Английский эмпиризм xvii в. (ф. бэкон, т. гоббс, дж. локк)
Эмпиризм — познавательно-теоретическое направление в философии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии). С точки зрения методологии — принцип, исходя из которого вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на чувственном опыте.
Первым и основным исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Этот философ стал родоначальником английского эмпиризма, указал путь для развития естественных наук. В своих исследованиях он вступил на путь чувственного опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он утверждал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Единственно надежным методом познания Бэкон считал индукцию, ведущую к познанию законов.
Высшей целью науки он называл господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам».
Путем, который ведет к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент.
Ученый должен, согласно Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т. е. применять индуктивный метод познания.
Томас Гоббс (1588–1679) – последователь философии Бэкона, развивает ее сенсуализм и эмпиризм. . Однако в отличие от Бэкона Гоббс уделяет большое внимание системности своей философии. В качестве идеала он принимает математику, и пытается построить философию так же логично, как строится математическая дисциплина. В теории познания Гоббс является последовательным сенсуалистом и утверждает, что все наши знания происходят из ощущений, и только из них. Ощущения — основной и единственный источник знания. В ощущениях Гоббс отмечает два элемента: реальный и воображаемый. Реальный элемент — это физиологическая реакция тела на раздражение. Воображаемый элемент — это то, что представляется в снах, галлюцинациях. критерием истинности, по Гоббс, выступает непротиворечивость суждения.
Джон Локк (1632–1704). Предмет философии, по Локку, примерно такой же, как и у Гоббса: исследование происхождения знания. Единственным источником знания является опыт. Опыт бывает двух видов — внутренний и внешний. Внешний опыт дает нам знание о предметах внешнего мира, а внутренний — о нашем внутреннем мире. При рождении душа человека представляет из себя чистую доску. При помощи воздействия на органы чувств в душу входят идеи, поэтому в уме есть только то, что приходит в него посредством наших чувств.