Понятие природы. Географическая среда, её влияние на развитие общества. 3 страница
Понятие «общественное сознание» выражает осиновое содержание духовной сферы общества, предстающее как совокупность идей, взглядов, настроений, идеалов людей в определённую историческую эпоху. С позиций идеализма духовная сфера общества является порождением Идеи, Сознания, Бога или личностных впечатлений и размышлений. Идеалистические учения принимают сознание в качестве активного творческого начала, преобразующего материальный мир, в том числе и экономическую сферу общества. С марксистских позиций, проводящих диалектико-материалистическую линию в объяснении картины мира, духовная жизнь общества, будучи относительно самостоятельной, в основном и главном определяется изменениями в сфере материальных, производственно – экономических отношений. Эта позиция передаётся известной марксистской формулой «Бытие определяет сознание», которая в применении к обществу видоизменяется как «Общественное бытие определяет общественное сознание». Эта формулировка используется по настоящее время для обвинения марксизма в «экономическом детерминизме», хотя признание относительной самостоятельности сознания включает представление о его активности и способности воздействовать на развитие экономики через принимаемые решения и планирование. Попытаемся далее сказать о структурных компонентах духовной подсистемы общества с научных позиций, не прибегая к односторонне ориентированным взглядам на мир и общество.
Общественное сознание не существует вне деятельности людей и обмена результатами этой деятельности. Оно проявляется через индивидуальное сознание взаимодействующих людей. Индивидуальное сознание – это духовный мир конкретной личности, её взгляды, представления и настроения, формирующиеся под воздействием условий жизни. Общественное сознание не является простой суммой индивидуальных сознаний множества людей. Носители общественного сознания (его субъекты) – социальные группы, мировое сообщество как целостные системы, взаимодействие компонентов которых определяет их неаддитивность (не сводимость к механической сумме элементов и их свойств).
Общественное сознание относится к индивидуальному как общее к единичному. Общественное сознание воздействует на индивидуальное, наполняя его из обширного фонда идей и представлений, накопленных поколениями людей. С детских лет сознание каждого человека формируется под влиянием определённой социальной среды, начиная с семьи, микроколлективов общения до государственных и общественных организаций. Через них происходит приобщение к различным сторонам духовной жизни, освоение накопленных обществом идей, представлений, способов научного и вненаучного, рационального и внерационального (этического, эстетического, религиозного…) освоения действительности. Различия в восприятии и выражении определённых взглядов, их эмоциональной окраске, в переживаниях индивида определяются обстоятельствами его жизни и личными свойствами психики.
Общественное сознание полнее и глубже индивидуального своей многранностью, обширностью, основательностью. Однако, воздействуя на индивидуальное сознание и формируя его под воздействием условий жизни, общественное сознание само развивается и обогащается за счёт сознания индивидуального. Индивидуальные особенности личности и своеобразное сочетание жизненных обстоятельств определяют специфику формирования и выражения общественного сознания в чувствах, переживаниях, взглядах и мыслях отдельных людей. Во многом своеобразие духовного мира личности связано с её творческими возможностями. В сфере индивидуального сознания происходят творческие озарения, прорывы к новому, открытия. Если новые знания, изобретения, результаты художественного творчества получают общественное признание, оказываются значимыми приобретениями для многих людей, то они, как правило, входят в общественное сознание. Духовный потенциал общества складывается из творческих достижений субъектов (отдельных людей, коллективов, сообществ): научных открытий, произведений писателей, поэтов, художников, инженерных и конструкторских решений и т.д.
Сознание общества как основной компонент духовной сферы функционирует на разных уровнях. Познавательные возможности сознания осуществляются на обыденном и теоретическом уровнях. Обыденно-практический уровень формируется и функционирует в быту людей: повседневных условиях жизни, отношениях в семье, на работе, отдыхе. На этом уровне образуются простейшие («житейские») сведения о мире, приёмах работы, правилах и нормах поведения, представления об отношениях людей в семье, среди друзей, в коллективе, циркулируют слухи, распространяются суеверия, предписания и регламентации повседневной жизни. На теоретическом уровне сознания снимаются ограниченные возможности обыденного уровня, постигаются сущностные, глубинные отношения предметов, наиболее полно воспроизводимые в научном и философском познании. (Их особенности рассматриваются в других разделах пособия). По особенностям носителей (субъектов) сознания, глубине отражения действительности выделяют уровни общественной психологии и идеологии.
