Тема 5. Философия эпохи Возрождения
Цель семинарского занятия: Выявить новые достижения в области культуры, науки и философии. Определить научные натурфилософские, гелиоцентрические идеи, сменившие геоцентрическую схоластику.
Основные понятия к теме:вера антропоцентризм воля гуманизм индивидуальность личность номинализм пантеизм персонализм прометеизм разум реализм Ренессанс секуляризация супранатурализм
План семинара:
1. Философско-социологические взгляды философов эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли.
2. Философско-социологические воззрения Томаса Мора и Томазо Кампанеллы.
3. Гуманизм философов эпохи Возрождения: Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень.
4. Натурфилософия эпохи Возрождения: Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей.
В ходе рассмотрения темы необходимо рассмотреть ту особенность, что в философии XVI века на первое место в исследовании проблем вышло познание человека как деятельного существа в мире, способного преобразовать его на основе науки. Человечество расширило свое познание об окружающей среде, о космосе. Геоцентрическая религиозная картина мира уступает место гелиоцентрической системе, предполагающей множество миров.
Выяснить, почему данная эпоха называется эпохой Возрождения, которая охватывает два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVII в.). Выделить основные особенности философии Возрождения: 1) философия перестает быть «служанкой богословия» и становится выражением знания и мудрости; 2) философия становится антропоцентричной, объектом ее изучения становится человек, который уже не «тварь при Творце», а цель природы, творящее и одухотворенное начало.
Необходимо рассмотреть три периода в развитии философии Возрождения: 1) гуманистический или антропоцентрический (середина XIV – середина XV вв.); 2) неоплатонический период (середина XV в. – до первой трети XVI в.); 3) натурфилософский период (вторая половина XVI в. – начало XVII в.). Раскройте сущностные черты этапов развития философии эпохи Возрождения: первый период характеризовался тем, что человек, его мир, духовные ценности были вырваны из контекста средневекового теоцентризма, при котором в центре познания было понятие о Боге и его сущности; второй период был связан с формированием гносеологических и онтологических представлений о человеке и сущности мира, и третий – с созданием целостной, научной картины мира о человеке и его бытии.
Тесты, вопросы, проблемные задания
Тесты:
1. Главная черта философии эпохи Возрождения:
1. теоцентризм 2. Дуализм 3.космоцентризм 4.антропоцентризм
2. Об острове Утопия рассказал:
1. М.Монтень 2. Н. Макиавелли 3.М.Лютер 4.Т. Мор
3. Идея пантеизма – это:
1. религиозно-философское понимание, согласно которому Бог, создав мир, в дальнейшем не вмешивается в закономерный ход развития этого мира;
2. отождествление Бога с миром;
3. признание Бога в качестве источника бытия и изменения всех вещей, руководящего этим миром, но отличного, однако, от этого мира;
4. представление о создании Богом мира из ничего.
4. Идеологами протестантизма в период северного Возрождения были:
1. К.Маркс и Ф.Энгельс 2. М.Лютер и Ж.Кальвин
3. Конфуций и Лао-цзы 4. Й. Фихте и Ф.Шеллинг
5. “Цель оправдывает средства” – тезис, который принадлежит:
1. М.Монтеню 2. Н. Кузанскому 3.Дж. Бруно 4.Н. Макиавелли
6. Автор произведения «Похвала глупости»:
1. Н. Макиавелли 2. Ж. Кальвин 3. Э. Роттердамский 4. Вольтер
7. В чем выражался идеал человека Возрождения:
а) аскетическое отвержение «мира и плоти»;
б) гармоничный духовно и физически;
в) разумный, уверенный в своих силах и разуме.
8. Кому принадлежит гелиоцентрическая система мира:
а) Н. Кузанский; б) Н. Коперник; в) Дж. Бруно; г) Галилей.
9. Ренессансный гуманизм – это:
а) картина мира, центром которого является человек;
б) человеколюбие;
в) мировоззрение, в котором высшей ценностью выступает
человек, его достоинства и права.
10. Назовите представителей реформации:
а) Мартин Лютер; б) Мартин Лютер Кинг;
в) Ж. Кальвин; г) Томас Мюнцер.
Вопросы:
1. Почему эпоху XIV-XVI ст. называют эпохою Возрождение? Назовите основные периоды эпохи Возрождения и их отличительные черты. В чем суть идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Ренессанса?
2. Охарактеризуйте основные идеи эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, индивидуализм.
3. Каким образом Николай Кузанский рассуждая о Боге, приходит к отрицанию средневековой картины мира?
4. Каковы основные принципы «натуральной философии» Николая Коперника?
5. Какая идея заключена в следующем рассуждении Джордано Бруно: «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя... Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа..., и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».
6. Как трактовали отношение материи и Бога философы Возрождения?
7. Огромную роль в формировании культуры Ренессанса – истинного источника гуманистической философии – сыграл феномен «гуманистической образованности». Дайте определение этого понятия.
8. Мартин Лютер обвиняли Эразма Роттердамского в том, что человеческое в Христе и христианстве значит для него больше, чем божественное. Какие у них были для этого основания?
9. Каким образом представлен Бог в учении Николая Кузанского? Как соотносятся у него понятия «Бог» и «Природа»?
