Рукоположение во пресвитера
Около 230 года Ориген, имея на руках рекомендательное письмо епископа Димитрия, был вынужден отправиться в Грецию, как говорит Руфин ,,для борьбы с еретиками, которые забрали там большую силу”. По пути обратно через Палестину был посвящен во пресвитера Феоктистом, еп. Кесарии. Епископ хотел предоставить Оригену большую возможность проповедовать за богослужением. Но Александрийский еп. Димитрий не признал посвящения и осудил Оригена.
· В конце 230 года Димитрий собирает Собор египетских епископов и пресвитеров. Было постановлено устранить Оригена от учительства и запретить ему пребывание в Александрии.
(но сана Ориген не лишен).
· В 231 году был второй Собор против Оригена из нескольких египетских епископов, и было выработано окружное послание.
Обвинения Оригена:
· Еп. Димитрий объявил, что по каноническим причинам Ориген не мог быть рукоположен в сан пресвитера, как человек, который сам себе нанес увечье (оскопление).
· Др. обвинением было то, что Ориген, будучи членом Александрийской церкви, принял рукоположение не от своего епископа.
· На соборах поводом было не скопчество, а некоторые богословские воззрения, которые, действительно, не всегда вписывались в православное вероучение.
Ориген уходит из Александрии и направляется в Кесарию Палестинскую. Место Оригена в школе занял его ученик и помощник Иракл. Вскоре после смерти еп. Димитрия Иракл был возведен на Александрийскую кафедру. Ориген приехал в Александрию надеясь на примирение, но Иракл, ученик и соратник Оригена, отлучил Оригена от Церкви за нецерковное учение. (по Фотию)
Во главе Кесарийской школы (с 231г.)
Не примирившись с александрийским епископом, Ориген отправляется обратно в Кесарию, основывает богословскую школу, которая достигает известного развития, становится центром христианской науки и центром библеистики. Как и в Александрийской школе Ориген преподает не только библеистику и основы христианского вероучения, но и светские науки: диалектику, физику, этику и метафизику.
Приобретает широкую известность: Фермилиан, епископ Кесарии Каппадокийской (позднее кафедра Василия Великого), призывал Оригена к себе, иногда сам направлял кого-то к Оригену для обучения. Мать тогдашнего императора Александра Севера Маммея пригласила Оригена в Антиохию, куда он и отправился для беседы. (Некоторые датируют эту беседу 215 годом.)
После 235 Максимин Фракиянин поднял гонение на христиан, которое затем продолжил Валериан. Когда гонения дошли до Кесарии Палестинской, Ориген ушел в Кесарию Каппадокийскую.
20 лет его жизни почти не освещены.
В это время Ориген предпринял путешествие в Афины; по какому поводу, и в каком году – неизвестно. Совершил (возм., около 244 г.) второе путешествие в Аравию.
Было вызвано монархианской ересью Берилла, епископа Бостры Аравийской. После диспута с Бериллом распространились слухи о неправославии Оригена, о субординационизме в его учении о Святой Троице. Ориген был вынужден написать защитительное послание к Римскому еп. Фабиану. После состязания с Бериллом довольно часто к Оригену стали обращаться за помощью в борьбе с возникавшими заблуждениями. (Например, в Аравии возникло учение, согласно которому человеческая душа умирает и разрушается вместе с телом, и только по воскресении с телом она вновь оживает с ним. По этому поводу был созван Собор, на который пригласили Оригена. Он успешно выполнил свою миссию, так что заблуждающиеся оставили свои мысли).
В гонение Декия(249Г.) Ориген был арестован, заключен в тюрьму, подвергнут пыткам, после которых почти не мог ходить. Мучения сделали его исповедником, но не мучеником. От последствий пыток умер в 253 или 254 г. в возрасте 69 лет либо в Кесарии, либо в Тире.
Осуждение учения Оригена.
Учение Оригена легло в основу многих учений, и еретических, и православных.
Он был посмертно осужден как еретик и предан анафеме на поместном Константинопольском соборе 543 года при императоре Юстиниане под председательством патриарха Мины. Десять лет спустя осуждение Оригена было подтверждено на Пятом Вселенском соборе, а сочинения его были объявлены подлежащими уничтожению.