В структуре духовной сферы понятие «Общественная (социальная) психология» обозначает уровень непосредственного отражения действительности, присущий индивидуальным сознаниям многих людей в составе какой-либо общности или группы (массы).
Этот уровень образует совокупность элементов, их связей и отношений:
1) Совокупность политических, правовых, эстетических, этических, религиозных взглядов, не всегда ясно осознаваемых, не дифференцированных, тесно связанных друг с другом.
2) Чувства, стремления, эмоции, настроения.
3) Обычаи, привычки, нравы, присущие определённой социальной группе.
Чувства, настроения людей, многие их взгляды и мысли социально обусловлены. Объединённые в какие-либо группы (производственные, общественные, любительские …), люди воспринимают и усваивают типичные, простейшие эмоциональные и когнитивные (от лат. cognito – знание, познание) черты и структуры, характерные для деятельности и отношений этого объединения людей. Не случайно говорят о профессиональной чести, гордости представителей разных специальностей, азарте игроков, художественной натуре, богемной среде, строгой логике мышления и творческих озарениях учёных и т.д. На уровне социальной психологии в сознании массы начинают доминировать (независимо от интеллекта отдельных людей) текущие ориентиры ситуации, нацеленные на действия, в которых мысли зачастую подчиняются эмоциям. Масса может стать толпой, управляемой лозунгами или призывами текущего действия. Нередко эту особенность массового сознания, подчиняющего интеллект и разум монолитному движению толпы, используют демагоги, нечистоплотные политики. Более высоким, теоретически разработанным, чем социальная психология, является уровень общественной идеологии.
Понятие «Общественная идеология» обозначает совокупность теорий, идей, принципов, в систематизированной форме отражающих связи и отношения действительности, цели, интересы, задачи определённых социальных групп и объединений. В разные исторические эпохи идеология приобретает своеобразное выражение, устремлённость к определённых идеалам (например, идеологии рабовладельческого, феодального, капиталистического обществ). Идеология разрабатывается и функционирует, выражая разнообразные интересы и устремления людей. Поэтому идеология имеет разветвлённую структуру. Её основные компоненты: наука, философия, этика, эстетика, политическая, правовая, религиозная формы идеологии.
В отличие от стихийно складывающейся общественной психологии идеология разрабатывается теоретически, имея, следовательно, создателей и субъектов-носителей – отдельных идеологов, государственные и общественные объединения, занимающиеся идеологией. Отражая сущностные отношения и устремления людей, идеология выражает их с позиций идеологов или социальных групп. В обществах с различными социальными группами-классами вырабатываются и сосуществуют разные идеологии, отражающие устремления социальных групп, их лидеров и теоретиков. Общественная психология оказывает влияние на идеологию, которая создаётся относительно независимо от неё. Идеология может оказывать заметное влияние на психологию. Поэтому важна направленность идеологии на положительные, значимые для людей цели. В теориях и практике воспитания и образования следует учитывать особенности уровней общественного сознания, их связей и взаимодействий.
С историческим развитием отношений людей, усложнением общественной жизни возникли различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, искусство, наука, политическое и правовое сознание.
Они отличаются по ряду основных признаков:
1) По предмету отражения. Каждая форма общественного сознания отражает определённые структуры действительности, грани общественных отношений, имеет свой специфический предмет.
2) По форме отражения. Философии свойственна логическая, рациональная форма отражения действительности. Искусство отражает действительность в чувственно воспринимаемых художественных образах, мораль – в правилах, предписаниях, принципах и понятиях, позволяющих оценивать и регулировать намерения, поступки и действия, исходя из сложившихся в обществе представлений об идеале, порядочности, достоинстве. В правовом сознании оценивается соответствие действий, поступков людей законам, нормам, предписаниям деятельности и правилам поведения, установленным властными структурами.
3) По характеру общественных потребностей, с которыми связано возникновение и существование каждой из форм общественного сознания. Мораль появляется с возникновением общества. Она порождается необходимостью регулировать отношения людей в коллективе, когда прежние инстинктивные действия животных предков оказываются недостаточными для новых отношений орудийной и трудовой деятельности разумных существ. Возникновение политического и правового сознания связано с потребностью осуществлять функции управления с помощью власти, применяющей силу для регулирования жизни общества, обосновывать правомерность устанавливаемых властью законов и предписаний, норм и правил жизнепроживания и деятельности граждан государства.
4) По социальной функции, т.е. по той роли, которую они играют в общественной жизни. Например, искусство является действенным средством эстетического воспитания, наука нацелена на постижение объективной истины, представляя её в форме законов и регулярностей, которые используются в процессах производства условий жизни людей.
