Эволюция атомов
Из параману не могут развиваться другие формы существования, или таттвантара. (* 19. (…санскрит…)) Они хотя и сформировались из танматр, напоминают их весьма отдаленно и потому находятся на иной стадии эволюции.
Итак, на стадии бхута имеем последнюю ступень эволюции гун. Тем не менее ход эволюции не прекращается и продолжается непрерывно. Но на этот раз процесс не являет собой генерацию новых стадий существования и в его продуктах явно присутствуют свойства составляющих их грубых элементов. Наименование этого процесса – дхармапариньяма в отличие от таттвантарапариньямы, описанной выше. Эволюция вишешас из авишешас обозначается как таттвантарапариньяма впротивоположность дхармапариньяме – [59] эволюции самих вишешас как эволюции качеств. Итак, атомы кшити, ап, теджас, марут и акаши многообразно сочетаются друг с другом и образуют тела различных животных, например, коров; или неживые тела, скажем, кувшин и т.п.; или растения и деревья. Все эти тела строятся по свойству сочетаемости атомов, которое именуется айютасиддхавайява. В этом состоянии составляющие тело атомы уже не являются независимыми друг от друга и, теряя свои особенные свойства, сливаются в единое целое, чтобы это целое проявить. Так что совокупность частиц, которую мы называем телом, совершенно отличается от атомов, его составляющих. А сами по себе тела могут обладать различнейшими свойствами и формами, судя по которым их можно характеризовать как «единичное», «малое», «осязаемое», «активное» и пр. Есть философы, считающие, что все тела не более чем конгломераты атомов, и они неправы, так как нельзя игнорировать специфические качества самого тела и его атрибутов. Более того, игнорируя специфику тел, приходится игнорировать все, ибо атомы сами по себе не наблюдаемы.
И опять-таки эти атомы – столь непохожие на более простые атомы Вайшешики, поскольку они содержат танматры иной природы – составляют все многообразие неорганических, органических и живых тел таким образом, что между ними не возникает никакой дисгармонии, никакой оппозиции. Напротив, когда одна из гун, находящихся в атомах и их совокупностях, становится доминирующей, другие гуны с совершенно отличными функциями не борются с ней, но в согласии с ней и друг другом способствуют формированию специфической модификации, требуемой для опыта пуруши. Порождая объекты, различные гуны не избирают независимые пути своего развития, а действуют вместе [60] на благо эволюции объекта. Таким образом, становится очевидным, что когда атомы грубых элементов, обладающие различными свойствами и качествами, собираются вместе, их непохожесть не производит хаоса, поскольку они объединены общей целью – рождением той или иной субстанции.