состояние. В определенный момент на поэта – избранника небес нисходит вдохновение, а он лишь отвечает внешнему зову и придает законченную форму стихийному потоку таинственных звуков, «шепотов и звонов», «жалоб и стонов», воспроизводит надиктованное мирозданием.
3. «Подражания Корану» (1824) - амфибрахий
15. С какой целью, размышляя о предназначении поэта и поэзии, А.С.Пушкин обращается к Корану?
Известно, что в примечаниях к «Подражаниям Корану» А.С.Пушкин писал: «…многие нравственные истины изложены в Коране сильным и поэтическим образом». Данные впечатления поэта во многом объясняют его интерес к восточной мудрости. А.С.Пушкина привлекло в Коране то, что это кладезь мудрости, а для него поэтическая мудрость была не только самой впечатляющей, но и самой глубокой.
IX, завершающее стихотворение цикла, носит явно притчевый характер. Его лирический герой подобен герою «Пророка»: одинокий «путник усталый», томящийся от жажды, зноя, измученный физическими страданиями, ропщет на Бога. Он потерял надежду на спасение, не осознает Божественного присутствия в мире, не верит в его постоянную заботу и близок к утрате веры. Однако Господь являет чудо: постаревший во время долгого сна путник вновь обретает молодость. Мифологический сюжет «смерти-возрождения» позволяет автору создать символическое представление о жизненном пути человека от заблуждения к истине, от неверия к вере, от мрачного разочарования к оптимизму. Вместе с тем, «воскресение» лирического героя – это духовное возрождение поэта-пророка, призванного проповедовать людям правду.
16. В каких еще стихотворениях XIX – XX вв. возникает образ лирического героя – одинокого странника, путника, ищущего истинный путь в жизни.
Черты, которыми наделил А.С.Пушкин своего героя – одинокого, усталого путника прослеживаются и в героях произведений других поэтов как XIX, так и XX вв.
Во-первых, в качестве показательного примера хотелось бы обратиться к романтической лирике М.Ю.Лермонтова, для которой подобный герой достаточно характерен. Вспомним программные стихотворения поэта «Выхожу один я на дорогу» и «Пророк». С пушкинским «Подражанием Корану» их сближает не только образ лирического героя - одинокого странника-скитальца, ищущего свой истинный путь, но и хронотоп пустыни. При этом хотелось бы подчеркнуть, что пустыня в стихотворениях как Пушкина, так и Лермонтова это не только безотрадный край изгнания, символ опустошенной жизни, но и место уединенного свидания со вселенной, место прозрения и обретения себя.
Во-вторых, интересно рассмотреть в этой связи стихотворение Б.Л.Пастернака «Гамлет». Лирический герой ощущает себя актером на сцене жизни. Ему предстоит найди свой путь в «сумраке ночи», в противостоянии лжи и фарисейству. Как и лирический герой Пушкина и Лермонтова, он одинок, противопоставлен лицедейской толпе. Несмотря на то, что лирический герой Пастернака осознает неотвратимость конца, им движет идея долга и осуществления своего высокого предназначения.
4. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) - ямб
15. Что, по мысли автора стихотворения, дарует ему бессмертие в веках?
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» представляет собой своеобразное поэтическое завещание А.С.Пушкина, в котором поэт, как и его предшественники, обращавшиеся к данной теме, подводит итог творческой деятельности, оценивает свои поэтические заслуги, формулирует свои права на бессмертие в веках. Он говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной, но и пророчески предсказывает, что его поэзия станет всемирным достоянием. Свой «нерукотворный памятник» А.С.Пушкин связывает и существованием поэзии как непреходящей ценности. Однако полную и одновременно емкую оценку идейного смысла собственного творчества поэт излагает в четвертой строфе. Он утверждает, что право на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой пробуждал «чувства добрые». Кроме того, пушкинская поэзия была проникнута свободолюбивыми настроениями, духом свободы, прославлять которую в «жестокий век» было непросто.
В финале стихотворения поэт по традиции обращается к Музе, которая должна быть послушна лишь «веленью Божию», то есть внутреннему голосу, голосу совести и правды, и следовать собственному высокому предназначению. Это и будет, по мысли А.С.Пушкина, залогом бессмертия поэта в веках.
16. В произведениях каких еще поэтов возникает тема творчества-памятника?
Тема творчества-памятника достаточно частотна для литературы как XIX, так и XX веков. Многие поэты на определенном этапе своего пути задумываются о предназначении собственного творчества, о том, что они оставят после себя.
Так, оценка собственной литературной деятельности, осмысление роли и места поэзии в жизни отдельного человека и общества в целом всегда занимали Г.Р.Державина. Вполне закономерно, что наиболее полное освещение эти проблемы получили в итоговом стихотворении поэта «Памятник». Рассуждая о памяти, оставленной потомкам, он прежде всего стремится обозначить собственные новаторские достижения в поэзии. В этом смысле особую значимость, как и у А.С.Пушкина, приобретает четвертая строфа, где перечислены важнейшие художественные открытия Г.Р.Державина: это и настойчивое утверждение идей просвещения в образе «добродетелей Фелицы»; и образ «забавного русского слога», в котором поэт воплотил свое понимание переходного духа собственного творчества; и категория «душевной простоты», отсылающая к оде «Бог»; и, наконец, способность говорить «истины царям» с улыбкой поэт тоже обозначает как характерную черту своего творчества.
