Современные футурологические модели и сценарии будущего
Человечества.
Исследование характера и направленности развития общества в будущем (футурология) приобретает все больший интерес, как со стороны современной науки и философии, так и со стороны государств, политиков, общественных деятелей. И это далеко не праздный интерес, а практическая необходимость. Такой интерес порождает разные позиции, оценки, теории.
Начиная с 60-х годов ХХ века, возникает целый ряд международных, государственных и неправительственных организаций по изучению глобальных проблем, моделей и сценариев будущего человечества. Можно отметить такие, как «Институт проблем будущего», «Институт наблюдения за состоянием мира» и, так называемый, «Римский клуб». Под эгидой этого клуба были представлены доклады: «Пределы роста», «Человечество на перепутье», «Пересмотр международного порядка», «За пределами века расточительства». Основной смысл этих докладов сводиться к тому, что истинные пределы человеческого роста определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и культурного характера.
В исследованиях характера и направленности развития человеческой цивилизации в современной западной футурологии выделилось несколько направлений: апологетическое, реформистское, леворадикальное и др.
В 60-е годы ХХ века преобладало апологетическое (апологетика – защита, оправдание чего-либо) направление. Оно опиралось на, разного рода, теории индустриализма, сводившие социальный прогресс к росту уровня технико-технологического и экономического развития. Представители этого направления обосновывали жизнеспособность такого общества, при условии определенной модернизации. К ним относятся: Р.Арон, З.Бжезинский, Г.Кан, Ж.Фурастье, Б.де Жувеналь и др.
Представители реформистского направления доказывали необходимость изменения существующих форм общественного устройства, «трансформации капитализма», его «конвергенции» (объединения) с социализмом. Это: Д.Белл, А. Тоффлер (США), Ф.Бааде (ФРГ), Р.Юнг (Австрия), Ф.Полак (Нидерланды) и др.
Леворадикальное направление – А.Ускоу (США) и др. – обосновывали возможность КАТАСТРОФЫ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ пред лицом научно технического прогресса.
В начале 70-х годов ХХ века на передний план выдвинулись новое течение, которое выступило с концепцией не только возможности, но и фатальной неизбежности всеобщей, ГЛОБАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫпри существующих тенденциях развития общества.
Что касается оценки перспектив социального развития, то исследователи здесь разделились на два основных направления. Одни из них, развивали и развивают идеи СОЦИАЛЬНОГО ПЕССИМИЗМА (Дж.Форрестер, Д.Медоус, Р.Хайлбронер), другие - идеи СОЦИАЛЬНОГО ОПТИМИЗМА.Оптимисты (Тоффлер, М.Масарович, Э.Ласло и др.) пытаются опровергнуть неотвратимость катастрофы путем реформирования, «оптимизации» государственно-монополистического капитализма.
Таким образом, современная цивилизация переживает глубокий кризис, нашедший свое выражение в глобальных проблемах. Однако, вопреки имеющимся пессимистическим настроениям по поводу возможности решения этих проблем, можно сказать, что они в принципе разрешимы. Уже в современных условиях многие глобальные проблемы могут успешно решаться. Разумеется, что решение глобальных проблем настоятельно требует осуществления крупномасштабных, комплексных и долгосрочных программ социально-экономического и культурного развития, как отдельных регионов, так и мирового сообщества в целом.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Чем характеризуется техногенная цивилизация?
2. В чем выражается кризис современной цивилизации?
3. Каковы основные глобальные проблемы современности?
4. Каковы основные причины глобальных проблем?
5. Что такое футурология и социальное прогнозирование?
6. Каковы основные типы и методы социальных прогнозов?
7. Каковы основные модели и сценарии будущего человечества?
8. На чем основаны теории социального оптимизма и социального оптимизма?
Приложение 1.
