Предметная сфера философии науки
Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. «Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой, деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии»1.
Как дисциплина философия науки испытывает на себе огромное влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок, проводимых в рамках философии науки как современного направления западной философии. Однако цель ее — в интегративном анализе и синтетическом подходе к широкому спектру обсуждаемых проблем, Сегодня для философии науки характерна тенденция содержательной детализации, а также персонификации заявленной тематики, когда обсуждение проблемы ведется не анонимно и безличностно, а с учетом достигнутых тем или иным автором конкретных результатов
- Определение науки.
- Наука – это особый вид теоретического знания, т.е. совокупность теоретических знаний специального характера направленные на постижение законов бытия.
- 16 в. – 17 в. наука социальнопрактическая сила общества
- 17 – 18 в наука как ценность общества
- 19 в – наука, наука как неотъемлемая и существенная часть производства, наука – социальный институт
- Степин считает, что предметом философии науки является общие закономерности и тенденции научного познания, как особый вид деятельности по производству научного знания, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых и исторически изменяющимся социально-культутном контексте.
- Гегель и математика, Хайдегер – что значит знать, эйенштейн – до какого предела, используемые понятия обоснованы и необходимы
- Дисциплинарно философия науки…(Парменид)
Можно выделить следующие этапы развития философии науки, характеризующиеся спецификой изучаемых проблем.
Первый этап – первая половина 19 в. – исследуются психологические и индуктивно-логические процедуры эмпирического познания.
Второй этап – первые два десятилетия 20 в. – кризис классической физики, потребность в переосмыслении основных понятий, поднимается проблема связи физики с математикой, выделяются дискуссии по интерпретации квантовой механики.
Третий этап – 20е – 40е годы 20 в. – в поле зрения язык науки, формы суждения и типы логики, которые применяются в науке.
Четвертый этап – 40е – 50е годы 20 в. – создаются основные работы, которые определяют специфику основной философии науки, которые посвящены логике научного объяснения и научного исследования.
Пятый этап – 60е – 70е годы 20 в. – основная проблема данного этапа – это соотношение научного знания и реальности, т. е. вопрос о природе истины.
Шестой этап – с 70х годов по конец 20 в. – формируются направления:
а. анализ познавательных оснований выдвигаемых моделей наук.
б. критика основной философии науки.
Предметом философии науки являются принципы, структура, методы научного познания, а также социальная, культурная обусловленность научного знания. Центральной является проблема теории научного познания.
Касавин и Порус: «Нужно…сакраментальный вопрос