Интересно:
Интересна история влияния Оригена на религиозную мысль России. Ориген был любимым писателем русского религиозного философа XVIII века Г. Сковороды. На оригеновские принципы любви и раздора, выраженные соответственно в церковной и мирской историях, ссылался один из основателей славянофильства А.С. Хомяков. Вл. Соловьев увлекался идеями Оригена, усвоил и применял во многих своих работах аллегорический метод последнего. Интересную книгу об Оригене написал один из создателей церковно-исторической школы В.В. Болотов, проанализировав в ней учение Оригена о Троице. Об Оригене писали такие русские богословы как Д.А. Лебедев, В. Лосский, Л.П. Карсавин, Г. Флоровский и другие. Интересно отметить, что в 70-х годах прошлого столетия Оригеном увлекался русский писатель Н.С. Лесков, хлопотавший о переводе и издании на русском языке книги Оригена «О началах».
Учение Оригена
В своих толкованиях и беседах Ориген пользуется традиционным александрийским методом - аллегорией. Для современного человека этот метод может показаться бесполезным и бессмысленным. Для правильной его оценки необходимо помнить, что Ориген писал для греков и в культурном отношении сам был греком. Он любил Ветхий Завет и бережно относился к малейшим его деталям, но в то же время хорошо понимал, что для его греческих современников необходимость читать ветхозаветную историю не была очевидной. Без этого, однако, они не могли стать христианами и правильно понять христианство. Поэтому Ориген объяснял, что все, даже самые казалось бы незначительные подробности ветхозаветных книг имеют вечный смысл и их нужно понимать символически, как аллегории отвлеченно духовных и истинно важных событий, относящихся ко Христу и Церкви. Иногда Ориген до такой степени увлекается аллегоризмом, что всецело пренебрегает историческим смыслом текста. Но во многих случаях его духовное толкование стало традиционным христианским толкованием Библии.
Наибольшее влияние на Оригена оказал платонизм и неоплатонизм. Лучшими выразителями триадологических заблуждений доникейского времени явились богословская система Оригена на востоке и система Тертуллиана на западе, хотя каждый из них внес свой вклад в формулирование Православной Триадологии (труды Терт. оказались более точными).
Учение о Боге. Учение о св. Троице Ориген излагает в трактате «Диалог с Гераклитом» - сочинении столь двусмысленном, что во время арианского спора на него будут ссылаться как еретики, так и православные отцы, сторонники Никейского собора.
В своем учении о св. Троице Ориген прежде всего исходит из идеи Бога как единства или монады - термины, заимствованные из неоплатонического словаря. Помимо этого он пользуется термином Троица и, описывая отношения между Лицами Троицы, впервые употребляет небиблейский термин единосущный (омо`усиос), впоследствии вошедший в никео-царьградский Символ веры.
Свою систему Ориген начинает с изложения учения о Боге. (См. «О началах», кн. I, гл. I, «О Боге»). Основным определением Бога для Оригена является понятие о Нем как о начале всего — Самоначале, дающем начало всему, или Первопричине. Как начало Бог один, ибо начало может быть только одно. Он абсолютное единство, монада. Отсюда вытекают и другие определения Бога:
а) как монада, Бог является бытием абсолютно простым и несложным; в Нем нет никаких частей; б) как в простом бытии в Боге немыслима телесность, даже самая тончайшая, ибо все телесное подлежит делению.
Бог есть Личный Дух, Ум, аналогию Которому составляет ум человека.
Оригинально лишь воззрение Оригена на безграничность Божию. Ориген отрицает беспредельность Божию по существу и силе. Все беспредельное, неопределенное — непознаваемо. Если бы Бог был беспределен, то Он не познавал бы Самого Себя, не был бы всеведущим Умом. Всемогущество Божие ограничивается Его благостью, справедливостью, мудростью.
Однако Бог, как абсолютное начало, возвышен над пространством и временем. Он не ограничивается пространством, а все Сам объемлет; для Него даже нет пространства: Он вездесущ. Бог не подлежит времени, не имеет начала или конца. Он даже выше времени: Он вечен; у Него всегда «сегодня» и нет смены времени.