ГЛОССАРИЙ
Тема | Новые понятия | Содержание | |
Тема 3.1. | МЕТАФИЗИКА | - учение о глубинных, неизменных первоосновах всего существующего. Ее иногда называют теоретической философией. | |
ОНТОЛОГИЯ | - раздел метафизики, направленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой разновидности бытия идет речь – природной, социально-культурной или личностной. | ||
СУЩЕЕ | - относительно обособленное проявление отдельных вещей, предметов, явлений, процессов и т.д. составляющих единый Мир. Мир – это всеединство сущих. | ||
БЫТИЕ | - философская категория для обозначения всеобщего начала, свойства вещей, предметов, явлений, процессов – существовать, присутствовать, быть в наличии. | ||
ДВИЖЕНИЕ | - всякое изменение материальных объектов, процессов, систем, на каком бы уровне, и в какой бы форме, оно ни происходило. | ||
ПРОСТРАНСТВО | - это форма существования материи, характеризующая: 1) взаимное расположение материальных объектов и систем, 2) их величину и размерность, 3) их внутреннюю структурность. | ||
ВРЕМЯ | -форма существования материи, характеризующая:1)последовательностьматериальных процессов, 2) их длительность, ограниченность, 3) их внутреннюю структурность. | ||
Тема 3.2. | ПРИРОДА | - весь окружающий мир, в том числе и тело человека или, как сказал бы философ, объективная реальность, материя, существующая независимо от сознания. В науке всю природу принято называть КОСМОС, вселенная. В узком смысле под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. | |
СРЕДА ОБИТАНИЯ | - все то, с чем взаимодействует человек непосредственно, то есть, то, на что он может влиять и что оказывает непосредственное влияние на него. | ||
ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА | - среда обитания человека (или «первая природа») охватывает, возникшую и существующую независимо от его сознания, природу в виде литосферы (литос – камень), геосферы, гидросферы, биосферы, атмосферы и т.д. | ||
ИСКУССТВЕННАЯ СРЕДА | - среда обитания человека(«вторая природа») появляется в результате материальной и духовной деятельности человека: несуществующие в дикой природе, т. есозданные человеком, неодушевленные вещи, процессы; выведенные им породы растений и животных; сложившиеся социальные общности иотношения внутри их. | ||
КОЭВОЛЮЦИ | - тесное переплетение, взаимодействие и взаимовлияние двух сил – природной и социальной, | ||
ЭКОЛОГИСЕСКИЙ КРИЗИС | - ситуация, когда природа уже не в состоянии самостоятельно восстанавливать, нарушаемое человеком экологическое равновесие. | ||
Тема 4.1. | ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | -попытка ответить на такие вопросы: как и откуда человек появился; как в нем взаимосвязаны материальное и идеальное, природное (биологическое) и социальное? | |
АНТРОПОГЕНЕЗ | - происхождение (становление) человека. Поскольку человека невозможно рассматривать вне общества, то становление человека и общества следует рассматривать как единый процесс, то есть, как АНТРПОСОЦИОГЕНЕЗ. | ||
БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ | - врожденные особенности анатомии, физиологии, психики, в виде задатков и способностей. Они передаются в виде генетического кода от родителей к детям, внукам и т.д. | ||
СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ | - все то, что человек получает от общества в процессе социализации: игра, общение, воспитание образование, умственное и нравственное развитие и т.п. | ||
Тема 4.2. | ОТРАЖЕНИЕ | - всеобщее свойство материальных объектов воспроизводить (отражать) структуру и особенности других объектов в процессе их взаимодействия. | |
ПСИХИКА | -совокупность всех сложных процессов отражения и адаптации живых организмов и среды обитания. | ||
СОЗНАНИЕ | - высшая форма психического отражения, свойственная сложным, высокоорганизованным социальным системам, для осуществления адаптивных, приспособительных функций. | ||
БЕССОЗНАТЕЛЬ- НОЕ | - часть психики, в которой можно выделить: 1) психические процессы и состояния, никогда не осознаваемые и 2) ранее осознаваемые процессы, перешедшие потом в разряд неосознаваемых, как, например, автоматизмы. | ||
ИНДИВИДУАЛЬ-НОЕ СОЗНАНИЕ | - сознание отдельного индивида-субъекта, с его личным опытом. | ||
ОБЩЕСТВЕН-НОЕ СОЗНАНИЕ | - сознание общества в целом или его части, как коллективного субъекта. Оно представляет собой, сложившиеся и господствующие в обществе идеи, теории, принципы, нормы, традиции, настроения, чувства, оценки. | ||
