Карта компетенций дисциплины
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт государства и права
Кафедра теории государства и права и международного права
Попов Владимир Иванович
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 030900.68 «Юриспруденция» Магистерской программы
«Защита прав человека и бизнеса»
очной/заочной формы обучения
Тюменский государственный университет
Попов Владимир Иванович.Сравнительное правоведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030900.68 «Юриспруденция» Магистерской программы «Защита прав человека и бизнеса» очной/заочной формы обучения. Тюмень, 2013, стр. 25
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Сравнительное правоведение [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой теории государства и права и международного права. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Винниченко О.Ю., д.ю.н., профессор, зав. кафедрой теории государства и права и международного права
© Тюменский государственный университет, 2013.
© Попов Владимир Иванович, 2013.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка, которая содержит:
Цели и задачи дисциплины.
Цель изучения дисциплины.Настоящий Учебно-методический комплекс является основой для преподавания сравнительного правоведения в Институте государства и права Тюменского государственного университета.
Предметом курса являются закономерности функционирования правовых систем, присущие только им специфические черты, особенности, проявляющиеся на различных этапах развития общества, культуры, цивилизаций и государств, а также общие закономерности взаимодействия и «сотрудничества» этих систем. Соединяя многообразные и разноуровневые знания, сравнительное правоведение составляет мировоззренческую основу юриспруденции вообще, частного и публичного права в частности. Формирует правосознание юристов как профессионалов, осуществляющих функции правового регулирования. Одновременно сравнительное правоведение является частью современного обществознания, теснейшим образом взаимосвязана с общей теорией права и государства. Опирается на выводы экономики, философии, социологии, психологии, культурологи и других социальных наук.
В процессе изучения сравнительного правоведения студенты должны получить представление о направлениях, масштабах и пределах проникновения юридических начал в правовые системы их экономику, политику, социальные отношения и другие сферы общественной жизнедеятельности.
Целью изучения спецкурса по сравнительному правоведению является формирование общего представления о сравнительном правоведении, понимании важности его изучения в контексте теоретической и практической значимости.
Задачи курса:
- изучение предмета и методов используемых в сравнительном правоведении;
- изучение основных определений, понятий и категорий сравнительного правоведения;
- понимание истории становления и развития, места и роли курса сравнительного правоведения в жизни общества и юридической практики;
- понимание соотношения курса с международным и национальным правом;
Задачи дисциплины: Задачи дисциплины – сформировать основные навыки сравнеия правовоых систем и выявления на этой основе наиболее общих закономерностей их бытия.
1.2.Место дисциплины в структуре ООП.
Для полноценного освоения курса «Сравнительное правоведение» необходимо хорошее владение знаниями по дисциплинам «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История отечественного государства и права».
Дисциплина «Сравнительное правоведение» органически интегрирована в систему знаний по приобретаемому профилю подготовки магистров и соответственно является неотъемлемым компонентом в овладении всей совокупностью знаний о государственно-правовой действительности.
Умения и навыки, полученные при изучении сравнительного правоведениия, естественно, базируются на знаниях, приобретенных по обязательным дисциплинам, но вместе с тем являются фундаментальными при подготовке магистрантов.
В методологическом отношении дисциплина призвана обеспечить системность способов и приемов организации юридической практики, а также методов научного изыскания взаимодействий правовой теории и юридической практики
Изучение сравнительного правоведения необходимо для прохождения учебной, производственной и научно-исследовательской практики, а также написания магистерской диссертации.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по «Сравнительному правоведению»:
- осознание значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК – 1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК - 3);
- способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК – 4);
-компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК – 5);
- способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК – 9);
- способность воспринимать, анализировать, и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10).
