Значимая вещь, явление, сторона явления, значимое отношение
Ценность определяется не их объективными, природными свойствами объектов, а их вовлеченностью в жизнедеятельность человека.Другими словами, для нас что-либо имеет значимость, ценность, только если участвует в нашей жизни. Ценности выявляются и обосновываются посредством оценок, которые даются разным видам ценностей (мы их перечислим в связи с характеристикой различных видов ценностей). Оценка – это выражение отношения к ценности.С помощью оценок мы зачисляем вещь в ценности или исключаем ее из числа таковых, определяем характер этой ценности. Например, книга представляет собой ценность. Эту ценность мы можем выразить с помощью нескольких оценок: если это научная книга, мы можем сказать, что она интересная (содержит интересные научные идеи); если это рукописная книга XV века, она может быть оценена, как исторический памятник; если в ней содержатся рисунки и миниатюры, она может быть оценена, как художественная ценность, и т. д.
Раздел философии, занимающийся исследованием ценностей, называется «аксиология» (от греческого слова «аксиос» - «ценность»). Аксиология – сравнительно молодая философская дисциплина, хотя о различных ценностях философы рассуждали с античности. К примеру, в философской картине мира Платона чрезвычайно много места отводится положительной моральной ценности «благо», или «добро», зато фактически отрицается существование противоположной ей негативной моральной ценности «зло». Платон считал, что мир вещей (космос) благ, но ценностно неоднороден: в нем есть вещи (в широком смысле этого слова) более ценные и менее ценные. Ценность вещи определяется ее отношением к идее Блага. Хорошие вещи через свои идеи соотносятся с идеей Блага – верховной в пирамиде идей (чем ближе к вершине пирамиды соответствующая идея, чем она более общая, тем вещь ценнее). Плохие вещи (к примеру, зло, ложь, убийство) никак с идеей блага не соотносятся, потому что своих идей не имеют. Они существуют только как недостаток идей Блага, истины, жизни. Ученик Платона Аристотель считал, что благость вещи определяется ее соответствием собственной сущности (форме). Рассуждали античные философы о правовых и эстетических ценностях, однако, в общем виде, вопросы о том, что такое ценности, откуда они берутся, почему для одних людей ценно одно, для других – другое? – не ставились, то есть общего теоретического учения о ценностях не было.
Аксиология появляется благодаря И. Канту, который, в своей системе трансцендентального идеализма, обосновал, что человек есть житель двух миров: природного, который есть «царство необходимости» (потому, что управляется законами природы), и мира человеческих отношений, который есть «царство свободы» (потому, что управляющие им моральные нормы свободно устанавливаются человеческим разумом). И. Кант обнаружил, что три главные ценности, управляющие жизнью людей (Истина, Добро и Красота) – это особое измерение мира, создаваемое человеком1. По-новому рассмотрев ценностные основания жизни, И. Кант привлек внимание философов к проблеме ценностей, и подготовил почву для появления аксиологии.
Содержание понятия ценности
Ответ на вопрос «Что такое ценности?» у разных философов звучит по-разному. Остановимся на определениях ценности наиболее известных философов, у которых отмечаются наиболее существенные характеристики ценностей. В числе таковых - немецкие неокантианцы Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) и Генрих Риккерт (1863-1936). Вслед за Кантом они полагали, что источником ценностей является свободная воля человека, что ценности утверждаются в актах его свободного выбора. Для них понятие ценности стало, вообще, главной философской категорией, и философию они понимали и развивали, как теорию ценностей.
В. Виндельбанд писал, что ценности – это не реальные вещи. Они представляют собой нормы, регулирующие все виды человеческой деятельности, и цели деятельности – то, к чему мы стремимся. Чтобы проиллюстрировать это положение Виндельбанда, можно привести понятие добра, блага: оно и регулирует наши поступки (мораль запрещает нам совершать зло себе и другим) и является их целью (например, получая образование, мы ходим на занятия, изучаем книги, т. е. получаем знания, которые являются для нас ценностью – целью процесса образования).
Ценности, считали неокантианцы, сами действительностью не обладают, но, воплощаясь или реализуясь в действительности, создают культурные блага – ценные части действительности. Ценность – это всегда некий идеал, идея, с которой мы мысленно сравниваем реально существующие вещи и отношения, оценивая их как «красивые» или «безобразные», «хорошие» или «плохие» и т. п. В качестве идеала они могут быть и недостижимыми.
Американский протестантский философ Рейнхольд Нибур (1892-1971) в статье «Средоточие ценностей»2 выделил такое свойство ценностей, как их социальность: «Ценность наличествует везде, где существо встречается с существом». «…ценность не есть взаимоотношение, но она проявляется только во взаимоотношениях существ».
Представитель английского позитивизма Альфред Айер (1910-1989) отметил связь ценностей с человеческими эмоциями. Он писал, что когда мы делаем оценочные суждения, мы передаем не рациональное знание о вещах, а наше эмоциональное отношение к вещам, таким образом, воздействуем на их эмоции, убеждаем их относится к нашим ценностям так же, как мы. То есть ценностное отношение формируется не только благодаря разуму, но и посредством наших чувств, переживаний.
Откуда берутся ценности? Почему мы начинаем воспринимать нечто как ценность? Английский этнограф и социолог польского происхождения Бронислав Малиновский (1884-1942) считал, что ценностями становится все то, что служит выживанию. Выживание является единственной абсолютной ценностью, а все остальные – только средства для её существования3. При таком подходе из числа ценностей культуры, однако, выпадают очень многие вещи: музыка, живопись, художественная литература… Похожей точки зрения на ценности (но только на моральные и религиозные) придерживался один из создателей социальной антропологии, английский этнограф Алфред Реджиналд Рáдклиф-Браун (1881-1955). Он писал, что моральные и религиозные ценности есть продукт жизни общества, они выполняют функции объединения общества и сохранения его благосостояния.