10. Пантеизм Николая Кузанского, по которому весь мир - это Бог называется также панентеизмом (от греческого пан - все + эн - в + теос - Бог). Каковы различия гилозоизма Джордано Бруно и панентеизма Николая Кузанского? На основании своего ответа заполните таблицу:
гилозоизм | панетеизм | |
Представления о Боге | ||
Представления о природе | ||
Представления о Человеке | ||
Представления о Познании |
Проблемные вопросы и задания:
1. Мыслители эпохи Возрождения и Нового времени считали средние века «темными веками», а всю культуру средневековья - отсталой и реакционной. Так, Лоренцо Валла средневековье понимал как «время... бедных умами ученых», Дж.Вазари - как «время темного тумана», время грубости и несоразмерности. Сегодня такой взгляд часто называют весьма предвзятым, граничащим с предрассудком. Чем было обусловлено такое предвзятое отношение к средневековью?
2. Как проявился в эпоху Ренессанса культ творческой индивидуальности? Это была эпоха, которая «нуждалась в титанах и которая породила титанов» (Энгельс). Назовите выдающихся представителей гуманизма Возрождения. Почему ни одна другая эпоха не породила столько гениев - «титанов по силе мысли, страсти и характера», по выражению Ф. Энгельса.
3. Философ Н. Бердяев является одним из критиков идеи гуманизма, которая берет свое начало в эпохе Возрождения. Бердяев аргументирует свое отношение к этой идее так: «Гуманизм, говорят, раскрыл человеческую индивидуальность, дал ей полный ход, освободил от той подавленности, которая была в средневековой жизни, направил ее по свободным путям самоутверждения и творчества. Но в гуманизме есть начало и прямо противоположное…Гуманизм не только утверждал самонадеянность человека, не только возносил человека, но и принижал человека, потому что перестал считать его существом высшего, Божественного происхождения, перестал утверждать его небесную родину и начал утверждать исключительно его земную родину и земное происхождение. Этим гуманизм понизил ранг человека». Прокомментируйте эту позицию Бердяева и дайте ей свою оценку.
4. «Я нисколько не обязанный умирать ни за одного гражданина, ни за двух, ни за трех и т.д. Почему же я обязан умирать за отчизну, которая состоит из всех этих граждан?», – так ставит вопрос Лоренцо Валла, гуманист эпохи Возрождения. А как бы вы ответили на вопрос этого мыслителя?
5. «Если только не убедит меня в том Писание и здравый рассудок, то я не приемлю авторитета пап и соборов, ибо они пребывают между собой в разногласии, моя же совесть вверена Слову Божьему. Я не могу и не желаю ни от чего отрекаться, ибо идти наперекор совести – дело неправедное и опасное. На том стою – и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь». Эти слова принадлежат Мартину Лютеру, одному из идеологов Реформации и протестантизма. Что вы знаете о движении Реформации и его идеологах?
6. Немецкий социолог ХХ столетия Макс Вебер считал, что именно из Реформации и появления протестантизма (XVI ст.), в европейской культуре утверждаются такие ценности и нормы, как частная собственность, экономическая свобода, трудовая дисциплина, старательность и профессионализм, инициативность и др. Протестантизм создал новый тип личности, которая сыграла огромную роль в экономическом перевороте в Европе и Новом свете: личности деятельной, дисциплинированной, ответственной, готовой к суровым испытаниям и героизму ежедневного труда. Раскройте смысл протестантизма и особенности ее этики. Чем протестантизм существенно отличается от православия и католичества?
7. «Если средневековый ученый обретал любого рода достоверность из веры и освященных авторитетом Церкви писаний, если все свои познавательные и даже практические усилия он основывал на вере в истину Откровения, если благодаря вере в эту истину он обретал гарантию спасения и тем самым вечную жизнь, то после эпохи Возрождения, после Ф. Бэкона, Гоббса и Декарта, все достоверное возможно лишь в той мере, в какой освобождающий сам себя и лишь для самого себя человек оказывается способным гарантировать себе несомненность всего им знаемого и познаваемого»? Как вы понимаете следующее высказывание.
8. Гегель писал, что эпоха Возрождения является периодом «разложения того, что было твердо установлено в схоластической философии»; что различие между теологией и философией «представляет собой характерную черту перехода к новейшему времени, когда стали полагать, что для мыслящего разума может быть истинной нечто такое, что не является истинным для теологии». Почему стало возможно разложение «твердо установленного в схоластической философии»?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основной
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.
2. Гриненко, Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.
3. Налетов, И.З. Философия: Учебник / И.З. Налетов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
4. Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.
5. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней / Б. Рассел. – М.: Академический проект, 2006. – 1008 с.
6. Скрибек, Г. История философии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. Скрибек, Н. Гилье; пер с анг. В.И. Кузнецова; под ред. С.Б. Крымского. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 800 с.
Дополнительный
1. Горфункель, А.Х. Джордано Бруно / А.Х. Горфункель. – М.: Мысль, 1973. – 185 с.
2. Далмайер, Р. Николай Кузанский о вере, знании и учёном незнании / Р. Далмайер // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 35 – 42.
3. Нагевичене, В.Я. Философия эпохи Возрождения. Учебно-методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 58 с.
4. Соколов, В.В. Европейская философия ХV – ХVIII веков / В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 2003. – 575 с.
Источники
1. Кузанский, Н. Сочинение. В 2-х т. / Н. Кузанский. – М.: Мысль, 1979, 1986. – Т. 1. – 488 с.; Т. 2. – 469 с.
2. Роттердамский, Эразм. Похвала глупости / Э. Роттердамский. – М.: Госполитиздат, 1960. – 167 с.