Бог неизменяем; в Нем нет перехода из одного состояния в другое; все Его свойства действенны от вечности. Понятие неизменяемости Бога имеет важное значение в системе Оригена. Бог Отец есть Отец изначала, а не во времени; иначе в Нем нужно было бы допустить изменение; отсюда вечность рождения Сына. Божие всемогущество изначала деятельно; отсюда вечность творения мира.
Учение о Логосе. Его рождении. Рождение Логоса нужно представить вне временных (против апологетов) и пространственных (против эманатизма гностиков) отношений. Вечность рождения Сына сама собой вытекает из понятия о неизменяемости Отца. «Не родил Отец Сына и перестал рождать, но всегда рождает Его». Быть" для Сына значит "рождаться"
Чтобы лучше уяснить рождение Сына, Ориген пользуется аналогией. Аналогию произнесения человеческого слова, столь распространенную у предшествующих церковных писателей, Ориген считает недостаточной и не чуждой пространственных отношений, поскольку слово является внешним звуком. Сам он часто предлагает рассматривать рождение Сына подобным тому, как хотение рождается от мысли.
Происхождение Сына из воли Отца не является у Оригена, как у апологетов, актом случайным, связанным с решением Бога создать мир и обусловленным целями творения (значением Логоса как посредника). Рождение Сына вытекает у него из внутренней необходимости самой жизни Божества.
Ориген своим учением о вечности рождения Сына и внутренним обоснованием его необходимости дает более возвышенную «Логологию», чем его предшественники, и во многом приближается к никейскому исповеданию. Но от него он отличается тем, что признает рождение Сына не из сущности, а из силы Отца, хотя и считает Сына «единственным по природе и посему единородным» (кн. I, гл. 2, § 5 и др.).
Учение об отношении Сына к Отцу. Ввиду монархианских заблуждений своего времени Ориген особенно оттеняет ипостасные отличия Слова от Отца (в этом его заслуга). Тщательно указывая на отличие Сына от Отца, Ориген не акцентировал внимания на Их Единстве - Их единосущии и равенстве по Божеству. В этом вопросе Ориген высказывался в духе субординационизма более решительно, чем его предшественники.
а) По его мнению, один Отец является в собственном смысле Монадой, Самобытным (началом всего). Сын зависит от Него по бытию. Он вечно получает от Него Свое бытие, как пищу.
б) Один только Отец в собственном смысле есть Бог. Логос же становится Богом причастием божества Отца, ибо изначала пребывает у Отца. Словом, Он есть Бог по причастию. Сын есть только образ благости Отца. Ему в собственном смысле принадлежит не благость, а правосудие, ибо Он Педагог людей и грядущий Судия.
в) Одному Богу доступно полное ведение Себя. Он объемлет и Себя, и Сына. Но Сын, хотя и знает Отца, но не всецело, ибо не может объять Отца. Мало того, не все знает Сын и в тварном бытии: Он не знает дня кончины мира, не знает во всей полноте даже божественного плана искупления: Он молился, чтобы миновала Его сия чаша, ибо хотел испить более тяжкую чашу и совершить более всеобщее благодеяние, распространяющееся на большее число существ (так, чтобы иудеи и Иуда не погибли).
г) С молитвой в собственном смысле должно обращаться только к Богу Отцу. Не следует молиться никому из рожденных, ни даже Самому Христу, а только одному Богу всех и Отцу, Которому молился и Сам Спаситель, и нас учил молиться («О молитве», 15). Молитвы могут быть, однако, воссылаемы через Христа как Первосвященника.
Учение о Святом Духе. Ориген ясно исповедует Лицо Святого Духа как особую Ипостась. Бытие Свое Он получает вечно от Отца Через Сына. Происходя через Сына, Святой Дух от Него получает все совершенства, в особенности, ведение Отца, и потому стоит в подчиненном отношении не только к Отцу, но и к Сыну. (См. «О началах», кн. I, т. 3).
Взаимное отношение Лиц Святой Троицы Ориген объясняет по Их действиям в мире. Деятельность Святой Троицы он рассматривал как бы в виде сужающихся концентрических кругов. Наибольший круг, как бы обнимающий другие, принадлежит Отцу; это сфера, распространяемая на все существа, есть деятельность Отца. Сын, деятельность которого распространяется на разумных тварей, — второй круг. Третий, меньший круг — Дух Святой, воздействующий на святых.
