Проблема источника и движущих сил общественного развития. Роль народных масс и личности в истории
Это одна из коренных проблем философии и социологии.
Влияние широчайших нар. масс на прогресс культуры проявляется в многообразных формах, как непосредственно, так и опосредствованно. Основа всякой духовной культуры – язык – создан нар. массами. Сокровищница нар. творчества – постоянная питат. среда подлинного иск-ва. Величайшие творения иск-ва и лит-ры подлинно народны, в них получают отражение актуальные обществ. проблемы. В развитии естеств. науки и техники важную роль играет обобщение производств. опыта масс. Науки об обществе развиваются на основе обобщения данных обществ. практики, освободит. борьбы масс.
Марксизм опроверг то, что выдающиеся личности могут по своему произволу творить историю; он объективно оценивает роль отд. личностей, их творч. инициативы, пределы их влияния на ход историч. событий, показывая, какие условия определяют успех и значение их деятельности. Общий ход и направление историч. развития не зависит от отд. личностей. Личность может влиять на историч. события, но она не может ни отменить, ни изменить объективные обществ. закономерности. Результаты деятельности той или иной личности в конечном итоге определяются историч. необходимостью.. При равных условиях, индивидуальные качества лица, стоящего во главе движения, могут ускорить или замедлить, облегчить или затруднить необходимый ход развития событий, наложить на них определ. индивидуальный отпечаток.
При исследовании роли личности в истории следует различать категории историч. и великой личности. Исторической можно назвать личность, с именем к-рой связаны крупные историч. события и к-рая наложила свой отпечаток на эти события. При этом еще не учитывается в каком направлении – прогрессивном или реакционном – действует данная личность. Но не всякая историч. личность является великой. Великая личность – та, к-рая своей деятельностью ускорила прогрессивное закономерное течение обществ. процесса. Каждой обществ. эпохе и каждому классу присущи свои методы формирования, воспитания и выдвижения вождей, организации руководителей и руководства, взаимоотношения вождей, класса и масс. Идеологи и вожди эксплуататорских классов стремятся стать над массами и их выборными органами, командовать массами. Вожди рабочего класса, напротив, выражают коренные интересы трудящихся масс. Основоположники марксизма-ленинизма глубоко верили в разум и творч. силы народа, решительно выступали против культа личности политич. вождя.
Марксизм придает огромное значение активной роли нар. масс, классов, партий, отд. личностей в историч. процессе, в реализации различных возможностей, таящихся в конкретной историч. ситуации. Он отличается от всех др. социальных теорий соединением научности, трезвости в анализе объективного хода истории.
Закон возрастания роли масс в истории дает руководящую нить для понимания существ. причин ускорения темпов обществ. прогресса. Гигантское возрастание роли нар. масс в совр. эпоху связано с ростом могущества и междунар. влияния СССР, мировой социалистич. системы, распадом колониальной системы под ударами нац.-освободит. движения, обострением классовых противоречий в странах капитала и расширением социальной базы антимонополистич. борьбы.
Социалистич. революция впервые в истории освобождает нар. массы от социального, нац. и духовного гнета, раскрепощает их творч. силы. Без широкого участия нар. масс в политической, хозяйственной и культурной жизни общества невозможно построить социализм и перейти к коммунизму. "Живое творчество масс – вот основной фактор новой общественности...
Серьезной помехой росту активности нар. масс при социализме и переходе к коммунизму являются нарушения принципов социалистич. демократии, бюрократизм и формализм в работе гос. органов и обществ. организаций, недооценка принципа материальной заинтересованности в результатах труда, невнимание к данным практич. опыта масс, к запросам обществ. мнения. Коммунистич. партия решительно борется против подобных методов руководства.
40.Социальная структура общества. Типы социальных структур: социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая.
Общество на любой ступени своего развития не является однородной совокупностью индивидов, а представляет собой отношения взаимосвязанных социально-исторических общностей с присущими каждой из них определенными качественными особенностями. Под социальной структурой понимают строение общества как целостной системы, состоящей из элементов и связей между ними. Понятие «социальный» употребляется не как синоним слову «общественный», что применимо при сопоставлении общества и природы, а в смысле обозначения особого вида общественных отношений между этносами (нациями), классами, профессиональными группами, коллективами, семьями. Специфика социальных отношений проявляется в том, что они непосредственно связаны и с материальными, и с идеологическими отношениями, как бы «синтезируя» их определенные стороны. Носителями (субъектами) социальной структуры являются социально-исторические общности людей (этносы, классы, социальные группы, слои внутри классов и групп) и социальные ячейки общества (семья, а также в некоторых отношениях трудовые коллективы, целевые группы, территориальные общности). Многообразные внутренние социальные связи, отношения соединяют людей в определенные устойчивые объединения — социальные общности и социальные ячейки. В свою очередь социальные общности, социальные ячейки вступают в различные перекрестные связи между собой, поскольку их реальное бытие совершается в одно и то же время и нередко имеет место на одном геопространстве. В социальных связях получают воплощение отношения равенства и неравенства по положению общностей, групп и ячеек в обществе.
Полит. структура - совокупность полит институтов, идей норм. избирательного права, общественное гонение с помощью кот. осуществляется власть и влияние на нее.
Структура общества.
Социальные образования и исторические формы их эволюции. Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип соц.сферы общества: наличие определенных классов и соц.групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин : классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.