Энсинитас, Калифорния. Вид на Тихий океан. Главное здание и часть земли Общества Самопознания
Это обширное калифорнийское поместье Энсинитас дар Обществу Самопознания от мистера Джеймса Дж. Линна, верного крия-йогина с момента его посвящения в январе 1932 года. Американский бизнесмен с бесконечными обязанностями, глава крупного нефтяного объединения, президент крупнейшей в мире фондовой биржи по взаимному страхованию от огня, мистер Линн, тем не менее, находит каждый день время для длительной и глубокой медитации крия-йоги . Благодаря такой уравновешенной жизни он достиг в самадхи благодати нерушимого мира.
Во время моего пребывания в Европе и в Индии (с июня 1935 года по октябрь 1936 года) мистер Линн[[414]] устроил заговор со всеми моими корреспондентами в Калифорнии, так чтобы до меня не дошло ни одного слова о строительстве ашрама в Энсинитас. Удивление, восторг!
Еще во время первого пребывания в Америке я исколесил все калифорнийское побережье в поисках небольшого уголка для ашрама на берегу моря. Но где бы я ни обнаруживал подходящее место, неизменно возникали какие-нибудь препятствия, которые портили все дело. Теперь же, глядя на залитый солнцем уголок Энсинитас, я со смирением увидел исполнение давнишнего пророчества Шри Юктешвара: «лесное уединение на берегу океана»[[415]].
Спустя несколько месяцев, во время Пасхи 1937 года, я совершил на лужайке нового ашрама первое из многих пасхальных богослужений на восходе солнца. Как древние маги, несколько сот учеников взирали в благоговейном молчании на чудо нашего времени: воскрешенный образ поклонения солнцу под небесами Запада. В сторону заката простирался Тихий Океан, и его торжественный грохот звучал, подобно хвалебной песне. Вдали виднелся крошечный белый парусник, в уединении летела чайка: «Христос, Ты воскрес!» – не только в весеннем солнце, но в вечном рассвете Духа.
Пролетело много счастливых месяцев. В обители Энсинитас, в окружении совершенной красоты, я завершил давно задуманную работу – «Космические песнопения». Я перевел около сорока песен на английский язык и выразил их мелодию европейскими музыкальными обозначениями. Сюда были включены также песнопенья, как гимн Шанкары «Нет рожденья, нет смерти», древний санскритский «Гимн Брахме», песнь Тагора «Кто во храме Моем?» и множество песен, написанных мною самим: «Всегда буду твоим», «В стране превыше моих мечтаний», «Выйди из безмолвных небес», «Услышь призыв души моей», «В храме безмолвия», «Ты – жизнь моя».[[416]]
В предисловии к этой книге песен я вновь рассказал о моих первых, наиболее ярких впечатлениях, вызванных реакцией Запада на восточные песнопенья. Это произошло во время публичной лекции, состоявшейся 18 апреля 1926 года в аудитории Карнеджи Холл, в Нью-Йорке.
Накануне, 17 апреля, я признался одному американскому ученику, мистеру Олвину Хансикеру в том, что собираюсь попросить аудиторию спеть древнее индийское песнопенье «О, Господь Прекрасный!».[[417]]
Мистер Хансикер запротестовал: «Американцам будет нелегко понять восточные песни».
«Музыка – универсальный язык,– возразил я,– и американцы не замедлят почувствовать порыв души в этом возвышенном песнопении».
Вечером следующего дня больше часа раздавались благоговейные звуки песни «О, Господь Прекрасный!» Гимн пели три тысячи голосов. Дорогие ньюйоркцы, вы отбросили свою пресыщенность, и ваши сердца воспарили в простом и радостном пении. В этот же вечер среди поклонников, распевавших с любовью благословенное Имя Господнее, произошло несколько чудесных исцелений.
В 1941 году я посетил Бостонский центр Братства Самопознания. Его руководитель доктор М. У. Льюис поместил меня в аристократически обставленном помещении. «Сэр,– сказал, улыбаясь, доктор Льюис,– в первые годы вашего пребывания в Америке вы остановились в нашем городе в одной комнатке, даже без ванны. Мне хотелось бы, чтобы вы знали, что Бостон обладает и роскошными помещениями».
Шли годы счастливой жизни в Калифорнии. Они были насыщены напряженной деятельностью. Колония Всемирного Братства Самопознания, основанная в Энсинитас с 1937 году, служит образцом для нескольких меньших колоний в южной Калифорнии. В настоящее время строения Энсинитас включает в себя три ашрама, магазин подарков, также и Приют Братства для его членов. Белые колонны, выходящие строем на шоссе, украшены золотыми лотосами.
Деятельность колоний состоит в многосторонней подготовке учеников в соответствии с идеалами Братства Самопознания и в развитии экстенсивного сельского хозяйства, чтобы обеспечить своими фруктами жителей центров Братства в Энсинитас и Лос-Анджелесе.
От одной крови Он произвел весь род человеческий"[[418]]. Основанные на духовных принципах многочисленные колонии Всемирного Братства на нашей искалеченной войнами Земле являются ответом на неотложные нужды человечества. «Всемирное Братство» – это обширный термин; однако человек должен расширять свои симпатии, рассматривая себя в этом свете, как гражданина всего мира. Тот, кто правильно считает, что это «моя Америка, моя Индия, моя Европа, мои Филиппины, моя Африка» и так далее, никогда не будет лишен размаха полезной и счастливой жизни.
Хотя тело Шри Юктешвара никогда не ступало на какую бы то ни было чужую землю, он знал эту истину о братстве:
«Весь мир – моя родина!»