Каждая форма общественного сознания может функционировать на одном или нескольких уровнях. Различные формы общественного сознания взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, поскольку отражают взаимосвязанные стороны действительности. В разные исторические периоды роль тех или иных форм общественного сознания в жизни общества неоднозначна. Одни из форм играют ведущую роль по отношению к другим. Так, в эпоху феодализма (средние века) господствующей формой было религия. Она оказывала влияние на искусство, мораль, на правосознание. При капитализме на первый план выдвигаются политические и правовые взгляды, идеи, концепции. С развитием общества всё большую роль играет нравственное сознание.
Социальная сфера (подсистема) жизни общества. Природные особенности людей, заданные наследственной генетической информацией, определённым образом влияют на формирование психики, черт характера, выбор специальности. В процессах социализации, в ходе приобщения к принятым правилам, нормам поведения и деятельности, каждый человек по существенным особенностям характера, способностям, интересам, участию в производстве, выборе партнёров для труда, отдыха, семейной жизни входит в разные группы и социальные общности.
Социальные группы – относительно устойчивые объединения людей, имеющие общие потребности, интересы, ценностные ориентиры и ведущие во многом совпадающий (или даже практически одинаковый) образ жизни. Группы складываются по разным признакам: профессии, интересам, месту и роли в системе производства, уровню доходов и притязаний на положение в обществе. Социальные общности являются объединениями, но с относительно менее определёнными, менее устойчивыми, а порою социально малозначащими признаками, чем в социальных группах. К социальным общностям можно отнести спортивные, любительские, религиозные объединения (конфессии), этнические группы, различные массовые движения (экологические, политические…). Виды социальных общностей и основные концепции дифференциации общества рассматриваются в отдельном (2-м) вопросе данной темы.
Происходящая в обществе дифференциация людей выражает неравенство их способностей и возможностей. Вместе с тем, далеко не всегда осознавая природные и социальные предпосылки складывающегося неравенства, люди стремятся иметь наиболее комфортные условия для себя и своих родственников. Само это стремление позитивно, поскольку ведёт (или должно вести) к здоровой конкуренции - двигателю общественных изменений. Но многие люди не осознают, или не желают признавать ограниченность ресурсов своей личности, неадекватно оценивают возможности социума предоставлять количество благ за некоторую единицу вклада в общественное благосостояние. Поэтому, наряду со здоровой конкуренцией, в обществе имеется и накапливается недовольство существующим положением. Желанию определённых групп изменить распределение благ способствуют отношения неравенства владельцев собственности, стремящихся извлечь максимум прибыли, и рядовых тружеников, вынужденных работать за минимальную плату. Исторически складывавшееся неравенство в сфере экономических и социальных отношений определило появление политической сферы общества.
Политическая сфера (подсистема) общества. Потребность далёких предков человека в гарантированных источниках существования, не подверженных значительным сезонным колебаниям, вызвала переход от охоты и собирательства «даров природы» к скотоводству и осёдлому земледелию, обмену одних продуктов на другие. Со временем накапливались запасы средств существования. Появилась собственность, которой вначале от имени племени, рода распоряжались избранные старейшины. Желание закрепить собственность вызвало кардинальные изменения в общественной жизни. Передача средств по наследству могла осуществляться, если был известен отец, чего не было при матриархате. Во главе родоплеменной организации стали мужчины. Формировалась политическая организация общества, призванная поддерживать властные функции главы рода, связанные с владением собственностью. Потребовалось обосновать право на передачу власти, её охрану и принудительное исполнение решений, которые могли не устраивать других членов сообщества.
Важнейшим инструментом формировавшейся политической организации становятся государство, включившее ряд относительно остойчивых структурных элементов (институтов) власти, и негосударственные организации – политические партии, союзы, объединения. Государственные и негосударственные структуры, помимо функций управления, разрабатывали правовые и юридические нормы. При обосновании их необходимости вы- двигались разные идеи, разрабатывались концепции легитимности (законности; лат. legitimus – законный) власти, правомерности действий по её защите, упрочению и реализации, составившие содержание политической и правовой форм общественного сознания. Действия государственных и негосударственных организаций по приобретению, удержанию и использованию власти в интересах определённых социальных групп (партий, объединений, движений) называют политическими. Соответственно, политика оказывается совокупностью действий, направленных на достижение определённых промежуточных целей и результатов в борьбе за власть, её достижение и использование. Вопрос о происхождении и значении государства и гражданского общества рассматривается в 3-м, заключительном, вопросе данной темы.