Ориген разрешил проблему различия Лиц Святой Троицы и первый ввел формулу «три Ипостаси». В этом его догматико‑историческая заслуга.
Космология. Творение мира у Оригена признается вечным. Но поскольку такой вывод стоял в противоречии с церковным учением о конце мира, то Ориген выходил из затруднения, предполагая бесконечный ряд сменяющих друг друга миров; каждый из них имеет конец, но в целом они вечны. Так пришел он к теории множественности миров.
Вечная творческая сила Бога, прежде всего, открылась в создании духов — по природе равных, — которых, впрочем, Ориген мыслил не совсем чистыми от тонкой материальности, ибо в собственном смысле духовным бытием, чуждым телесности, он считал только Святую Троицу. Дальнейшее творчество проявилось в создании материи. Причиной создания ее послужило падение духов.!!!!!!!! Для исправления их Господь и заключил их в материю: «При сотворении все разумные твари представляли собой бесплотные и нематериальные «умы» без имени и числа, так что все они образовывали единство в силу идентичности своей сущности, силы и энергии, а также по причине своего знания Бога Слова и единства с Ним. Но затем, утратив желание божественной любви и созерцания, они изменились к дурному: каждый в меру своей склонности к отпадению от Бога. И они восприняли тела, тонкой субстанции или грубее, и приобрели имена, чем и объясняется различие названий, равно как и тел, среди высших сил (небесных)... Разумные твари, охладев к божественной любви, были названы душами и в наказание облеклись более грубыми телами, подобными тем, какими владеем мы, и им было дано название «людей», тогда как те, которые дошли до крайности злодеяний, оделись холодными и темными телами и стали теми, кого мы называем демонами или же «духами злобы»... Душа получила тело вследствие прежних грехов, в наказание или отмщение за них» ("О началах", кн. 1, гл. 5, пар. 3; гл. 7, пар. З).
Т.е. материя всегда принимает форму, соответствующую совершенству того разумного существа, которым воспринимается: в низших существах она принимает вид грубых тел, в высших она может просветляться и одухотворяться. Во всяком случае она сама по себе не представляет зла и не препятствует развитию духовных существ.
Падение духов было различное; одни отпали от Бога больше, другие — меньше. С этого различия произошли все те различия, которые наблюдаются в этом мире, и, прежде всего, градация классов бытия. Те из духов, которые больше других сохранили стремление к Богу, образовали собою чины ангелов, различающихся друг от друга по своим заслугам. Они облечены в тонкие эфирные тела с различной степенью лучезарности. Духи, отпадшие от Бога, облеклись в более плотную светоносную материю и образовали собою светила небесные — солнце, луну и звезды. Еще более удалившиеся от Бога и охладевшие духи обратились в души людей. Смотря по заслугам своим в период предсуществования, души людей получают на земле разную участь. Наиболее грешные души рождаются в телах уродливых, безобразных; более чистые — в красивых и совершенных. В этом же смысле объясняются и другие неравенства среди людей. Именно ввиду своих прежних заслуг одни люди рождаются с блестящими умственными способностями, другие — крайне тупыми, одни — кроткими, другие — жестокими, одни — варварами, другие — греками, одни — знатными и богатыми, другие — рабами и бедняками. Так думал Ориген объяснить при предположении предсуществования душ те неравенства, которые так поражали его в земной жизни и которые он считал никак не примиримыми с совершенствами Творца. Но души людей не представляют собой еще последней ступени падения. Ниже пали духи, превратившиеся в демонов; они получили мерзкие и темные, хотя и невидимые, тела и свергнуты были в преисподнюю; из них больше всех охладел диавол; это — наиболее согрешивший дух.
Все эти различия обоснованы в свободной воле разумных существ. Отсюда между ними не существует непроходимых границ. Души могут развиваться или в сторону добра, или в сторону зла и, таким образом, или подниматься, или опускаться по лестнице бытия. Страдания и бедствия мира сего и самое создание материи имеет последней целью своей не наказание их, а исправление и воспитание. Вся мировая история, таким образом, есть история божественного домостроительства (икономиа — oikonmic), устроения спасения (см. о космологии Оригена в «О началах», кн. II, гл. 3, 9 и кн. III, гл. 5 и др.).