карта компетенций дисциплины
«Сравнительное правовоедение»
Формулировка компетенции | Результаты обучения в целом | Результаты обучения по уровням освоения материала | Виды занятий (лекции, практические, семинарские) | Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.) | |||
Минимальный | Базовый | Повышенный | |||||
ОК-1 | Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | Знает: Основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории, основания философско-правового осмысления правовой реальности, принципы профессионального мышления современного юриста, основы правовой культкры | Главные нормативно-правовые акты в области регулирования юридической деятельности | Главные нормативно-правовые акты в области противодействия коррупции и основные механизмы противодействия властному произволу | Действующую нормативно-правовую базу в области борьбы с коррупцией; основные труды классиков юриспруденции в сфере правового сознания | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работа | Выступление на семинаре; Контрольная работа; Тестирование; Доклад; Коллоквиум |
Умеет: Дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах | Применить имеющиеся знания в практической деятельности юриста | Воспользоваться имеющимися знаниями при выявлении коррупционного поведения | Правильно оценивать роль юридического образования и правового воспитания населения в области противодействия коррупционного поведения должностных лиц | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работа | Тестирование; Доклад; Коллоквиум; Зачет; Защита контрольной работы | ||
Владеет: Основными навыками философско правового анализа, обнаружения и сопаоставления важнейших философско-правовых идеологем, приемами методологий правовой науки | Навыками правового воспитания населения | Навыками противодействия коррупции в нашей стране и за рубежом | Профессиональными качествами юриста в области нетерпимости к нарушению действующего законодательства, а также высоко почтительному уважению к праву, закону, другим явлениям правовой действительности | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работа | Зачет; Защита контрольной работы | ||
ОК-2 | Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знает: Основные культурные и моральные нормы этического поведения профессионального поведения юриста | Основные этические правила поведения юриста | Моральные и этические нормы поведения человека | Основные культурные и моральные нормы этического поведения профессионального поведения юриста | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работа | Выступление на семинаре; Контрольная работа; Тестирование; Доклад; Коллоквиум |
Умеет: Осуществлять профессиональную и научно-педагогическую деятельность в процессе осуществления юридического образования | Следовать этическим нормам поведения в процессе осуществления практической деятельности юриста | Следовать моральным и этическим нормам поведения в обществе | Грамотно, всесторонне и многогранно осуществлять профессиональную и научно-педагогическую деятельность в процессе осуществления юридического образования | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работ | Тестирование; Доклад; Коллоквиум; Зачет; Защита контрольной работы | ||
Владеет: Навыками социально-активного правомерного поведения в процессе реализации норм права | Навыками законопослушного поведения | Навыками определения необходимости проявления активности в процессе осуществления механизма правового регулирования | Навыками социально-активного правомерного поведения в процессе реализации норм пра | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работа | Зачет; Защита контрольной работы | ||
ОК-3 | Способность совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | Знает: Основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории, основания философско-правового осмысления правовой реальности, принципы профессионального мышления современного юриста, основы правовой культкры | Основные труды классиков философии права | Основные принципы профессиональной деятельности юриста | Какие принципы права необходимо применять в случаи пробельности законадательства | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работ | Коллоквиум Выступление на семинаре; Контрольная работа; Тестирование; Доклад; |
Умеет: Дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах | Умеет дискутировать на достаточно высоком интеллектуальном уровне с применением знаний полученных при изучении философии права | Умеет аргументированно, точно, последовательно излагать свои мысли | Умеет участвовать в диспутах, отстаивать свою позицию на высоком уровне правовой и общечеловеческой культуры | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работ | Коллоквиум Выступление на семинаре; Контрольная работа; Тестирование; Доклад; | ||
Владеет: Основными навыками философско правового анализа, обнаружения и сопаоставления важнейших философско-правовых идеологем, приемами методологий правовой науки | Способен обладать интеллектуальными навыками философско- правового анализа | Владеет навыками философско- правового обнаружения закономерностей | Владеет навыками обнаружения философско-правовых идеологем, а так же приемами методологий правовой науки | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работ | Коллоквиум Выступление на семинаре; Контрольная работа; Тестирование; Доклад; | ||
ОК-4 | Свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения | Знает: Правила построения речи и основные принципы уважительного общения | Теоретические аспекты построения речи | Правила построения речи и основные принципы уважительного общения | Правила построения речи, основные принципы уважительного общения, необходимые юридические термины | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работ | Выступление на семинаре; Контрольная работа; Тестирование; Доклад; Коллоквиум |
Умеет: Составлять предложения с использованием понятийно-категориального аппарата юридической науки | Аргументировать сделанные выводы ы юридической сфере | Использовать юридическую терминалогию в повседневной жизни | Составлять предложения с использованием понятийно-категориального аппарата юридической науки | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работ | Выступление на семинаре; Контрольная работа; Тестирование; Доклад; Коллоквиум | ||
Владеет: Навыками выражения своих мыслей в юридической сфере | Навыками грамотного выражения своих мыслей | Навыками выражения мыслей в юридической сфере | Способностями аргументированно и убедительно доказывать сделанные выводы при проведении научных изысканий в области права | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работа | Выступление на семинаре; Контрольная работа; Тестирование; Доклад; Коллоквиум | ||