САМОСОЗНАНИЕ | - сознание, которое отражает собственные чувства, мысли, мотивы, интересы, цели, действия, поступки человека. | ||
ЯЗЫК | - система упорядоченных знаков. Знаки могут быть словесные и несловесные, а языки, соответственно, вербальные, невербальные, синтетические. | ||
МОЗГ | - уникальное и сложное образование, тончайший нервный аппарат, материальный носитель сознания. | ||
Тема 5.1. | ГНОСЕОЛОГИЯ | - или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются: познание, его природа и возможности, отношение знания к действительности, условия и пути достижения достоверного знания. | |
ПОЗНАНИЕ | - процесс отражения окружающей действительности в идеальных формах. Это общественно-исторический, процесс получения, накопления и совершенствования знаний о мире, себе, о своем отношении к миру. | ||
ЗНАНИЕ | - результат процесса познания, значимая для человека информация. Знать что-либо означает иметь некоторое идеальное представление о предмете | ||
СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ | - тот, ктопознает, то есть, человек, индивид, а также группа людей или общество в целом. Субъект всегда выступает, как активный элемент познавательного процесса. Его деятельность избирательна и направлена на значимые для него объекты. | ||
ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ | О - то, что познается, то есть фрагмент действительности (отдельный предмет, свойство, явление и т.д.), на который направлена познавательная активность субъекта. | ||
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ | - познание, осуществляемое при помощи органов чувств. Оно выражается в формах: ощущения, восприятия, представления. | ||
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ | - познание, осуществляемое при помощи разума – выражается в формах: понятия, суждение, умозаключения и др. | ||
ИНТУИЦИЯ | -способность прямого, непосредственного проникновения в сущность вещей, находить решения, минуя промежуточные логические ходы. | ||
ИСТИНА | -адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального постижения и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. | ||
ЗАБЛУЖДЕНИЕ | - содержание знания не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. | ||
ЛОЖЬ | - недостоверное знание, которое человек сознательно выдает за достоверное, то есть сознательно вводит других людей в заблуждения в своих корыстных интересах. | ||
ПРАВДА | - достоверное, истинное знание. Это понятие несет в себе не только гносеологическое содержание, но и положительную нравственную оценку субъекта этого знания (праведник), в противоположность лжецу. | ||
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ | - то средство, с помощью которого можно отличить истину от заблуждения. | ||
ПРАКТИКА | - чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на объекты с целью их преобразования или познания для удовлетворения своих потребностей. | ||
Тема 5.2. | НАУКА | - система объективного, рационального, обоснованного знания; особый вид исследовательской деятельности по производству нового знания; особый социальный институт со своими учреждениями, специалистами, средствами познания, принципами, нормами идеалами. | |
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ | - научное познание,связанное с чувственным опытом, но не сводимое к простому чувственному восприятию. Результатом эмпирического познания является получение научных фактов. | ||
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ | - научное познание, связанное с рациональной деятельностью. Оно анализирует, обобщает, интерпретирует, объясняет факты. Результатом теоретического познания является выделение объективных, существенных связей и отношений действительности. | ||
НАУЧНЫЙ ФАКТ | - утверждение о существовании объектов, процессов, явлений, а также их свойствах и отношениях, основанное на прямых или косвенных наблюдениях и зафиксированное средствами объективного контроля (инструментов или приборов). | ||
НАУЧНАЯ ИДЕЯ | - ясное, четкое и непротиворечивое утверждение о наличии или отсутствии существенных фактов, явлений, свойств, отношений, тенденций, которые могут быть подтверждены или опровергнуты в научном исследовании. | ||
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА | - особая задача, вопрос, пробел, затруднение, противоречие, которое нужно преодолеть. Это граница между известным и неизвестным или - знание о незнании. | ||
НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА | - достаточно обоснованное предположение о фактах, свойствах, отношениях, предмета исследования. Это вероятностное знание, которое может быть либо подтверждено, либо опровергнуто. | ||
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ | - система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование выдвинутых положений и сводящая все законы и закономерности в данной области к единому основанию. | ||
МЕТОД ПОЗНАНИЯ | - совокупность приемов, способов, правил познавательной деятельности. | ||
СЦИЕНТИЗМ | - преувеличение роли науки и научного знания в жизни общества. | ||
АНТИСЦИЕНТИЗМ | - отрицание роли науки и научного знания в жизни общества | ||
ОБЩЕСТВО | - это выделившееся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), в которой происходит жизнедеятельность, вышедших из природы и неотделимых от нее, людей. | ||
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | - формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри их. | ||
МАТЕРИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА | - осуществляемое в обществе, производство, распределение, обмен и потребление материальных ценностей (разного рода предметов, товаров и услуг). | ||
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА | - единство производительных сил и производственных отношений на данной ступени социально-экономического развития общества. | ||
Тема 6.1. | ПРОИЗВОДИТЕЛЬ-НЫЕ СИЛЫ | - силы, участвующие в производстве. Это, в первую очередь орудия труда, техника, используемые технологии, транспорт, вся необходимая для производства инфраструктура. | |
ПРОИЗВОДСТВЕН-НЫЕ ОТНОШЕНИЯ | - отношения собственности на средства производства, отношения в сфере обмена деятельностью, отношения распределения, и потребления, создаваемых в обществе предметов и услуг. | ||
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА | - область жизнедеятельности людей, в которой раскрывается сущность самого человека (образование, искусство, наука, религия и т.д.) | ||
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ | - нравственные, религиозные, эстетические потребности человека и общества. Это не врожденное свойство человека, оно формируется в процессе социализации, приобщения его к человеческой культуре. | ||
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ | - идеальные духовные образования, своеобразная форма отражения общественным сознанием окружающего его мира. В духовных ценностях (понятиях добра и зла, прекрасного и безобразного, истины, справедливости и др.) выражается особое отношение человека к наличной реальности. | ||
ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОЩДСТВО | - выработка духовных ценностей в особой общественной форме, осуществляемая, профессионалами умственного труда, хотя в этом процессе задействовано общество в целом. Результатом духовного производства являются духовные продукты. | ||
ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ | - это непосредственная, наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго говоря, источником выступает объективное противоречие, и только оно. | ||
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ | - опосредованная причина, действующая как стимулятор, ускоритель, мотив движения. Она как бы движет сам источник развития. | ||
Тема 6.2. | ПОТРЕБНОСТИ | - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, индивида, социальной группы или общества в целом, внутренний побудитель активности. | |
ИНТЕРЕСЫ | - осознанные (обществом классами, социальными группами или индивидами) потребности. | ||
ЦЕЛИ | - это идеальные образования в сознании людей, выражающие предвосхищение результатов своей деятельности. | ||
СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ | - постепенное, относительно медленное изменение общественной жизни, не затрагивающее ее глубинных оснований. | ||
СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ | - относительно быстрые, динамичные изменения, затрагивающие коренные основания общественной жизни. | ||
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС | - направление развития, для которого характерно поступательное движения общества от низших и простых к более высшим и более сложным формам общественной организации. | ||
ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕГРЕСС | - противоположен прогрессу, для него характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. | ||