Еще одним показательным примером в этом смысле является поэма А.Ахматовой «Реквием», которую можно воспринимать как исповедь-самоанализ душевного состояния лирической героини, проходящей по всем кругам адских мук утраты сына, как откровение всех матерей, жен, сестер. Лирическая героиня не только мать, но и поэт, призванный навеки запечатлеть ужас происходящего. Столь высокая роль, отводимая поэту, органически влечет за собой тему памятника. Симптоматично, что он видится Ахматовой на месте тюремных очередей: здесь ее характер был окончательно сформирован страданием, столь грандиозным, что даже памятнику не дано до конца окаменеть или застыть в бронзе: подтаявший снег струится, как слезы. Здесь лирическая героиня не сможет забыть о прошлом, а память, по Ахматовой, - это и залог того, что страшные годы не повторятся, и долг поэта перед эпохой.
5. «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) - ямб
15. С какой целью А.С.Пушкин для выражения поэтических переживаний обращается к форме диалога?
Размышляя о предназначении поэта, о судьбе поэзии в свою эпоху, полемизируя с идейными противниками, А.С.Пушкин намеренно избирает для выражения своих мыслей форму диалога. Оппонент лирического героя-поэта - книгопродавец становится обобщенным образом тех идей, которые были неприемлемы для поэта.
Итак, в основе композиции стихотворения – столкновение двух полярных точек зрения на творчество. Поэт считает истинным творением лишь то, что создано страстью, душевным волнением, неравнодушием, жизненным опытом. Для книготорговца же поэзия – это баловство, легкая игра, за которую неплохо платят, если выгодно представить ее власть имущим.
С точки зрения А.С.Пушкина, вдохновение созерцательно и бескорыстно лишь тогда, когда к нему не примешивается мысль о славе, когда его не занимают корыстные цели, когда поэта не тревожит оценка толпы, не вызывая желания угодить ее вкусам, модам. В момент творчества поэт должен быть неподкупным: он служит не себе, а Богу. Вместе с тем, Пушкин был первым профессиональным поэтом, зарабатывавшим на жизнь творчеством. Тем, кто считал, что поэт продает свой талант, он ответил знаменитой фразой, которую вложил в уста книгопродавца: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
Таким образом, избранная А.С.Пушкиным в данном стихотворении форма диалога-спора позволила поэту последовательно и убедительно изложить свою точку зрения на творчество как и любой другой уважаемый труд, как на возможность зарабатывать на жизнь своей профессиональной деятельностью.
16. Какие еще поэты XIX – XX вв. обращались к подобной форме выражения авторского сознания?
Такая форма выражения авторского сознания, как диалог достаточно широко распространена в литературе как XIX , так и XX вв. Интерес к ней обусловлен, на мой взгляд, возможностью не открыто изложить истину, а проследить путь ее поиска в ходе столкновения различных полемичных позиций. В связи с этим показательно, что русский поэты часто обращались к форме диалога, размышляя о творчестве, о целях и задачах искусства, о месте и роли поэта в жизни общества.
Так, в качестве примера, во-первых, хотелось бы вспомнить стихотворение-диалог Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин», в котором выразились драматические раздумья поэта о соотношении высокой гражданственности и поэтического искусства, художественности. Полемизируя с «избранником неба» - поэтом, гражданин провозглашает высокий гражданский долг перед Родиной, сравнивая его с сыновним долгом. Он убеждает поэта - «глашатая истин вековых» в том, что бедняк, не имеющий куска хлеба, также достоин «вещих струн». Гражданин призывает служить искусству и одновременно жить для блага ближнего, подчинить свой гений «чувству Всеобнимающей Любви». Таким образом, подобно своему гениальному предшественнику А.С.Пушкину Н.А.Некрасов пытается совместить высокое искусство и высокую гражданственность. Не случайно в стихотворении возникает упоминание о поэтическом гении Пушкина, гармонично сочетавшем эти два начала. Это и есть тот поэтический идеал, о котором говорит гражданин. К сожалению, отмечает автор, после ухода Пушкина «не видно солнца ниоткуда», «золотой» век русской поэзии остался в прошлом.
Во-вторых, необходимо обратиться к стихотворению В.В.Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии», которое уже самим названием вызывает в памяти пушкинское стихотворение. Близки они и по тематике: и в том и в другом поэт пытается рассказать о своих «трудах» человеку, далекому от творчества. Но в отличие от пушкинского диалога, «поэт» Маяковского обращается к собеседнику в воображении, словно готовясь ответить на пункты «анкеты». Его интонация постоянно меняется, он пробует разные формы убеждения и, наконец, резко обрывает разговор, заявив чиновнику, что теперь «можете писать сами». Как и у Пушкина, в стихотворении Маяковского «поэт» оказывается чужд тем, кто не понимает, что поэтическое слово – их «бессмертие». За этой пронзительной исповедью «фининспектору» отчетливо прослеживается главная цель стихотворения – изложить авторскую концепцию творчества.