ОК-5 | Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | Знает: Основные культурные и моральные нормы этического поведения профессионального юриста в коллективе | Основные культурные и моральные нормы этического поведения профессионального юриста в коллективе | Основные культурные и моральные нормы управления коллективом | Достижения менеджмента при осуществлении руководства научно-исследовательским коллективом | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работа | Выступление на семинаре; Контрольная работа; Тестирование; Доклад; Коллоквиум |
Умеет: Грамотно, всесторонне и многогранно осуществлять исследовательские работы в юридической сфере | Пользоваться нормами этического поведения | Грамотно, всесторонне и многогранно осуществлять исследовательские работы в юридической сфере | Грамотно, всесторонне осуществлять руководство коллективом при осуществлении исследовательских работ в юридической сфере | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работа | Тестирование; Доклад; Коллоквиум; Зачет; Защита контрольной работы | ||
Владеет: Навыками управленческой деятельности в процессе осуществления профессиональной деятельности юриста | Основными, базовыми этическими стандартами профессионального руководства коллективом | Навыками управленческой деятельности в процессе осуществления профессиональной деятельности юриста | Возможностями инициативно и методологически правильно осуществлять научные исследования в области права | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работа | Зачет; Защита контрольной работы | ||
ПК-9 | Способность принимать оптимальные управленческие решения | Знет: Процессы формирования и развития идей сравнительного правовоедения, объект предмет источники и принципы, место и роль сравнительного правовоедения в обществе, в том числе, в системе юри дического образования, взаимосвязь и взаимодействие международного права, классификация правовых систем | Категориальный правовой аппарат в области умения принимать оптимальные управленческие решения на основе знания о сравнительном правовоедении | Знать более углублённо идеи сравнительного правоведения, предмет и источники, принципы сравнительного правоведения в обществе | Знать еще глубже до умопомрачения принципы, предмет, методологию сравнительного правоведения и её влияние на международное право, а права международного на национальную правовую систему | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работа | Зачет; Защита контрольной работы |
Умеет: Применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права, для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работе | Уметь применять полученные знания для закономерностей развития государства и права для принятия управленческих решений | Уметь использовать полученные знания в процессе правотворчества | Уметь использовать полученные знания для научно-исследовательских изысканий | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работа | Тестирование; Доклад; Коллоквиум; Зачет; Защита контрольной работы | ||
Владеет: Методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин, исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии, юридической науки, международного права и национальных правовых систем | Методикой самостоятельного изучения правовых доктрин в области управления и принятия управленческих решений | Методикой анализа политико-правовой идеологии в сфере принятия управленческих решений | Методикой анализа правовой идеологии, юридической науки, международного права и национальных правовых систем | Семинар; Практические занятия; Самостоятельная работа | Тестирование; Доклад; Коллоквиум; Зачет; Защита контрольной работы | ||
ПК-10 | Способность воспринимать, анализировать и реализовывать инновации в профессиональной деятельности. | Знает: учебную и научную литературу в области юриспруденции, концептуальные положения основных нормативно-правовых документов Российской Федерации и Международного сообщества. | Концептуальные положения основных нормативно-правовых документов РФ. | Концептуальные положения основных нормативно-правовых документов РФ и Международного сообщества. | Помимо знания основных положений нормативно-правовых документов, обучающийся демонстрирует знания в области учебной и специальной литературы по направлению «Юриспруденция». | Участие в научных конференциях; Участие в заседаниях научных кружков; Написание статей; Написание магистерской диссертации. | Доклад; Выступление на научном кружке; Защита магистерской диссертации. |
Умеет: анализировать труды ведущих ученых-юристов с применением методологического инструментария, а также положения основных нормативно-правовых документов РФ; отслеживать и реагировать на изменения в сфере общественных отношений, требующих урегулирования с помощью норма права. | Анализировать положения основных нормативно-правовых документов РФ. | Качественно, с применениями правил юридической техники, сравнивать положения действующего законодательства, грамотно формулировать выводы, в том числе и по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство. Грамотно использовать методологический инструментарий для проведения научного исследования. Своевременно отслеживать и реагировать на изменения в важнейших сферах общественных отношений. | Умение сопоставлять международное и внутригосударственное право (в частности, в коллизионных вопросах), а также грамотно использовать методологический портфель в области проведения научного исследования. Умение отслеживать и реагировать на изменения в различных сферах общественных отношений, требующих регулирования с помощью норм права. | Участие в научных конференциях; Участие в заседаниях научных кружков; Написание статей; Написание магистерской диссертации. | Доклад; Выступление на научном кружке; Защита магистерской диссертации | ||
Владеет: Представлениями о внутреннем строении права России, о его соотношении с нормами международных документов; навыками анализа учебной и научной литературы. | Базовыми представлениями о праве России, его внутреннем строении; навыками применения полученных знаний на практике; навыками по внедрению инноваций в профессиональной деятельности. | Основными представлениями о праве России, его внутреннем строении; Навыками анализа правовых систем современности с целью выявления элементов, ценных для российской правовой системы. | Основными представлениями о праве России, его внутреннем строении; Базовыми знаниями о праве международного сообщества; Навыками анализа правовых систем современности с целью выявления элементов, ценных для российской правовой системы. | Участие в научных конференциях; Участие в заседаниях научных кружков; Написание статей; Написание магистерской диссертации. | Доклад; Выступление на научном кружке; Защита магистерской диссертации. |
2. Трудоемкость дисциплины.Семестр 2. Форма промежуточной аттестации – зачёт. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 часа
Тематический план ОДО
Таблица 1.