Тема 6.3. | АРТЕФАКТЫ | - совокупность всех искусственных предметов, производимых человеком, в отличие от предметов и явлений, существующих в природе. совокупность | |
КУЛЬТУРА | – совокупность всех форм жизнедеятельности людей и результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях. | ||
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА | - совокупность всех видов материальной производственной деятельности и материальных ценностей. | ||
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА | - духовная деятельность людей и духовные ценности. | ||
ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА | - (элитарная) –это профессиональная деятельность представителей науки, философии, литературы, искусства и лучшие образцы результатов этой деятельности (изящное искусство, классическая музыка и литература). | ||
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА | -коллективное творчество народа или его непрофессиональных представителей. Она включает: мифы, сказки, песни, предания, пословицы, поговорки и т.д. | ||
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА | - культура, продукты которой стандартизируются и становятся доступными не только «избранным», но и самым широким народным массам. | ||
СУБКУЛЬТУРА | - система норм и ценностей, отличающих отдельную группу от большинства общества. | ||
ЦЕННОСТИ | - предметы или качества человеческой жизни, которые являются значимыми для человека и могут носить как материальный, так и духовный характер. | ||
КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ | - преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей культурной деятельности | ||
КУЛЬТУРНОЕ НОВАТОРСТВО | - введение нового в области культуры, создание новых культурных образцов, норм и стандартов. | ||
КУЛЬТУРНЫЙ ПРОГРЕСС | - процесс поступательного развития культуры, характеризующийся переходом к новым, более сложным, формам общественной жизни, отвечающим высшим потребностям человека и общества. | ||
КУЛЬТУРНЫЙ РЕГРЕСС | - процесс нисходящего развития культуры, ее отката, сползания назад, к более простым, примитивным формам, образцам и стандартам. Этот процесс получил название декаданс. | ||
АНТИКУЛЬТУРА | - выход на поверхность животных страстей и инстинктов человеческой психики, что ведет к его дегуманизации, расчеловечиванию; создание антиценностей. | ||
ДИАЛОГ КУЛЬТУР | - отношение между культурами, когда одна культура общается, ведет диалог с другой культурой. | ||
ЭТНОЦЕНТРИЗМ | - такое отношение между культурами, когда одна культура судит о других культурах с позиции превосходства своей собственной. | ||
КСЕНОФОБИЯ | - страх и неприязнь к чужой культуре, чужим взглядам и обычаям. | ||
КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ | - такое восприятие чужой культуры, когда ее пытаются понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. | ||
ЦИВИЛИЗАЦИЯ | - это способ существования и усвоения культуры. Культура может существовать как цивилизованным, таки нецивилизованным способом. | ||
ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ | - цивилизация, порожденная техникой, ее бурным развитием. | ||
Тема 7.1. | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ | - проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества и от решения которых зависит его будущее существование. | |
ФУТУРОЛОГИЯ | - в широком смысле слова – исследование будущего, представление о будущем человечества. В узком смысле – область знаний о перспективах развития человека и общества. | ||
ПРОГНОЗИРО- ВАНИЕ | - выработка прогноза, т.е. вероятного суждения о состоянии какого- либо явления в будущем. В более узком смысле прогнозирование – специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками, указаниями условных сроков изменений этого явления. | ||
ПРОГНОСТИКА | - наука о законах и способах разработки прогнозов. | ||
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВА-НИЕ | - прогнозирование относительно развития социальных явлений. Оно тесно связано с контролем, планированием и управлением социальными процессами. | ||
СОЦИААЛЬНЫЙ ПЕССИМИЗ И СОЦИАЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ | - два основных направления оценки перспектив развития человечества. Пессимисты выдвигают концепции неизбежности всеобщей, глобальной катастрофы. Оптимистыпытаются опровергнуть неотвратимость катастрофы путем реформирования, «оптимизации» государственно-монополистического капитализма. |