Тема 17. Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности
1. Понятие социального прогнозирования.
2. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
3. Перспективы социального развития.
При рассмотрении первого вопроса «Понятие социального прогнозирования» следует обратить внимание на то, что проблема прогнозирования связана с изучением законов материального мира и с применением этих знаний на практике.
Получение социальных прогнозов в различных сферах общества очень важно. Для понимания сущности этих прогнозов необходимо выяснить содержания таких понятий, как “предвидение”, “предсказание”, “прогнозирование”, “прошлое”, “настоящее”, “будущее”.
В таких понятиях как “предвидение”, “предсказание”, “прогнозирование” зафиксирована способность видеть существенное в процессах и явлениях до того, как это обнаружено в опыте, на практике, способность познающего субъекта к опережающему отражению действительности (в социальном предвидении - познание будущего). Прогноз означает предсказание, предположение, прогностическую модель, представляющую собой научно-обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их достижения.
Социальные прогнозы представляют собой разработки, параллельные планированию, программированию, проектированию, управлению социальными процессами. Их цель заключается в повышении эффективности планов, программ, проектов, решений.
Прогнозирование разделяется на следующие виды:
1)поисковое, т.е. определяющее наиболее вероятное состояние процесса в будущем на базе выявленных тенденций;
2) нормативное,т.е. определяющее оптимальное, желательное состояние на базе определенных социальных идеалов, потребностей, норм;
3) комплексное,т.е. содержащее элементы поискового и нормативного прогнозирования;
4) системный прогноз, т.е. системное представление об объекте прогнозирования;
5) интервальный прогноз, т.е. характеристика объекта прогнозирования в виде определенного интервала.
Существуют и другие виды прогнозов, например, оперативный, краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, общегосударственный, глобальный.
Исторически сложились следующие типы мировоззренческих подходов к проблеме будущего явлений и процессов: религиозный, утопический и философский.
Религиозный подход основан на вере в то, что будущее определяется сверхъестественными силами, что будущее можно познать путем гадания или божественного откровения и, что на будущее можно влиять, обращаясь к сверхъестественным силам.
Утопический подходотрицает настоящее, абсолютизирует будущее. Несправедливому и «неразумному» настоящему устройству общества утописты противопоставляют, детально расписанные, созданные силой их воображения, порядки справедливого будущего.
Философский подход основан на предвидении будущего как следующей стадии развития природы и общества в рамках познания общих закономерностей этого развития.
Обращаясь к сущности социального прогнозирования следует сказать о его методах. Метод анкетирования. Он позволяет с помощью анкет выявить необходимую информацию и использовать ее в выработке прогноза. Метод экстраполирования основан на распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другие его части. Моделирование - позволяет с помощью модели сделать прогноз будущего состояния объекта.
Изучая второй вопрос “Глобальные проблемы современности и пути их решения”,следует обратить внимание на то, что указанные проблемы являются проблемами общечеловеческого масштаба.
Глобальные проблемы - это проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу для существования цивилизации. Решить их силами одного государства или даже группы государств нельзя. Здесь необходимо мировое сотрудничество на основе полного равноправия, уважения, суверенитета каждого участника, выполнения принятых обязательств, норм международного права.
Ученые сгруппировали глобальные проблемы в три основные группы. К первой группе относятся: проблемы мира, войны, разоружения, выживания. Вторая группа - это проблемы использования достижений научно-технического прогресса, демографические, развития образования, здравоохранения, культуры. Третья группа - это проблемы, связанные с природными ресурсами, энергией, продовольствием, экологией.
Система глобальных проблем носит конкретно-исторический характер. Их обострение может вызвать кризис цивилизации. Сегодня как никогда создалась возможность тотального уничтожения цивилизации, необратимого нарушения механизмов биосферных процессов Земли и околоземного пространства. Человечество не может больше полагаться на процесс неупорядоченной стихийности в эволюции миропорядка. Современному миру нужна устойчивость, демократия, цивилизованность, ненасильственность, создающие условия человеческого выживания.
При рассмотрении третьего вопроса “Перспективы социального развития” следует исходить из того, что решение глобальных проблем требует нового подхода к пониманию взаимодействия государств и общественных движений.
Социальный прогресс - это непрерывное поступательное развитие общества, в котором достигаются новые, более высокие рубежи, уровни и лучшие качественные его состояния.