15. Человек и природа. Понятие природы. Географическая среда, её влияние на развитие общества. Природное (биологическое) и социальное в человеке.
Взаимодействие человека, природы и общества – важнейшая проблема ХХ1 века, привлекающая к себе пристальное внимание с появления в предыдущем, ХХ веке, признаков надвигающегося экологического кризиса. Растущее население планеты не может удовлетворять свои потребности, не увеличивая потребление природных ресурсов. Возникают обоснованные опасения, что расширение контактов с природой и вносимые в неё изменения поставят под угрозу возможность обитания людей на Земле. Сам человек в своей телесности и её потребностях необходимо связан с природой. Природное существует и своеобразно проявляется как в каждом из нас, так и в социуме (обществе), в организации общественной жизни людей. Для обеспечения условий жизни человек создал культуру, опосредующую его взаимодействие с природой. Рассмотрим ряд вопросов, посвящённых проблемам взаимоотношений человека, природы и общества.
Понятие природы. Географическая среда, её влияние на развитие общества.
Понятие «природа» в широком смысле обозначает все материальные, объективно существующие системы и явления, включая общество. В широком смысле понятие природы равнозначно понятию материи. В характеристике основного вопроса философии оба эти понятия используется как синонимы. В узком смысле, в котором обычно мы и употребляем слово «природа», оно обозначает объективный, материальный мир за исключением общества. В таком, узком смысле, природа неорганическая и органическая противопоставляется обществу как более высокой, социальной форме движения и организации материи. Иногда понятие «природа» используют в значении «сущность», или – «специфические особенности» некоторого явления (в этом смысле говорят о природе человека, закономерности явления и т.п.). Общество выделилось из природы в процессах антропогенеза – происхождения, становления человека и социогенеза – возникновения целостной системы отношений людей в производстве и воспроизводстве условий своей жизни. Желая под- черкнуть неразрывное единство этих процессов, используют термин антропосоциогенез. Но, выделившись из природы и, в определённом отношении противостоя природе, общество может существовать и развиваться лишь в тесном единстве с природными процессами и явлениями, образующими географическую среду.
Понятие «географическая среда» из всего многообразия природных явлений выделяет совокупность естественных, природных факторов, с которыми люди непосредственно взаимодействуют, осуществляя свою жизнедеятельность, и которые являются необходимыми условиями существования и развития общества. Очевидно, что среда обитания в разных географических регионах существенно отличается по возможностям её использования человеком. Не случайно родословная людей идёт к предлюдям, обитавшим в южных районах, благоприятных для такого «не установленного животного» (Ф. Ницше, нем, Х1Х в.), каким был обезьяночеловек – наш далёкий предок (стоянки обнаружены в Африке, Австралии, Юго-Восточной Азии…). Значение природных условий в жизни общества было замечено давно, уже античными мыслителями – Аристотелем и Платоном. Роль географических условий в жизни людей рассматривали в описаниях народностей Древнего мира «отец истории» Геродот (Y в. до н.э.), географ и историк Страбон (1 в. до н.э.). В ХУП- Х1Х веках сформировалось и существует до наших дней так называемое географическое направление в социологии, или – «географический детерминизм» (ГД), в котором географическая среда рассматривается в качестве одного из важнейших условий или даже – решающий фактор общественного развития.
Формировавшийся в ХУП-ХУШ вв. механистический географический детерминизм, не смотря на одностороннее превознесение роли тех или иных факторов среды, играл и известную положительную роль, развенчивая религиозные представления о Боге – творце мироздания и источнике всех событий в жизни людей. Ненаучным трактовкам воздействия сверхъестественных факторов и предопределённости изменений в обществе противопоставлялись отношения природной детерминации, толкуемые правда, в духе господствовавших тогда представлений механистического (Лапласовского) детерминизма. Одним из родоначальников ГД был Ш. Монтескьё (Фр., 1689-1755), считавший ведущими факторами общественной жизни географические условия (климат, плодородие почвы и др.): «Власть климата сильнее всех иных властей». Монтескье доказывал, что от природных факторов зависят нравы людей, их склонности, привычки, которые, как он полагал, определяют предпочитаемый общественный строй (организацию власти, государственное устройство и т.д.). В Х1Х веке англ. историк Г. Бокль стремился с позиций позитивизма (см. в теме 2-ой) представить развитие общества как закономерный процесс, более сложный, чем природные закономерные изменения. Подчёркивая роль интеллектуального фактора, Бокль преувеличивал значение географических условий (ландшафта, климата, рациона питания…). По Боклю, климат и почва оказывались главными источниками бедности или богатства людей, живущих в определённых географических условиях и зависящих от них.
