Схема классификации наук Ф,Бэкона
Главным методом познания Ф.Бэкон считал индукцию – т.е. восхождение от частного к общему. Обобщение множества частных явлений и получение на этой основе общих выводов. (например, если многие отдельные металлы плавятся, значит, плавкими являются все металлы).
РАЦИОНАЛИЗМ
Одним из наиболее влиятельных течений в философии был рационализм. Слово "рационализм" происходит от ratio (лат.), разум, поскольку именно разум рассматривается рационалистами как решающая инстанция в процессе познания.
· Рационалисты стремились исходить из самоочевидных и ясных начал, и при помощи дедукции выводить из них все остальное. Истинные посылки и правильный ход рассуждения позволяют познать все, что только доступно человеческому познанию вообще.
· Опыт, эксперимент при этом рассматривается не сколько как способ получения нового знания, сколько как иллюстрация полученных рационалистическим путем выводов.
Рене Декарт (1596-1650) -- французский философ и ученый, живший в Голландии, где он создал основные сочинения "Рассуждение о методе", "Метафизические размышления", "Начала философии".
Декарт разработал принципы познания, которые он считал применимым к любой науке:
1) принцип ясности и отчетливости (необходимо исходить из ясных и отчетливо мыслимых идей,
2) принцип разделения сложной проблемы на более простые,
3) принцип восхождения от простого к сложному,
4) принцип энумерации (последовательного рассмотрения логических звеньев).
Он также создал систему физики, долгое время соперничающую с ньютоновой, и оставил значительный след в математике (математизация геометрии благодаря созданию системы координат). В учении о материальном мире Декарт стремился следовать идеалу математического знания: "Книга мира написана на языке математики" (математику Декарт считал единственной достоверной наукой из существующих в его время). Декарт предпочитал вести жизнь одинокого мыслителя и избегал внимания к себе со стороны публики. Его жизненный лозунг: "Хорошо прожил тот, кто хорошо скрывался".
Главной задачей своей жизни Декарт считал построение системы наук при помощи рационального метода, исходя из подлинно достоверных начал. С этой целью он подверг все знания, которыми может обладать человек радикальному сомнению: все, в чем существует хотя бы малейшее сомнение, должно быть отброшено. Для этого Декарт водит гипотезу злого демона, очень могущественного существа, которое стремиться нас обмануть, и окружает нас иллюзиями. Согласно Декарту сомнению подлежит вся информация, полученная нами от других людей и от наших органов чувств (поскольку и другие люди, и наши чувства могут обманываться). Мы можем сомневаться и в самом существовании внешнего мира, о котором нам свидетельствуют чувства, и даже в существовании собственного тела (на что указывает феномен фантомных болей, когда человеку кажется, что у него болит ампутированная конечность). Единственная истина, в которой невозможно усомниться -- cogito ergo sum -- "я мыслю, следовательно, я существую", а именно как мыслящая вещь или субстанция (res cogitans).
Вместе с тем система Декарта наталкивается на серьезные трудности, когда речь заходит о познании одушевленных существ: если как духовную субстанцию мы познаем только себя, то как мы познаем животных и других людей? С точки зрения Декарта нет принципиальной разницы между механизмом и организмом, в обеих случаях действуют аналогичные механические законы, и мы можем построить модель действия живого существа, подобно модели автоматической куклы.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Социально-философские концепции получили наиболее полное развитие в трудах двух английских мыслителей: Томаса Гоббса и Дж.Локка.
Важно усвоить, что философы Нового времени разработали ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям «естественного права» и «общественного договора».
Дж.Локк объявляет естественным правом человека его свободу и владение собственностью, приобретенной трудом. В работе «Два трактата о государственном правлении» он рассматривает первоначальное состояние людей как состояние господства их «естественных прав»: свободы, равенства и охраны собственности. Но он, как и Т. Гоббс, считает, что с целью защиты «естественных прав» граждан необходимо государство, которое является результатом «общественного договора».
Локк развивает учение о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Именно законодательная власть, прежде всего, определяет порядок и режим, который устанавливается в обществе. У Локка на государство переносится лишь часть естественных прав - ради эффективной защиты всех остальных, прежде всего свободы слова, веры и собственности.
В «Левиафане» Т. Гоббса государство возникает через общественный договор, чтобы люди не уничтожали друг друга, так как они по природе все сильны и злы и к ним применим принцип «человек человеку – волк».
У Гоббса государство - это абсолютистское по своему характеру общественное состояние, организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх, способный управлять волей всех людей, направляя ее на внутренний мир и взаимную помощь против внешних врагов.
Письменное задание: заполните сравнительную таблицу, используя учебник Истории философии
ТОМАС ГОББС (1588 – 1679 гг.) | ДЖОН ЛОКК (1632 – 1704 гг.) |
Основные труды: | Основные труды: |
Политически взгляды: | Политически взгляды: |
Взгляд на сущность человека: | Взгляд на сущность человека: |
Естественное состояние людей до образования государства: | Естественное состояние людей до образования государства: |
Идеал государства: | Идеал государства: |
Отношение к религии: | Отношение к религии: |
Прогрессивное значение учения: | Прогрессивное значение учения: |
Вывод: |