Важной особенностью социального прогресса является его необратимый характер. Научное предвидение позволяет на основе знаний определенных закономерностей и тенденций исторического развития находить практические средства для решения социальных проблем. Второй особенностью социального прогресса является возрастание его темпов, динамики, стремительности поступательного развития. Для него характерны так же: насыщенность переменами и интенсивность научных открытий, технических изобретений, международного обмена в сфере науки и культуры.
Ссылаясь на ограниченность природных ресурсов, исследователи сегодня говорят о пределах социального прогресса. Однако история свидетельствует о том, что наличие “определенных” пределов роста социального прогресса скорее может послужить стимулом обществен-ного развития, нежели тормозом, ибо будущие поколения, как это было и в прошлом, найдут выход из трудностей.
Интеллектуальный прогресс человечества поможет разумно распорядиться знаниями и найти выход из тупиков и кризисов. Человек усилит свою мощь, как в прошлом письменностью и книгопечатанием, теперь - компьютерами, в будущем - новыми изобретениями и нововведениями. Социальному прогрессу не грозит исчерпание интеллектуальных способностей человека и в этом весь смысл.
Практика подтверждает, что ведущими тенденциями социального прогресса является возрастание свободы человека, рост гуманистических ценностей, согласование личных и общественных интересов, консолидация демократических сил в борьбе за мир, интернационализация общественных отношений, стремление к справедливости, равенству, к гармонии отношений человека с природой.
Социальный прогресс не застрахован от зигзагов и попятных движений, однако научное предвидение и сознательная деятельность людей помогают выправить искривления на пути социального прогресса.
На пути социального прогресса сегодня стали глобальные проблемы. Мир встал перед выбором - погибнуть или выжить. Никогда в прошлом исторический выбор не был таким ясным и однозначным. Ныне живущие поколения должны найти выход не в трагическом эпилоге, а вдохновляющем прологе общечеловеческой солидарности.
Гуманистическая миссия социального прогресса обеспечить реальный поступательный процесс развития человечества в соответствии с объективными закономерностями и тенденциями.
* * *
В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:
Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:
«Глобалистика», «Глобализм», «Прогноз», «Прогресс».
Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:
«Прогнозування», «Прогрес / регрес», «Філософія глобальних проблем».
навчально-МЕТОДИЧНа ЛІТЕРАТУРА:
1. Бичко А. К., Бичко І.В., Табачковский В.Г. Історія філософії. - К., 2010.
2. Буслинський В.А. Історія філософії. – Львів, 2007.
3. Введение в философию. - К., 2008.
4. Волинка Г.І. та ін.. Історія філософії в зв’язку з освітою. - К., 2006.
5. Горський В.С. Історія української філософіі. - К., 1996.
6. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М., 2009.
7. Зарудний Э.О. Философия. – К., 2007.
8. Історія філософії. - К., 2004.
9. Історія філософії України. - К., 1994.
10. Кислюк К.В. Философия (модульный курс). –Харьков, 2009.
11. Кремень В.Г., Ільїн В.В. Філософія. – К., 2007.
12. Никитин Л.Н., Гребеньков Г.В. Научное познание и философия
экономики. – Донецк, 2004.
13.Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М., 2001.
14. Основы философии. Под ред. Никитина Л.Н. – К., 2010.
15 Петрушенко В.Л. Философия. – Львов, 2010.
16. Смольков О.А., Дещинский Ю.В. Философия. – Львов, 2008.
17. Таран В.О., Зотов В.М., Рєзанова Н.О. Соціальна філософія. – К., 2009.
18. Філософія.- К., 2009.
19. Философия в вопросах и ответах. – М., 2008.
20. Філософія.- Хрестоматія, - К., 2009.
21.Философский энциклопедический словарь. -М., 2009.
22.Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002.
Примітка: Як додаткова література рекомендуються так само статті з періодичних видань останнього років: «Вопросы философии»; «Філософська думка»; «Философские науки»; «Вестник Московского университета» Серия: философия та ін.
Содержание
І. Вводная часть.
Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе . . . . . . . . . 2
II. Историко-философское введение
Тема 2. Основные исторические типы философии. . . . . . . . . . . . . . 5
Тема 3. Философская мысль Украины в XI – XXI вв. . . . . . . . . . . .. 12
Тема 4. Основные философские концепции современности. . . . . . .19