Раздел III . Философские проблемы социальных и гуманитарных наук
1. Проблема классификации социальных и гуманитарных наук. Специфика социально-гуманитарного познания.
2. Науки о природе и науки о духе: возможности и проблемы компаративного анализа.
3. Специфика, структура и функции социальных теорий.
4. Объяснение, понимание, интерпретация как познавательные процедуры.
5. Ценностная природа социально-гуманитарного познания.
6. Пространство, время, хронотоп в гуманитарном знании.
7. Основные исследовательские программы в обществознании: натуралистическая, культурно-историческая, социологическая и др.
8. На пути к теоретическому синтезу в социально-гуманитарном познании. (Э. Гидденс, Н.Луман, П. Бурдье, Ю.Хабермас).
9. Структуралистская программа исследования социально-гуманитарного знания (Ф.де Соссюр, К.Леви-Стросс, Ж.Лакан).
10. Структурализм в истории. Учение об эпистеме М.Фуко.
11. Интерпретация социально-гуманитарного познания в постструктурализме (Ж.Деррида, Ж.Делез, Ф.Бодрийяр и др.).
12. Современная культура и ситуация постмодерна в философии.
13. Герменевтика как методология исторического познания (Х.-Г.Гадамер).
14. Марксизм и социально-критическая стратегия развития постклассической философии.
15. Становление и развитие неомарксизма. Традиционная и критическая социальная теория.
16. Наука как социальный институт.
17. Наука и социальные технологии в современном обществе.
18. Мировоззренческая и инструментальная ценность современной науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
19. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
20. Социальные ценности и нормы научного этоса. Социальный контроль над наукой.
вопросы для экзамена
1. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии.
2. Основные проблемы феноменологии Э. Гуссерля.
3. Неопозитивизм как философия науки ХХ века.
4. Постпозитивистские концепции развития науки (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
5. Экзистенциализм в Германии (М.Хайдеггер. К. Ясперс).
6. Экзистенциализм во Франции (Ж.-П. Сартр, А.Камю).
7. Герменевтика как методология исторического познания (Х.-Г. Гадамер).
8. Философия персонализма (Э. Мунье, М. Бубер).
9. Структурализм и этнология (К. Леви-Строс).
10. Идея «эпистемного» анализа западноевропейской культуры М.Фуко.
11. Л. Витгенштейн и традиции аналитического философствования в современной культуре.
12. Современная социокультурная ситуация и феномен постмодернизма в философии.
13. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.
14. Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятие познания и знания.
15. Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном обществе.
16. Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки.
17. Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание.
18. Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания.
19. Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.
20. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.
21. Структура научного исследования и уровни организации научного знания.
22. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.
23. Понятие метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования.
24. Общелогические методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.
25. Наука как социальный институт.
26. Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса.
27. Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования.
28. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления.
29. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития: прошлое, настоящее, будущее.
30. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
31. Основные стратегии исследования науки.
32. Понятие научной революции. Типы научных революций.
33. Наука как социальный институт. Эволюция организационных форм науки.
Учебная и справочная литература,