В России видным представителем ГД был Лев Ильич Мечников (1838-1888; Он - брат известного учёного-физиолога, лауреата Нобелевской премии И.И. Мечникова и сравнительно рано умершего другого брата, известного по повести Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича»). Историю человечества Л.И. Мечников связывал с гидросферой наличием рек, морей и океанов, которые могли доставить благоприятные условия жизни и поэтому казались ему ведущими факторами общественного развития. В главном труде «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества» (на русском – 1898, 1924) Л.И. Мечников делил историю общества на эпоху речных цивилизаций, средиземноморскую и океаническую эпохи. Трём выделенным эпохам соответствовали изменения в отношениях людей, проявляющиеся во взаимодействии, кооперативности их связей. От деспотии, подавляющей личность, общество, по Л.И. Мечникову, шло к анархии с её полной свободой.
В конце Х1Х – первой половине ХХ веков проявлениями ГД становится геополитика, опиравшаяся на представление, которое было уже у Г. Бокля, о ведущей роли природных условий в образовании и развитии разных форм общественного устройства. Употребивший первым термин «геополитика» шведский учёный Челлен (Х1Х в.) в работе «Государство как форма жизни» рассматривал государство как организм, который формируется воздействием условий географической среды на граждан. От работы Челлена идёт линия реакционного направления геополитики, использовавшая идеи социал-дарвинизма – учения, принимающего действие дарвиновских принципов борьбы за существование и отбора не только в живой природе, но и в обществе.
Немецкие геополитики Ратцель и Хаусхофер, издававший с 1924 г. «Геополитический журнал», привнесли в доктрину формировавшегося гитлеровского национал - социализма (фашизма) высказанные Челленом взгляды на борьбу государства, как организма, за жизненное пространство. Получалось, что войны и истребление побеждённых народов – необходимое следствие действия законов природы. Включая ещё и расистские представления, утверждавшие превосходство «арийской расы» коренных немцев над евреями и славянами, идеология нацизма (фашизма) обосновывала правомерность развязывания второй мировой войны (немцы – народ без «жизненного пространства»), присоединение к Германии завоёванных территорий и истребление населения оккупированных территорий.
Направление геополитики, поставленное на службу фашизму, идеологически готовило и оправдывало преступные деяния фашистов по истреблению десятков миллионов людей. Другие направления геополитики, существующие и в настоящее время, не ориентируют на захват «жизненного пространства» и истребление народов. Одним из примеров ГД второй половины ХХ века может служить оригинальная концепция этногенеза (от греч. ethnos - народ и genesis – здесь: рождение) отечественного историка и географа Л.Н. Гумилёва (1912-1992). Он считал, что в истории решающую роль играют этносы как социоприродные образования, связанные с ландшафтом и действием пассионарных толчков, природа которых не прояснялась или предполагалась сверхъестественной. (О концепциях пассионарности и этногенеза Л.Н. Гумилёва можно подготовить и обсудить на семинарах сообщения студентов).
Роль естественных, природных факторов в жизни общества, помимо географического направления, социал-дарвинизма, расизма, преувеличивалась в концепциях «естественных, неизменных законов». Это - "законы" «убывающего плодородия почвы» А Тюрго (фр., ХУШ в.) и «абсолютного перенаселения» Т. Мальтуса (англ., 1766-1834), в концепции «демографического взрыва». Согласно взглядам А. Тюрго, полезная отдача от обрабатываемой земли со временем уменьшается, хотя её возделывание требует всё больших вложений.
Английский священник Т. Мальтус, увлекавшийся экономикой и широко использовавший данные статистики, в работе «Опыт о законе народонаселения» (на русском 1868. СПб., Т. 1) развил идею Тюрго и провозгласил открытие нового «естественного закона». Этот закон гласил, что население (количество людей) на планете увеличивается в геометрической прогрессии (2, 4, 8,16, 32, 64…), а производство продуктов питания, как средств существования, увеличивается в арифметической прогрессии (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18…). Выведенная Мальтусом зависимость провозглашала абсолютное перенаселение «естественным и неизменным законом». Законы Тюрго и Мальтуса получили известность. Идеи об убывающем плодородии почвы и абсолютном перенаселении планеты стали использоваться для обоснования представлений о благодетельности войн, разных бедствий, голода, нищеты, эпидемий, устраняющих лишних людей на «пиру жизни». Обновляемое применительно к современным условиям, неомальтузианство до сих пор привлекается для оправдания бедственного положения миллионов людей, допустимости устранения «лишних» людей действием неблагоприятных для них природных и социальных факторов.