Антропология. История человека есть только часть мирового процесса; человек также подлежит божественной икономии. В составе человека имеются три части (трихотомия): в нем богоподобная душа (охладевший дух), соединена через посредство животной души с плотью. Разумная душа обладает свободной волей и способностью снова возноситься до чистой жизни. Неразумная же душа роднит человека с животными. В силу такого разнородного состава, человек всегда испытывает внутренний разлад в своей жизни. По природе своей он изначала получил образ Божий, а вместе с ним и возможность через упражнение в добродетелях достигнуть и богоподобия. Но стремясь к этой цели, он должен бороться со слабостью своего естества. Это потому, что все люди подвержены греху. Учение о первородном грехе и его всеобщности не чуждо Оригену. Правда, оно у него приняло оригинальный оттенок, поскольку Ориген относил грех к домирному всеобщему падению душ, но он допускал также, что самое рождение, соединение души с телом, оскверняет человека скверной греха, и потому считал необходимым Крещение для младенцев.
Христология. Самое соединение вместе Божества и человечества является непостижимой тайной. Душа Христа принадлежала к числу духов, созданных Богом, но в домирном бытии своем она тем выделилась из числа других, что только одна не отпала от Бога и пребывала в пламенеющей любви к Нему. В силу долгого упражнения в добре она настолько применилась к Нему, что для нее стало уже невозможным отпадение ко греху; с этой душой и соединился Логос для нашего спасения, а чрез ее посредство с телом.
Тело Его вполне соответствовало превосходству и совершенству Его души, ибо всякая душа образует сообразное себе тело. Поэтому тело Христа было необычайной красоты и совершенства, и если у пр. Исаии (53, 1–3) говорится о безобразном виде Христа: «Видехом Его и не имяше вида, ни доброты», — то это свидетельствует лишь о том, что плоть Христа принимала тот или другой вид в зависимости от духовного настроения тех, с которыми Он обращался.
При восприятии истинного человечества Логос не претерпел никакой перемены: Он остался по существу Логосом. Отсюда в Нем две природы. «Во Христе иное дело — природа Его Божества, потому что Он есть Единородный Сын Божий; и иное дело — человеческая природа, которую Он воспринял в последнее время по домостроительству» («О началах». Кн. I, гл. 2, §1).
Две природы во Христе образуют одно существо, так что «Христос есть нечто сложное» («Против Цельса», II, 9).
Трудную проблему — как представить единство Лица Христова при соединении Логоса с человеческой душой — Ориген пытался уяснить при помощи аналогии: а) нравственное единение как бы сливает между собою личности, — так прилепляющийся к Господу составляет с Ним один дух; б) раскаленное железо соединяет в себе свойства огня и железа, принимает в себя вид и жжение огня, так и душа Христа приняла и растворилась в Логосе.
Следствием соединения с Логосом было преобразование, обожение человеческой природы Христа. В особенности это нужно сказать о плоти Его по воскресении. Он воскрес из мертвых и обожествил воспринятую Им человеческую природу. Плоть Его одухотворилась и почти разрешилась в дух, слилась с Божеством и стала вездеприсущей: Он находится везде и все проникает — о Нем не должно думать, что Он заключен в каком‑либо одном месте. Словом, плоть Христа стала телом чудесным (см. «Против Цельса», II, 62; III, 41).
Учение об искуплении и спасении. Последствия греха были троякого рода: 1) неведение Бога; 2) подчинение власти диавола.
1. Господь прогнал неведение, сообщивши людям истину, Он учил словом и примером, и притом так, что был понятен всем и удовлетворял нужды всякого человека. Слова Его для ученых заключали в себе глубокие мысли; но они были доступны и для детей. На Своем примере Господь показал путь к совершенству и богоуподоблению.
