Специфика социального познания

Социальное познание это одна из форм познавательной деятельности – познание общества, т.е. социальных процессов и явлений.

В понимании явлений социосферы невозможно использовать методологию, выработанную для изучения неодушевленной природы. Здесь требуется иной тип исследовательской культуры, ориентированный на «рассмотрение людей в процессе их деятельности»

Общество является наиболее сложным из объектов познания. В области общественного развития значительно труднее обнаружить закономер-ности, чем в природном мире.

1. В социальном познании мы имеем дело не только с исследованием материальных, но и идеальных отношений. Они вплетены в материальную жизнь общества, не существуют без них. В тоже время они намного многообразнее и противоречивее, чем материальные связи в природе.

2. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, они же ее познают и изучают. Возникает как бы тождество объекта и субъекта. Субъект познания представляет разные интересы и цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится элемент субъективизма. Субъект социального познания – человек, который целенаправленно отображает в своем сознании объективно существующую реальность общественного бытия. Это значит, что в социальном познании познающему субъекту приходится постоянно сталкиваться со сложным миром субъективной реальности, с человеческой активностью, способной существенно влиять на первоначальные установки и ориентации познающего.

3. Необходимо отметить также социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнями развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами. Социальное познание практически всегда ценностно окрашено.Оно пристрастно к полученному знанию, поскольку затрагивает интересы и потребности людей, которые руководствуются разными установками и ценностными ориентациями в организации и осуществлении своих действий.

4. В познании социальной действительности следует учитывать многообразие различных ситуаций общественной жизни людей. Вот почему социальное познание в значительной мере представляет собой вероятностное знание, где, как правило, нет места жестким и безоговорочным утверждениям.

Основные программы исследования общества в классической философии

План

· Опр общества. Многомерность и сложность

· Общество как предмет изучения

· Специфика классич подхода к иссл О

· Направл в классич подходе (натуралист. Культуроцентрич, психоаналит)

· Достоинство и недостатки классического подхода

Общество – сложнейший объект познания. Социальное познание имеет дело с объект –субъектной реальностью. Специфика ее познания обусловлена бесконечным разнообразием объективных и субъективных факторов социальной жизни, характером социальных законов, сложностью верификации или фальсификации социального знания.

Основные теоретические модели общества можно изобразить следующим образом:

Общество – это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, общности групп, индивидов. (Социальный институт – способ организации общественных отношений)

-выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития

-система взаимодействия между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей, реализация своих интересов на основе существующих общих ценностей культуры.

-система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

- система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами

В понимании общества могут быть выделены три направления:

Классический

Неклассический

Синтетический

Общие черты, характерные для классической философии:

*) рассмотрение общества с позиции определенного принципа, что ведет к однобокому пониманию общественных отношений, которые могут быть и мат, и дух, и кот отражают специфику общественной жизни.

*) стремление найти субстанцию, с которой начинается общественная жизнь.

В рамках классического подхода выделяют три основные версии:

1. Натуралистический подход в социальной философии формируется в XVIII в. под влиянием успехов естествознания. Его представители(Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Г. Спенсер, Т. Парсонс, Э. Уилсон, Л. Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества. Характерной чертой натурализма является редукционизм.

Кризис натуралистической исследовательской программы на рубеже XIX-XX в.в. связан с развитием гуманитарных и общественных дисциплин, выделением общества и культуры в качестве самостоятельных фундаментальных областей исследования.

2. Культуроценристский подход (повлиял немецкий идеализм), опирающийся на творчество И. Канта, Г. Гегеля, Г. Риккерта, В. Виндельбанда, И. Хейзинги и др., рассматривает общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.

3. Психологический подход, представленный работами Л. .Уорда, Г. Тарда, В. Парето, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др., рассматривает общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества.

Достоинства– понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.

Недостатки – неучет других фактов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

44. Современная философия о социальной реальности: методологический плюрализм как современная стратегия познания социальной реальности.

План:

· «общество». Многомерность и сложность

· Сущность неклассического подхода

· Субъективизм и объестивизм в неклассическом подходе

· Подходы и их оценка

· Синтетические концепции (структурно-функциональный анализ Парсонса, теория социального действия Вебера)

Общество – сложнейший объект познания. Социальное познание имеет дело с объект –субъектной реальностью. Специфика ее познания обусловлена бесконечным разнообразием объективных и субъективных факторов социальной жизни, характером социальных законов, сложностью верификации или фальсификации социального знания.

Основные теоретические модели общества можно изобразить следующим образом:

Общество – это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, общности групп, индивидов. (Социальный институт – способ организации общественных отношений)

-выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития

-система взаимодействия между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей, реализация своих интересов на основе существующих общих ценностей культуры.

-система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

- система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами

В понимании общества могут быть выделены три направления:

Классический

Неклассический

Синтетический

В рамках неклассического подхода можно выделить основные концепции познания социальной реальности:

1. Социологизм –(соц-фил традиция, связанная с трактовкой общества и его развития как объективной реальности). Это такое направление, которое исходит из рассмотрения социальной реальности как объективно существующей. В результате рационального рассмотрения общества можно выделить в нем основные законы, которые объясняют данный тип реальности. Социологизм ярко выражен в философии Маркса, 19 век, - материалистичное понимание истории. Отвергая субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, марксизм выдвинул материалистическую идею, согласно которой «общество – результат развития общественно-исторических практик людей».Параллельно с Марксом развивался «вульгарный экономизм». Всё многообразие жизни сводимо к экономике. (У Маркса не так).

2. Историцизм(- традиция социального и исторического познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции социальной и исторической реальности на овнове имманентной включенности в нее познающего объекта). Общество не как объект реальности, а как совокупность событий. В развитии общества нельзя проследить логику, нельзя описать законами. Большое значение оказывает мнение. Дильтей (основоположник этой традиции) утверждал, что у человека нет истории, он сам есть история. Он предложил разграничить естественные науки как «науки о природе», а гуманитарные как «науки о духе». Наука о природе – номотетическая – использует методы обобщения, наука о духе – идеографическая – методы описания при изучении событий.Дальнейшее развитие Шпенглер, Тойнби, Бахтин, герменевтика (Гадамер). (Герменевтика – это искусство и/или учение о понимании и истолковании текстов, событий. Цель герменевтических толкований заключалась в освобождении текстов от неясностей, возникающих в том числе в процессе переводов текстов с одного языка на другой.)

Но так как эти теории довольно односторонни (одна объективна, другая субъективна), то существуют некоторые семиотические модели (но и они тяготеют к какому-либо одному направлению).

1. Концепция социального действия Вебера. Центральное понятие – это социальное действие – это такое действие, которое направлено на другого индивида и соотносится с его поведением. Социальное действие должно обладать двумя основными признаками: «субъективным смыслом»(смысл, который придает человек своему поведению и который мотивирует свои поступки) и «ориентация на Другого» (возможная ответная реакции на социальное действие). Если действие направлено на природу – оно не является социальным. М. Вебер выделяет четыре основных типа соц действия, которые встречаются в современном обществе:

1)аффективное – основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;

2)традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющее характер социального автоматизма;

3)ценностно-рациональное – характеризующееся сознательным следованием принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий;

4)целерациональное – определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и рассчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия.

2. Структурный рационализм Парсонса. Общество (он рассматривал его на подобии природы) – это большая система, состоящая из подсистем, которые выполняют определенные функции. Выделил 4 подсистемы:

Наши рекомендации