Тематический план
№ | Тема | недели семестра | виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Формы контроля | ||||
лекции* | семинарские (практические) занятия* | лабораторные занятия* | самостоятельная работа* | Из них в интерактивной форме | ||||
Тема 1. Понятие сравнительного правоведения. | 1;2 | Коллоквиум | ||||||
Тема 2. История развития сравнительного правоведения | 3;4 | Тесты | ||||||
Тема 3. Понятие и классификация правовых систем. | 5;6 | Теоретический опрос | ||||||
4 | Тема 4. Романо-германская правовая семья. | 7;8 | Реферат | |||||
Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья). | 9;10 | Эссе | ||||||
Тема 6. Религиозные правовые семьи. | 11;12 | Коллоквиум | ||||||
Тема 6. Восточное право и африканское право | 13;14 | Тест | ||||||
Тема 8. Российская правовая система. | 15;19 | Эссе | ||||||
Итого: 72 | Зачёт | |||||||
Из них в интерактивной форме |
Тематический план ОЗО
Таблица 2.
Тематический план
№ | Тема | виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Формы контроля | ||||
лекции* | семинарские (практические) занятия* | лабораторные занятия* | самостоятельная работа* | Из них в интерактивной форме | |||
Тема 1. Понятие сравнительного правоведения. | Коллоквиум | ||||||
Тема 2. История развития сравнительного правоведения | Тесты | ||||||
Тема 3. Понятие и классификация правовых систем. | Теоретический опрос | ||||||
4 | Тема 4. Романо-германская правовая семья. | Реферат | |||||
Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья). | Эссе | ||||||
Тема 6. Религиозные правовые семьи. | Коллоквиум | ||||||
Тема 6. Восточное право и африканское право | Тест | ||||||
Тема 8. Российская правовая система. | Эссе | ||||||
Итого: 72 | Зачёт | ||||||
Из них в интерактивной форме |
Таблица 3.
Планирование самостоятельной работы студентов ОДО
№ | Темы | Виды СРС | Неделя семестра | Объем часов | |
обязательные | дополнительные | ||||
Тема 1. Понятие сравнительного правоведения. | Письменная домашняя работа, ознакомление с учебной литературой | Эссе, доклад, подготовка научной статьи, подготовка учебного видеофильма, подготовка мультимедийных презентаций | 1;2 | ||
Тема 2. История развития сравнительного правоведения | Письменная домашняя работа, ознакомление с учебной литературой | Эссе, доклад, подготовка научной статьи, подготовка учебного видеофильма, подготовка мультимедийных презентаций | 3;4 | ||
Тема 3. Понятие и классификация правовых систем. | Письменная домашняя работа, ознакомление с учебной литературой | Эссе, доклад, подготовка научной статьи, подготовка учебного видеофильма, подготовка мультимедийных презентаций | 5;6 | ||
Тема 4. Романо-германская правовая семья. | Письменная домашняя работа, ознакомление с учебной литературой | Эссе, доклад, подготовка научной статьи, подготовка учебного видеофильма, подготовка мультимедийных презентаций | 7;8 | ||
Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья). | Письменная домашняя работа, ознакомление с учебной литературой | Эссе, доклад, подготовка научной статьи, подготовка учебного видеофильма, подготовка мультимедийных презентаций | 9;10 | ||
Тема 6. Религиозные правовые семьи. | Письменная домашняя работа, ознакомление с учебной литературой | Эссе, доклад, подготовка научной статьи, подготовка учебного видеофильма, подготовка мультимедийных презентаций | 11;12 | ||
Тема 6. Восточное право и африканское право | Письменная домашняя работа, ознакомление с учебной литературой | Эссе, доклад, подготовка научной статьи, подготовка учебного видеофильма, подготовка мультимедийных презентаций | 13;14 | ||
Тема 8. Российская правовая система. | Письменная домашняя работа, ознакомление с учебной литературой | Эссе, доклад, подготовка научной статьи, подготовка учебного видеофильма, подготовка мультимедийных презентаций | 15;19 | ||
ИТОГО: |
Таблица 4
Планирование самостоятельной работы студентов ОЗО