Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества
Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей. В основании современного образовательного процесса лежит научная картина мира. А сама сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методы. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности.
Образование - это необходимая ступень специализации личности. Это процесс вхождения индивида в образ «я - личности », т.е. универсального субъекта, наследующего переданный ему потенциал предшествующего развития поколений. Процесс образования готовит тот человеческий материал, которому будет передана эстафета развития человеческой цивилизации.
Современная наука обеспокоена созданием таких моделей образовательного процесса, в которых была бы значима его гуманитарная составляющая, его ориентация на толерантность и сбалансирование сциентистского и гуманистического содержания. Среди современных методов образования актуальными становятся активные формы: деловые игры, тренинги, изучение типичных и нетипичных ситуаций, информационные технологии. Перемены в обществе ведут за собой изменения в системе образования, направленном на формирование личности.
Можно фиксировать многочисленные негативы современного образовательного процесса, в том числе осложнения вписанными в него отношениями коммерциализации, а также проявляющимся и в данной сфере бюрократизмом.
Система образования должна являться тем «социальным лифтом», который обеспечивает пополнение социальной прослойки интеллигенции, подъем всего общества на новый интеллектуальный уровень на основе лучших достижений наиболее одаренных, талантливых, трудолюбивых и неординарных личностей из совокупной массы обучающихся. Современный процесс образования не предполагает механический перенос достоинств семьи и отцов на детей. Вступающему в жизнь индивиду предстоит самостоятельно пройти путь личностного становления, фильтры социальной селекции (отбор лучших).
По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным ее признаком считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональную деятельность. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.
Культурная функция науки не сводима только к оценке результатов научной деятельности, которые составляют также и совокупный потенциал культуры. Данная функция обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре. Индивид застает уже готовыми средства и способы познания, приобщаясь к ним в процессе социализации.
Наука, выступая как фактор социальной регуляции, не может не опираться на знания, ставшие общественным достоянием и хранящиеся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Она стоит перед лицом проблем социальной ответственности за последствия научных открытий, морального и нравственного выбора, нравственного климата в научном сообществе.
Современную науку называют Большой наукой, которая располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций. В конце XX в. численность ученых в мире достигла 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. Наше время называют эрой современной науки, открывающей новые источники энергии и информационные технологии.
Но наука имеет не только положительные, но и отрицательные последствия своего развития, что обязывает подвергать ее результаты многократной экспертизе. Философы особо предостерегают против ситуации, когда применение науки теряет нравственный и гуманистический смысл. Тогда она предстает объектом ожесточенной критики, остро встают проблемы контроля над деятельностью ученых.
Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки необходимо включить описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.
Классификация наук
«Наука» в переводе с латинского означает «знание», но это не только знание, а еще и особый вид человеческой деятельности, сложный процесс «духовного производства», в котором многие десятки людей нашли свою профессию.
Существуют десятки определений науки, среди которых можно выделить две основные группы: 1) определение науки как системы знаний и 2) определение ее как вида человеческой деятельности.
Современная наука – сложнейшее социальное явление. Отдельные науки различаются, прежде всего, тем, что исследуется и как исследуется. Ответ на вопрос, что исследуется, раскрывает предмет науки, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования. Предметом науки в целом является вся действительность, т.е. различные формы и виды движущейся материи, включая общество, человека, культуру, науку, искусство и т.д.
По предмету исследования науки делят на 2 основные группы: естественные и общественные (социальные).
По функции, целевому назначению выделяют фундаментальные и прикладные (технические науки).
По методу исследования – теоретические и эмпирические и т.д.
Естествознание – система наук о природе, теоретическая основа промышленности, сельского хозяйства, медицины. Система наук о природе отражает развитие природы, идущее от объектов более простых, низших к более сложным, высшим.
Физика, химия, геология, биология – основные отрасли современного естествознания (их взаимная связь в самом первом приближении может быть выражена в виде общего ряда наук). Кроме того, в современном естествознании существует множество переходных наук, которые свидетельствуют об отсутствии каких-либо резких граней между различными его отраслями, о взаимопроникновении ранее обособленных наук.
Каждая основная отрасль естествознания подразделяется, в соответствии с изучаемыми ею более частными формами движения материи, на ряд научных дисциплин. Химия, например, по характеру объекта подразделяется на неорганическую и органическую, по методу - на аналитическую. Биология по характеру объекта – на зоологию и ботанику, (по общему методу и вместе с тем по предмету – анатомию, морфологию, физиологию: первые две науки изучают форму и внутреннее строение организмов, физиология – их функции и т.д.).
Между естественными науками существуют такие взаимоотношения, которые отражают развитие целых совокупностей материальных объектов, включающих в себя различные формы движения. Так, астрономия изучает небесные тела и их системы, их происхождение (космогония) и Вселенную как целое (космология).
В результате абстрагирования от природы движущегося предмета и рассмотрения его движения лишь со стороны характеристики его перемещения в пространстве под воздействием внешних сил, из физики выделяется особая отрасль естествознания – механика.
Дальнейшее абстрагирование от качеств, физического содержания явлений природы и ограничений исследования их количественной стороны лежит в основе математики.
Предметом математики является не какая-либо особая форма движения материи, а абстрактно выделенная (количественная и пространственная) сторона движения и взаимоотношения тел природы. Не будучи сама частью естествознания, математика тесно связана с ним и по отношению к нему выступает в качестве аппарата – особого приема исследования и обобщения опытного материала.
Особое место среди социальных наук занимает философия. С одной стороны, она является учением о человеке как мыслящем и действующем существе, с другой – она тесно связана с миропониманием, представляет собой самосознание культуры. Существует определенное сходство философии с математикой. Подобно тому, как математика может применяться практически во всех науках для исследования любых явлений и процессов, так и философия может и должна стать важнейшей составной частью любого исследования. Исследование – деятельность мышления. Оно предполагает использование категорий, которые задают алгоритм мышления ученого. Работу мышления изучает философия. Поэтому она необходима любому ученому, если он хочет сделать свое мышление осознанным. Ученый всегда должен быть обращен к двум процессам: 1) к тем природным или общественным процессам, которые он исследует; 2) к собственному мышлению, которое он сознательно контролирует и направляет в процессе исследования. Философия всегда была мышлением о мышлении. В этом ее особая роль и особое место среди наук.
В целом классификацию наук можно представить в следующем виде.
Естественные и технические (прикладные) науки.
- Механика – прикладная механика
- Астрономия
- Астрофизика
- Физика – техническая физика, электроника
- Химическая физика
- Физическая химия
- Химия – химико-технологические науки
- Геохимия
- Биохимия
- Геология – горное дело
- География
- Биология – сельскохозяйственные науки
- Физиология человека – медицинские науки
Математические науки
- Математика – прикладная математика
- Метологика - программирование
Социальные науки
- История
- Психология
- Экономическая география
- Статистика
Экономические науки
Юридические науки
Искусствоведение
Философские науки: гносеология, логика, этика, эстетика, религиоведение, социальная философия, культурология и др.
- Социология
- Политология
- Психология
- Лингвистика
- Филология
Синтетические науки
Общая теория управления: теория информации, теория программирования, теория автоматов и т.д.
- Синергетика
- Экология
Каждая из перечисленных наук – это целая область знания, включающая в себя десятки дисциплин. Как уже было сказано, в науке идет интенсивный процесс дифференциации и интеграции знания, который порождает множество проблем. Наука перестает быть соразмерной человеку. Он больше не в состоянии разобраться в растущем потоке информации. Это одна из наиболее актуальных проблем ближайшего будущего.