2. Господь освободил людей из‑под власти диавола. Уяснял это Ориген при помощи целой теории выкупа у диавола. Люди, будучи побеждены диаволом, сделались его рабами, стали его собственностью на законном основании. Избавить их от его власти тоже нужно было на законном основании. И вот Господь предложил в качестве выкупа «за многих Свою душу». Диавол согласился, понимая всю цену безгрешной души Христа. Но он не знал плана божественного домостроительства, не знал, что смерть Христа разрушит власть смерти. Он думал удержать душу Христа во аде и в своей власти. Но, оказавши несправедливость по отношению к безгрешному Христу, он не мог удержать Его в своей власти и по договору должен был уступить выкупленных Христом людей. Христос вывел их из ада и Сам воскрес. Таким образом, Христос как бы обольстил диавола, что, впрочем, вполне было справедливо по отношению к обольстителю людей.
Искупление, совершенное Христом, имеет универсальное значение. Христос умер не только за людей, но и за все другие разумные существа. Плоды Его смерти распространяются на весь космос, даже на ангелов. Впрочем, иногда Ориген высказывался в том смысле, что Господь для искупления ангелов Сам становился ангелом и пострадал за них подобно тому, как и за людей!!!!! (см. «О началах», кн. I, гл. 2 — «О Христе»; кн. II, гл. 6 — «О воплощении Христа»).
Эсхатология. Почти все изречения Свящ. Писания о конечной судьбе мира и человека Ориген понимал в духовном смысле. Хилиазм он отвергает со всей решительностью, упрекая сторонников его в неразумии и ссылаясь на свидетельства Свящ. Писания о духовности будущего тела.
Характерным пунктом в учении Оригена о загробной жизни человека является мысль о возможности продолжения нравственного развития, очищения и совершенствования человека даже после его смерти — процесс спасения отдельного человека не заканчивается в земной жизни, но продолжается за гробом. Это учение вытекало у Оригена из основных понятий о благости Божией и о свободе воли человека.
После воскресения тело будет отлично от земной плоти по своим качествам: оно будет духовным, прославленным; оно не будет нуждаться в питании, пищеварении, размножении и потому соответствующие органы будут отсутствовать. Воскресшие тела будут соответствовать качествам душ; грешники будут облечены в темные тела, святые — в светлые. Дальнейшее развитие душ будет сопровождаться все большим и большим одухотворением телесной субстанции, пока она не разрешится в тонкую духовную «нерукотворенную» телесность («О началах», кн. II, гл. 6, §4).
Что касается грешников, то они подвергнутся мучениям в огне. Огонь, впрочем, этот не вещественный и наперед приготовленный, а духовный — муки совести, которые собирает в себе всякая грешная душа. Мучения эти не будут вечными. Бог наказывает для того, чтобы исправить; подобно врачу для исцеления от тяжких болезней Он употребляет огонь и, таким образом, очищает грешников от грехов. Если Свящ. Писание и говорит о вечности мучений, то для того, чтобы страхом наказаний отвлечь грешников от грехов; выражение «во веки веков» означает в нем определенный период. На протяжении веков все души без исключения обратятся к Богу. Все они будут наслаждаться блаженством, хотя не для всех одинаковым, ибо в доме Отца обители многи суть. В конце концов все восстановится в первоначальном состоянии. Материальный мир уничтожится. Это и есть конечное восстановление всего, апокатастасис — apokatastasiz. Идея апокатастасиса ведет к предположению, что и диавол спасется. Ориген, действительно, допускал возможность обращения злых ангелов, и говорит, что последний враг — смерть, истребится, но «не в том смысле, что уже не будет существовать, но в том смысле, что не будет врагом и смертью, ибо нет ничего невозможного для Всемогущего и нет ничего неисцелимого для Творца» («О началах», III, гл. 6, §5).
По‑видимому, апокатастасис не означает собой полного завершения мирового процесса. Свободная воля разумных существ всегда предполагает возможность падения, а с падением вытекает опять необходимость создания материи для исправления духов до нового апокатастасиса и т.д. до бесконечности. В этом пункте упрекал блаж. Иероним систему Оригена. Впрочем, Ориген утверждает, что свободная воля тварных существ будет укреплена в добре волей Божией и так непрерывно будет пребывать неизменной (см. «О началах», I, 6; II, 10; III, 6. «Против Цельса», VII, 27–32).
Эсхатологическое учение Оригена больше всего вызвало нареканий на него. Сам Ориген сознавал смелость некоторых своих мнений и потому высказывал их с оговоркой.