Сущность и специфика науки
Наука и философия, обыденное познание, религия, искусство.
Функции науки в культуре.
Структура научного знания.
Наука как социальный институт.
Рост научного знания и рациональные реконструкции истории науки.
Формы научного знания.
Методы научного познания.
Научные революции и смена типов рациональности.
Главные характеристики и новый этос современной науки.
Сущность и специфика науки.
Слово «наука» («scientia» с латыни - знание) сравнительно недавнего происхождения. Наукаможет быть представлена как:
- система знаний;
- как специализированный вид познавательной деятельности;
- как социальный институт, который обеспечивает воспроизводство знания.
Очень часто науку определяют как систему знаний. «Наука – это система, т.е. приведенная в порядок на основании определенных принципов совокупность знаний» (И. Кант). «Наука… является прежде всего знанием; она ищет общие законы, связывающие большое количество частных фактов» (Б. Рассел). «Наука в строгом смысле этого слова есть не что иное, как систематизированное знание. Знание же – это познание истинного свойства и отношения вещей» (Э. Бернштейн).
Но не всякое знание является наукой. Наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания, в результате которой возникает рациональное знание. Рациональное знание - более широкое понятие, чем научное знание. Всякое научное знание рационально, но не всякое рациональное знание научно. Рациональное знание должно отвечать следующим требованиям: понятийно-языковая выразимость, определенность, системность, логическая обоснованность, открытость к критике и изменениям, - и соответствовать следующим логическим законам рациональности:
- закон тождества («а» = «а», «а» ≠ «не-а»);
- закон непротиворечивости (невозможно «а» и «не-а» одновременно);
- закон исключения третьего (либо «а», либо «не-а»).
Научная рациональность - это усиленная рациональность.
Наука - это сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является производство объективно-истинного знания о мире как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений.
Научное знание обладает особенностями, которые выступают критериями научности и отличают науку от других форм познания (искусства, обыденного познания, религиозного постижения мира).
Специфика научного познания:
• объективность научного знания, наука изучает мир таким, какой он есть вне и независимо от человека;
• научное знание ориентировано на обнаружение объективных законов действительности (природных, социальных, законов самого познания), на изучение устойчивых и существенных свойств и связей предметов;
• в науке конструируются особые понятия, объекты мысленной реальности – конструкты, т.е. идеализированные объекты, абстракции, в которых в чистом виде представлена сущность предметов (идеальный газ, абсолютно черное тело);
• научные знания системны, особым способом обоснованы (экспериментальный контроль за полученным знанием, выводимость одних знаний из других), строго доказательны, непротиворечивы;
• проверяемость и возможность многократного воспроизведения полученного результата, т.е. другие ученые, воссоздав те же условия, смогут зафиксировать тот же результат;
• научные знания общезначимы, т.е. одинаково понимаются всеми учеными. Знания представлены в общепринятых формах научной деятельности;
• наука формирует специализированный язык (математическая символика, физические и химические формулы, специальные термины), специальные средства (приборы, инструменты, научное оборудование) и методы;
• требует специальной подготовки и определенных навыков;
• научные знания обладают большой предсказательной силой.