Место и роль общей теории права в системе наук, изучающих право и государство

Как уже было отмечено выше, общая теория права относится к общественным наукам, поскольку изучает процессы возникновения, функционирования и развития государства и права наряду с другими общественными науками. Однако для всех остальных общественных наук государство и право не являются основными объектами изучения.

Общая теория права тесно связана с такими общественными науками, как философия, история, политология, социология, экономические науки и др.

Взаимосвязь с философией выражается в следующем. Философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления – рассматривает место государственно-правовых явлений в развитии общества в целом, служит теоретической базой и вырабатывает методологические принципы для всех юридических наук. На основе философского познания могут быть вскрыты сущность права и государства, определение закономерности их трансформации, механизм функционирования, формы регулирующего воздействия на общественные отношения; разработаны основные категории понятийного аппарата юридических наук и т.д. [9, c. 7].

В свою очередь юридические науки и общая теория права могут влиять на философию, обогащая её фактическим материалом, способствующим становлению в ней общих принципов, охватывающих проблемы государства и права.

Существует тесная взаимосвязь общей теории права и с экономическими науками, которые изучают способы производства материальных благ в обществе, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существование определённых экономических отношений. Политические и правовые явления не в последнюю очередь обусловлены экономикой. Общая теория права изучает соотношение и взаимосвязь действующего права и экономики, модели государственного регулирования экономических отношений [9, c. 8].

Взаимосвязь с историей обусловлена тем, что последняя изучает различные типы цивилизации в условиях конкретного времени и территории. Устанавливая причины происхождения государства и права, исследуя их поступательное развитие, общая теория права опирается на конкретные исторические науки, такие как история государства и права той или иной страны, история политических и правовых учений и т.д. Как правило, история не делает обобщённых выводов, не формирует общие закономерности общественного развития, но обеспечивает соблюдение принципа историзма в теории государства и права.

Особенно тесно общая теория права соприкасается с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. В политологии государство изучается не как юридическое, а как социальное явление. Основываясь на политологических данных о политической системе общества. Общая теория права рассматривает их с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от политических партий, общественных объединений и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства. В свою очередь политология использует положения и выводы общей теории права по вопросам построения политической власти и аппарата государства, форм государственного правления и национально-территориального устройства, политического режима, законности и правопорядка и др.

Взаимосвязь с социологией – наукой о социальных закономерностях, выражается в том, что государство и право – это, прежде всего, социальные институты. Но социология не рассматривает некоторые собственно-юридические их аспекты (правовые формы организации общественных отношений и др.). Существуют и специальная область знания – социология права. Государство осуществляет социальное управление при помощи права. Именно здесь и находится пограничная область исследования государства и права, предполагающая проведение междисциплинарных исследований.

Общая теория права взаимодействует и с другими общественными науками, например, психологией, педагогикой, этикой, теорией менеджмента и т.д.

Вывод по первой главе. На определенной стадии развития человечества государство и право не существовало. Этот период называется первобытнообщинным. Доминирующей чертой первобытного строя считается коллективизм. Коллектив является естественной средой, где формируется и развертывается человеческое сознание, складываются представления о мире. Труд представляет собой неизбежную сторону жизнедеятельности людей. Поведение человека в быту, во взаимоотношениях между себе подобными, природой и т.д., регламентировались общественной властью, т.е. обычаями, традициями, ритуалами.

Такое положение дел не могло оставаться вечным. Постоянная эволюция человека, климатические изменения, изменения окружающей среды видоизменяют общество. Менялась социальная, экономическая основа, менялось управление обществом. Процесс образования государства был неизбежен. Однако, у различных народов этот процесс протекал по-разному.

Теоретические основания происхождения государства и права также разнообразны. Рациональное зерно есть в каждой из выдвинутых теорий.

Наши рекомендации