Антигуманистическая направленность «естественных законов» очевидна. Но насколько они обоснованы, истинны? Возможно авторы, давшие формулировки законов, опирались на подмеченные ими зависимости и отношения природных и социальных процессов? Действительно, в ХУШ и первой половине Х1Х вв., когда шёл поиск интенсификации земледелия, растущее население встретилось с проблемой недостаточности жизненных ресурсов, и в первую очередь – продовольствия. Запросы практики стимулировали разработку интенсивных систем земледелия, теории «питания» растений, широкое применение минеральных удобрений. Достижения науки позволяют преодолевать истощение почв, восстанавливать «убывающее плодородие» и даже улучшать его, повышая отдачу на средства, вкладываемые в с/х производство.
Достижения науки и весомые результаты их внедрения в сельское хозяйство являются лучшим опровержением «закона» убывающего плодородия почвы. Сложнее выглядит ситуация с ростом населения и возможностью удовлетворить возрастающие потребности не только в полноценном, сбалансированном питании, но и в других жизненно необходимых средствах – качественной питьевой воде, воздухе, жилище и т.д. Используя доступные данные статистики, сравнительно хорошо поставленной в тогдашней Англии, Т. Мальтус верно подметил, что в обозримые периоды численность населения росла в геометрической прогрессии. Обнаруженная Мальтусом тенденция роста населения по экспоненте (возрастание с прогрессией, ускорением) получила подтверждение в более поздних исследованиях роста населения от первобытного периода до настоящего времени.
Однако сделанные Т. Мальтусом выводы из факта экспоненциального роста населения не являются правильными. Прирост населения в геометрической прогрессии не может рассматриваться как абсолютный закон. Сохранение темпов роста числа людей в геометрической прогрессии привело бы, по подсчётам специалистов, к неограниченно большому числу жителей Земли уже к 2030 году, что является абсурдом (лат. absurdum – бессмыслица, нелепость). Не корректно и суждение о приросте продовольствия в арифметической прогрессии. Прежде всего, потому, что любые живые организмы, в том числе – используемые человеком растения и животные, по присущей им, как и людям, биологически наследственной программе, стремятся к неограниченному увеличению своей численности. Пределы ей кладутся внешними неблагоприятными обстоятельствами.
Для человека решающими факторами жизни становятся социальные отношения. Они могут нейтрализовать неблагоприятные внешние природные изменения: ослабить или прекратить эпидемии, вести борьбу за прекращение войн, использование термоядерного оружия и т.д. Биологические процессы воспроизведения новых поколений людей, включая рождение младенцев, опосредуются социальными отношениями. Прирост населения определяется действием не только природных, биологических связей, но, главным образом, социальных отношений. Законы народонаселения оказываются уже не природными, а социальные законами, проявление которых меняется с развитием общества. С развитием общества увеличение продолжительности жизни сказывается на снижении числа детей в семье. Эта зависимость обнаруживается в истории всех развитых стран. Косвенно эти процессы, «механизм» которых недостаточно изучен, свидетельствуют об изменениях в действии и проявлениях закона роста населения, о том, что он не является абсолютным, вечным и неизменным, как казалось Т. Мальтусу.
Демографические показатели (от гр. dēmos-народ и graphō- писать; здесь - данные статистики о динамике населения) меняются с каждым крупным изменением в способе обеспечения условий жизни людей. Один из первых скачков роста численности населения произошёл в эпоху неолита (ХШ-Х вв. до н.э., или 3-5 тыс. лет назад), с переходом от собирания «даров природы» и охоты к земледелию и скотоводству, позволившим иметь гарантированные источники продовольствия и других средств жизнеобеспечения. Заметный рост населения вызвали: промышленная революция середины ХУШ века, переходы к мирной жизни после первой мировой войны в 1920-е годы и после второй, в 1950-е – 1960- е годы. Прирост населения в развивающихся странах во второй половине ХХ века в 2 раза превысил мировой уровень, что дало повод называть его «демографическим взрывом». Неомальтузианцы, идейные последователи Мальтуса, этим названием хотели вызвать ассоциацию с ядерным взрывом, несущим угрозу существованию людей.