Современная наука о строении материи
От философского понятия материи следует отличать естественно научные представления о конкретном строении материи, ее видах, свойствах. Они ограничены уровнем развития конкретной науки и практикой. «Философская материя» охватывает объективный мир как таковой, все что существует вне и независимо от сознания.
Новейшая физика выделяет 3 различные области материального мира (неорганическая природа):
1. Макромир – охватывает как мельчайшие частицы вещества, так и огромные звездные системы – галактики. Движение тел в макромире подчиняется законам Ньютона.
2. Микромир – это элементарные частицы, ядра атомов, атомы. Время протекания процессов в микромире – миллиардные доли секунды.
3. Мегамир – (большой, гигантский) – за пределами доступной человеку Вселенной. Исследован чрезвычайно мало. Не создана стройная теория и пока приходится иметь дело с гипотезами. Согласно одной из них, в результате больших расстояний между телами закон всемирного тяготения Ньютона не действует. Тела, разъединенные большими расстояниями, двигаются в беспредельных просторах не замечая друг друга. Другая гипотеза утверждает о том, что материя там находится в «домеханическом» состоянии. Там нет ни атомов, ни молекул, там только зарождаются «элементарные» частицы.
Органическая природа состоит из следующих уровней: Молекулярный; Микроорганизмы; Клеточный уровень.
Человеческое общество: Человек; Семья;Производственные коллективы, классы, социальные группы;Государства; Общественно-экономические формации.
Познание строения веществ дает возможность управлять процессами, происходящими в мире – микроорганизмов, растений, животных, воздействовать на обмен веществ, наследственность организмов. Современная наука показала, что все известные сегодня миры – это часть единого целого, поэтому они попадают под действие общих закономерностей, везде действует закон причинности.
6. Понятие движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь.
Коренные свойства материи, которые присущи всем предметам и явлениям, без которых материя не существует и которые без материи не существуют – это движение, пространство и время.
Учение о движении материи разрабатывалась на протяжении всей истории философской мысли. Древнегреческие философы рассматривали субстанции – воду, воздух, огонь – как непрерывно изменяющиеся, находящиеся в вечном движении. Гераклит считал, что в мире нет ничего неподвижного: «В одну реку нельзя войти дважды». Незнание движения влечет за собой незнание природы.
Дальнейший шаг в изучении движения был сделан материалистами 17 в. (Декарт, Гоббс). Хотя они рассматривали его исключительно в механической форме. Все изменения, происходящие в природе, сводились к пространственному перемещению тел или составляющих их частиц. Такое ограниченное представление о движении было не случайным, т.к. стала развиваться механика земных и небесных тел. В силу этого у ученых сложилось убеждение, что механическое перемещение есть единственная форма движения, а механика – это универсальная наука, лежащая в основе этого знания.
Материалисты 18 в. несмотря на ограниченность естественнонаучных знаний, развивали идею о внутренней активности материи, неразрывной связи между материей и движением.
Огромное значение для развития учения о движении имели идеи Гегеля. Он рассматривал действительность в виде процесса, который постоянно движется, изменяется, а его источником являются противоречия. Однако Гегель отрицал развитие природы как таковое.
В диалектическом материализме (Маркс, Энгельс) движение охватывает все изменения и процессы, происходящие во Вселенной (начиная от пространственных вещей и заканчивая мышлением). Движение может происходить по восходящей линии (прогрессивное) или по нисходящей (регрессивное), может усложняться или упрощаться, идти по кругу. Источником движения видели – борьбу внутренних противоположностей, присущую всем без исключения объектам действительности.
Значит, движение является «самодвижением» и не требуется первотолчка. Энгельс впервые обосновал единство материи и движения: движение не существует без материи, но и материя без движения немыслима. Движение не может исчезнуть, оно может лишь переходить из одной формы в другую.
Следовательно, под движением нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Правомерно говорить о двух основных типах движения:
- первый тип движения основан на сохранении качества предмета в процессе изменений;
- второй тип движения характеризует изменения качественного состояния предмета, смену одного качества другим (например, распад или синтез). Особым состоянием движения выступает развитие. Оно характеризует возникновение нового.
Свойства движения.Движение обладает целым рядом важнейших свойств:
- объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений.
- Всеобщность – любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи.
- Несотворимость и неуничтожимость. Диалектический материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал возможность божественного толчка. В данном случае проводится мысль о некоем начале движения.
- Абсолютность – без движения материя не существует. Однако материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Оно проявляется, прежде всего, в сохранении самого состояния движения. Но всякий покой относителен. Во-первых, он имеет место лишь по отношению к определенной точке отсчета, а не ко всей материи. Во-вторых, покой – это переходящий момент, т.к. отрицание состояния покоя в результате движения есть возникновение нового в материальном мире.
- Прерывность и непрерывность движения. Прерывность движения – это его дифференциация на бесконечное множество процессов локализованных во времени и пространстве, его делимость на относительно самостоятельные формы и виды. Непрерывность движения - означает единство, взаимосвязь целостность всех отдельных форм и видов универсального движения.
Формы движения.Из древних философов Аристотель различал 6 видов движения: возникновение, уничтожение, изменение по качеству, увеличение, уменьшение, перемещение.
Научную классификацию форм движения дал Ф. Энгельс, опираясь на уровень развития естествознания своего времени. Он выделил 5 основных форм: Механическое – перемещение тел в пространстве. Физическое – движение молекул. Химическое – движение атомов внутри молекул. Биологическое – органическая жизнь. Социальное – развитие общественных отношений в результате практической деятельности человека, история общества.
Соответственно иерархии материи существуют три блока движения:
- в неживой природе (неорганической) – доминируют физические и химические формы движения.
- живой природе – основной является биологическая форма движения.
- В обществе – социальная форма движения.