Проблема типизации и периодизации социального процесса: цивилизационный подход Шпенглера и Данилевского
Типология – наука о типах. Когда мы говорим о типах, то подразумеваем, что некоторое количество объектов мы можем разложить по типам, по группам на основе сходных признаков. Одна типология строится на одном критерии. При этом желательно брать такой критерий, который дает как можно больше информации об объекте. Следовательно, возникает проблема правильного критерия.
Цивилизационный подход имеет, как считают современные обществоведы, ряд сильных сторон.
Во-первых, его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Правда, оборотной стороной этой универсальности становится потеря критериев того, какие именно черты этой специфики более значимы, а какие менее.
Во-вторых, подчеркивание специфики обязательно предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе. Но осознание этой многовариантности не всегда помогает, а часто даже затрудняет понимание того, какие из этих вариантов лучше, а какие хуже (ведь все цивилизации считаются равноценными).
В-третьих, цивилизационный подход отводит приоритетную роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. Однако подчеркивание важного значения религии, культуры, менталитета для характеристики и оценки цивилизации часто приводит к абстрагированию от материального производства как чего-то второстепенного.
Главная слабость цивилизационного подхода заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В результате точно так же, как между сторонниками формационного подхода постоянно идет дискуссия о числе основных формаций (их число варьируется чаще всего от трех до шести), разные приверженцы цивилизационного подхода называют совершенно разное число основных цивилизаций. Н.Я.Данилевский насчитывал 13 типов «самобытных цивилизаций», О.Шпенглер – 8, А.Тойнби – 26.
Данилевский, будучи, биологом, провел аналогию между обществом и живой природой и выделил стадии развития:
1)Зарождение
2)Развитие
3)Плодоношение
4)Упадок
5)Смерть
Начала одного культурно-исторического типа не переносятся на другой культурно-исторический тип. Культура и цивилизация – это одно и то же.
Для Шпенглера цивилизация – это этап в развитии культуры, следовательно, за тиражированием культуры в виде цивилизации, следует упадок и смерть.
Короче, цивилизационный подход критикует подход формационный.
12. Типология Белла:
1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.
2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.
3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.
Типология Маклюэна:
Маршал Маклюэн. Его главный критерий типов общества – способ передачи и сохранения информации.
Типы обществ:
- устное (нет временного предела, только здесь и сейчас. Такое общество не стремится быть большим, общество ценит традицию в передаче информации, то есть стремление к правильности и адекватности передачи информации)
- письменное (первый временной разрыв в коммуникации)
- книгопечатное (информация становится массовой, появляются библиотеки, для хранения информации теперь не требуется человек).
- Глобальное Интернет-деревня (как и в устном обществе, расстояния между людьми словно сократилось, хотя физически все осталось по-прежнему).