Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения

Философия–продукт духовного развития человечества и общественная форма сознания. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отно-ие человека к миру и высту-щих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения. Компоненты мир-ия:а)Познавательный: мироощущение, миропон-ие:обыден-ое и научное.б)Ценностно-нормативныйв)Эмоционально-волевой г)Практический. Мировоззрение функционирует на двух уровнях:

1Жизненно-практический.

2.Теоретический.

Исторические типы мировоззрения:

1. Мифологическое. Возникает в глубокой древности и харак-ся след. Свой-ми: образность и синкретизм. В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек.

Особенность мифологического мировоззрения – хаосоцентризм. Основной способ и принцип решения мировоззренческих вопросов – генетический.

Мифологический мир включает два аспекта:

· Дехронический (рассказ о прошлом).

· Синхронический (объяснение настоящего и будущего).

Мифология обеспечивает связь человека с прошлым и будущим. Главная функция и значение – обеспечение гармонии и единства человека с миром, природой, обществом.

2. Религиозное. Религия возникла на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией. Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения - Бог). Особенности религиозного мировоззрения:

Наличие культовой, наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего. Основная функция религии - помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному. Мифология и религия носят духовно-практический характер, они ориентированы на регламентацию духовно-практической деятельности человека, на определение жизненного пути человека.

3. Философское.Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Философия возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира. Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин “философия”. У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки.

Философия – это особая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, определение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Для философии характерен универсализм субстанционализм и сомнения .

В отличие от религии, философия противопоставляет догме – сомнение, вере – логику, эмоциям – интеллект.

6.Классический этап в древнегреческой философии (Платон, Аристотель).Деятельность Платона (427 – 347 гг. до н.э. Платон (широкий) был поэтом. Затем стал учеником Сократа. Платон создал целостную систему объективного идеализма: он признавал существование мира идей (идеи вечны, абсолютны и неизменны). Идеи невозможно ощущать органами чувств, которые мешают воспринимать мир идей. Тело для Платона – это темница души. Познание – это процесс воспоминания душой того, что она знала до вселения в тело. Платон верил в переселение душ. Чтобы проникнуть в мир идей нужно отвлечься от чувств и внешнего мира. Мир идей - упорядоченная система абсолютных сущностей, пирамида идей. Основа пирамиды – мелкие идеи. Вершина пирамиды – идея благо (доброта и т.д.) Платон возвел занятие математикой в ранг религиозной деятельности. Душа состоит из 3 частей: Разумная. Волевая (стремление человека к славе и т.д.). Чувственная.Платон был философом-поэтом: душа подобна колеснице с двумя конями, где гончий это разум, один конь – волевое начало (подчиняется разуму), другой конь – чувственное начало (тянет «вниз»). В 387г. до н.э. Платон организовал школу – Академию. Для Платона идеальное государство состоит из трех сословий: Мудрецы, Воины (доминирует волевое начало), Земледельцы (чувственное начало преобладает). Аристотель – ученик Платона. 335 г. до н.э. организовал свою школу – лигей (трепатическая школа). Аристотель – универсальный гений античного мира. Огромный вклад внес в развитие античной логики. Интересовался физикой, этикой, соц. философской этикой и др. Занимался метафизикой. Обозначает и определяет философию в качестве первой науки. Метафизика – глубокое и фундаментальное объяснение проблем, основ реальности. Аристотель – философ – аналитик. Философия Аристотеля показывает колебания м/у материализмом и идеализмом. Отвергает тезис Платона о том, что существует мир идей, независимый от вещей. Идеи не могут существовать без вещей, они выступают в качестве субстанционар. вещей. Выделяет 4 первоначала:Материя, Форма, Действие, Цель (конечная причина).Соотношение м/у материей и формой очень сложное: материя – то из чего состоят вещи, форма – проект вещи. Понятие “бытие” неоднозначно. Рассматривает бытие, как категории. Категории – высшие формы (роды) бытия. Выделяет 10 категорий: главная категория сущности, качества, количества, отношения, действия, страд., места, времени.Бытие как, акт и потенция. Актуальное бытие – реализовано в реальности. Движение – переход от потенциальной формы к актуальной.изменение в качестве изменение по месту изменение в кол-ве изменение в субстанции Наряду с богом существует еще 55 субстанций. Душа – форма тела. Различает 3 формы: вегетативная, чувствующая, разумная. Человек – существо социальное политическое “животное” гражданин своего полиса. Цель жизни – достижение счастья через соблюдение инертности. Высшая форма деятельности – научно – политическая теория. Выводит государство от совместной жизни людей до политической структуры общества. Рациональная форма политической жизни – создание полиса.

Наши рекомендации