Проблемы познаваемости мира в философии.
Диалектика и метафизика как методы философского освоения мира.
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Первоначально этим термином обозначалось искусство диалога и спора: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Диалектика, как наука о всеобщих законах, противоположна любым частным наукам, (вслед за Гегелем) изучает то, что относится к наукам вообще.Диалектический подход: изучить предмет в развитии и ориентироваться в предвидении, например, в области политики, искусства и т.п. Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Ядро диалектики – закон единства и борьбы противоположностей. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.
Метафи́зика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Аристотель называет этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук. Метафизические вопросы: что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал? Что есть «непосредственное», «наличное»? В новое время возникает понимание метафизика как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании. Метафизический подход: вещи и явления рассматриваются неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.
Проблемы познаваемости мира в философии.
Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Гносеология - теория познания.
Основные проблемы гносеологии:
- Проблема истины
- Истина и смысл
- Проблема метода
- Сущность познания
- Формы познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл)
- Эмпирический и теоретический уровень познания.
- Принципы познания
- Вера (интуиция) и знание
- Структура и формы опыта
- Специфика и критерии научного познания.
- Понимание и объяснение
Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе?
Ответы на этот вопрос у разных философских течений выглядят по-разному:
- гносеологический оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства.
- агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
- скептицизм — мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична.
- солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.
Онтология - раздел философии, изучающий бытие. Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем.
Основной вопрос онтологии: что существует?
Основное понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение. Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.
Аксиология - теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали. Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.