Проблема выделения эстетики в самостоятельную философскую область. Имплицитная и эксплицитная эстетика
Баумгартен 1750г.: «эстетика» от греч. – чувственно воспринимаемый. Чувств.Познание – эстетика, Рацион.Познание – логика. Эстетика – философская дисциплина, которая изучает закономерности чувственного познания, стремящегося к красоте. Имплицитная э (сущ. в скрытом не явном виде) – сущ. в др. науках: античность – философия, средневековье – теология, возрождение – худ.практика, XVII-XVIII вв. – литературная критика, публицистика. Эксплицитная э (сущ. в явном развёрнутом виде) – самост. наука в 1750 г.
2.Предмет эстетики.
Предмет не сущ-т вне задач. В истории эст-ки ее предмет и задачи менялись:
1. Э- часть фил-и и космогонии, служила созд. карт. мира;
2. У Сократа (сливается с эстетикой);
3. То изучала проблемы поэтики, общефил-е вопросы природы красоты (Аристотель);
4. Вопросы гос. контроля над иск-м (Платон - ввел понятие прекрасного не только в физ-м смысле, но и нравственном);
5. Как аспект богословия (Фома Аквинский);
6. Изуч-ся соотнош-я природы и худ-й деятельности (Леонардо да Винчи);
7. Устанавливаются каноны творчества (Буало);
8. Устан-ся каноны чувств-го познания мира (Баумгартен);
Эст-ка изучает законы чувст-го (эмоц-го) позн-я и способствует постиж-ю красоты. Два принципа, два вида деят-ти, кот-е связаны с красотой:
- способность оценивать мир с позиции красоты;
- сп-ть материал-ть свои предст-я о красоте профессионально, в рамках: арх-ра, иск-во, дизайн.
Эст-ка – это фил-я дисц-на, кот-я изуч-ет специф-ое ценностное отнош-е чел-ка к миру с позиции красоты. Также изуч-т общ-е законом-ти тех видов деят-ти, в кот-х чел-к профес-но материализ-т свои предст-я о красоте.
3. Эстетика в структуре философского знания. Эстетика и искусствоведческие науки.
До 18в. эст-ка сущ-ла имплицитно, в контексте таких наук, как фил-я и искусствоведенье.На базе филос-и эст-ка проявляла себя в античной эпохе и заложила теоретич-ю основу. Эст-е проблемы поднимались до теор-го осмысления, сложилась первая терминология и понятийный аппарат (красота, гармония и т.д.). В ант-й фил-и понимание эст-ки сложилось как фил-я прекрасного. Прекрасное – это выр-е в высш-й степени целост-ти, гармонии и соверш-ва; Красота = прекрасное. Платон ввел понятие прекрасного не только в физ-м смысле, но и нравственном . В «Пире» Платон от любви переходит к пониманию идеи красоты, прекрасного самого по себе – Kalon (как вечной и объективно сущ-ей вне какого-либо субъекта идеи).
Эйдос – мир идей (форма, отделенная от содерж-я); понятие абстрактной красоты.
Средневековье. С приходом христ-ва возрос интерес к символам (знак, обознач-й скрытый тайный смысл, известный только избранным, посвященным) и знакам (чел-к создан по образу и подобию бога и т.д.). Возникает каноничность. Канону были подчинены все виды иск-ва: музыка, живопись, иконопись, жизнеописания святых… Эстетика аскетизма: красота восприн-ся как нематериальная (на земле нет истиной красоты) – нет телесной красоты, только дух. Представление о Боге как о прекрасном (Августин).
Возрождение. Эст-ка Возр-я –Реставрация античного наследия. Осн-е черты: гуманизм, гармония-соверш-во материи и содерж-я; наука – факт обоснованный.
4. Эстетика как философия прекрасного. Концепции природы прекрасного
1. ЧТО такое красота?
Красота – это выражение высшей степени целостности гармонии и совершенства.
1) Концепции природы прекрасного:
Объективно-Идеалистическая концепция – красота вечна, неизменна, существует независимо от сознания, нематериальна. Античность – Платон (эйдос), земная кр. вторична. Средневековье – Св.Августин, Ф.Аквинский., кр. от Бога, земная кр. ничтожна.
Объективно-Материалистическая. – сущ. независимо от чел-ка, неизменна, материальна, предметна, кр. – объективный признак окружающего мира. Античность – пифагорейцы. Просвещение – фр. Просветители – Дени Дидро, Монтескье «красота симметрична»
Субъективно-Идеалистическая. – красота относительна, у каждого чел. собственное представление о кр. и каждое считается правильным. Софисты «принцип релятивизма красоты». Гартман, Шарль Лало, Липпс.
Субъективно-Объективная – красота формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. Внутренний объективный фактор, внешний субъективный фактор. Античность – Сократ, Аристотель, сер.19в.- Чернышевский, Белинский, Сов.Союз – Коганов.
2. КОГДА у чел. появилась способность воспринимать мир с позиции прекрасного?
Божественная – способность от Бога, врожденная. Природная (Дарвин) – способность не только у челвека, но и у животных. Культурологическая – дана только человеку и формируется в контексте культуры.
3. КАК чел. воспринимает мир с позиции красоты?
Эстетическая коммуникация – схема как человек воспринимает мир с позиции красоты (субъективно-объективные отношения).