Модель развития науки Т. Куна и концепция методологического анархизма П. Фейерабенда.

Томас Кун, 1922-1996, "Структура научных революций". Базис для построения концепции - коперниканская революция в астрономии.

Основное понятие его теории - "парадигма" (с греческого - "образец") - несколько или одно научное достижение, признаваемое сообществом в определённый период времени. Сам Кун в это понятие вкладывал 22 аспекта, но понимал он это слово как "видение мира", "то, как мы видим мир". Наука появляется с появлением парадигмы.

Критерии парадигмы:

1. Задает некие образцы решения научных проблем, является моделью постановки научных проблем.

2. Создание трудов должны носить беспрецендентный характер. (Это идея Гришунина, которая судя по всему говорит о новизне научных трудов)

3. Достижение должно быть достаточно открытым (давать проблемы (задачи) для будующих поколений )

4. Очерчивает круг проблем, которые имеют смысл и решение.

"Научное достижение" - одна или несколько теорий. Парадигма одним научным достижением не ограничивается.

"Научное сообщество" - объединение учёных путём веры в парадигму. Парадигма объединяет вокруг себя научное сообщество.

В истории есть 2 фундаментальных этапа: период нормальной науки (господствует 1 парадигма) и научная революция. Между ними можно засунуть допарадигмальную науку и предреволюционный кризис.

"Дисциплинарная матрица":

1. Символическое обобщение (II закон Ньютона, закон Ома)

2. Концептуальная модель (общественно утверждена)

3. Ценностные ориентиры (определены как направления научного исследования, так и образцы решения конкретных задач и проблем. Какой из 2 несовместных путей выбрать? )

В период нормальной науки проблемы являются головоломками. Парадигма гарантирует решение задач, поставленных в её рамках. Также не создаётся принципиально нового знания, всё опирается на парадигму. Физики заняты уточнением и проверкой, открытием новых эффектов В РАМКАХ парадигмы. В этот период учёный - раб парадигмы. Далее возникает интеллектуальный дискомфорт (в связи с аномалиями, не решаемыми парадигмой), наступает период кризиса, выдвигается новая теория (смена парадигм). С точки зрения Куна этот процесс носит скачкообразный характер. Научная революция имеет иррациональный характер. Различные парадигмы соответствуют различному вИдению мира, откуда вытекает тезис о несоизмеримости научных парадигм (теорий). Кун и Фейерабенд полностью отрицают кумулятивный характер развития науки. Они считают разные теории принципиально несоизмеримыми. На предложение сравнивать различные теории посредством опытных данных оба решительно отвечают НЕТ, т.к. опытные данные "теоретически нагружены" (кинув соль в воду и не зная, что она растворяется водой, можно сказать "соль превратилась в воду").

По Куну, наука развивается скачкообразно, по Попперу - (перманентная революция) – плавно

Пол Фейрабенд. 1924-1997

Поучил фундаментальное образование по астрономии, физике, математике, истории искусства и философии. Получил степень доктора наук. После войны перебрался из Европы в Штаты. Преподавал там в университете города Беркли.

Основные труды:

«Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания».(1975)

«Наука в свободном обществе» (1978)

«Прощай разум» (1988)

Философские воззрения.

Он называл свою философскую концепцию «эпистемологичкский анархизм». (От греческого «эпистема» - «знание») В его основе лежат два принципа.

I: Принцип пролиферации. (Пролиферация – «размножение»). Учёный должен создавать самые разнообразные теории и концепции, в том числе и те, которые противоречат существующим на данный момент. Необходимо неограниченное размножение теорий, создание конкурирующих, альтернативных общепринятым.

Как показывает история, лучшие периоды в науке относятся к тем временам. когда происходила борьба таких альтернативных теорий.

II: Принцип несопоставимости.Теории, не связанные одним логическим обоснованием, несравнимы. Они используют разные методы. Если кто-то создал теорию, то:

Её нельзя опровергнуть с помощью эмпирических данных. Так как только эта теория сама формирует свои собственные опытные факты. Не возможно существование нейтральных эмпирических фактов. Они всегда теоретически нагружены.

Её нельзя отвергать, основываясь на общепринятых теориях и концепциях, которым она противоречит, поскольку в рамках неё они бессмысленны.

Её нельзя отвергать даже, если она противоречит традиционной логике, так как у неё может быть своя собственная отличная от традиционной форма логики. (Например закон исключения третьего Аристотеля о том, что между противоположными утверждениями ничего общего быть не может, не дейцствует, как выяснилось в квантовой механике).

Значит, допустимо всё: anything goes (всё дозволено). Это единственный принцип, который стоит защищать.

Фейрабенд вводит принцип упорства. Это общепринятое в науке требование не вводить в гносиологический оборот новых теорий, а сохранять старые и придерживаться их. Считается, что неэкономично вводить новую теорию, если она объясняет те же факты, что и уже существующая. Новая теория нужна, если она объяснит дополнительные факты по сравнению со старой. Но, по мнению Ф, новые экспериментальные факты просто не могут появиться, пока существует одна только старая теория. Если всё время следовать старым теориям, то невозможно получить новые результаты в исследовании.

Наши рекомендации