Идеал общественного устройства
Великие просветители Европы
Прочитайте высказывания просветителей и ответьте на вопросы письменно в рабочую тетрадь!!!
Текст №1.
Отношение к существующим порядкам
Руссо: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах»
Мелье: «Все короли и князья тираны».
Мелье:«Оттого одни упиваются и объедаются, роскошествуют, а другие умирают с голоду, что есть частная собственность. Оттого одни почти всегда веселы и радостны, а другие вечно в трауре и печали»
Из статей «Энциклопедии наук, искусств и ремесел»: «Крестьяне унижены, угнетены, постоянно обременены тяжелыми повинностями. Свобода крестьянина обрабатывать землю так, как он считает нужным, является условием не менее необходимым для его процветания, и любые стеснения в этом отношении жестоки. Произвольное налогообложение совершенно явно препятствует всем усилиям крестьян, уменьшает капиталы, которые они могли бы вложить в землю, подрывает корни доходов государства, распространяя возмущение и страх.
Император во время своей поездки по стране в июне 1773 года... принимал петиции от своих подданных... Среди петиций он обнаружил и следующую, составленную в таких словах: «Всемилостивейший и вседобрейший государь, четыре дня барщины в неделю, пятый рыбная ловля, а шестой охота с сеньором, седьмой посвящен Богу. Посуди сам, твое Императорское Величество, можем ли мы платить налоги?..»
Мелье: « Все, что ваши богословы и священники с таким рвением и уверенностью расписывают вам о небесных наградах и страшных адских муках,- все это не что иное, как надувательство.Религия поддерживает даже самое дурное правительство, а правительство, в свою очередь, поддерживает религию, даже самую нелепую, самую глупую»
Вольтер: «Церковь всегда хотела распространиться и пользовалась всяким возможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни…История церкви- это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества и убийств. Религия причиняет только зло. Куда ни повернись, везде вы увидите, что священники неизменно проповедовали бойню…Разрушьте старое здание обмана!, Раздавите гадину!»
Каково отношение просветителей к существующим порядкам?
Какие явления жизни и почему просветители подвергают особой критике?
Текст № 2
Идеал общественного устройства
Д. Локк: «Человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие люди в мире; и он по природе обладает властью не только охранять свою собственность, то есть жизнь, свободу и имущество, от повреждений и нападений со стороны других людей, но также судить и наказывать за нарушение этого закона других, как того заслуживает, по его убеждению, данное преступление”.
Шарль Монтескье: «Свобода - право делать то, что дозволено законом. …В каждом государстве есть три рода власти... В силу первой государь или учреждение создает законы... В силу второй власти он объявляет войну и заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность... В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц...Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет.Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем… Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга».
Вольтер: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения».
Руссо: «Государство чрезвычайно заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин исповедовал религию, которая заставляет его любить свой дом».
Вольтер: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать, но вся природа свидетельствует, что Бог есть».
Ш. Монтескье: «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но и тогда, когда доводится до крайности, и каждый хочет быть равным с тем, кого он избрал в свои правители».
Вольтер: «Равенство есть вещь самая естественная, и в то же время химера».
Руссо: «Что касается богатства - ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один - настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя…Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих!».
Мелье: «Каким великим счастьем было бы для людей, если б они сообща пользовались жизненными благами. Люди должны владеть всеми благами и богатствами земли сообща и на равных правах, и пользоваться ими тоже сообща и равномерно.На земле хватит благ для всех, если она будет в общем владении».
Вопросы: